Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хулиганский

Полонез

Датировка: появился предположительно в XVII в., и до сих пор существует в живой традиции.
Источники: Клемм, Бернгард. " Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев". СПб, 1884 г.; Ивановский И. П. Бальный танец XVI-XIX вв. Л.-М., 1948 г.
Записан: Евгенией Солениковой.
Музыка: музыкальный размер 3/4; записи: полонез Огинского: вариант первый, вариант второй, полонез из оперы «Евгений Онегин»: вариант первый, вариант второй, полонез из оперы «Иван Сусанин» вариант первый.

Этим танцем открывался любой бал. По сути своей это было торжественное шествие, в котором принимали участие все прибывшие, даже если потом они весь бал проводили за карточным столом. В первой паре шел хозяин с самой знатной гостьей, во второй — хозяйка с самым именитым гостем. Если на балу присутствовал Император, то полонез открывал он с хозяйкой дома, а второй парой шел хозяин с Императрицей. Первая пара задавала фигуры, остальные повторяли их. Количество фигур не было ограничено. Их можно было придумывать прямо по ходу танца. Безвкусными считались только «воротики». Сам танец мог продолжаться около часа.

Шаг полонеза

Глиссе правой ногой, переходящее в плие (небольшое приседание на ноге). Шаг на полупальцы левой ногой, шаг на полупальцы правой ногой. Все повторяется с левой ноги. Стоит отметить, что полонез должен танцеваться плавно, без задержки между шагами.

Положение танцующих

Развернуты лицом по направлению движения, корпуса чуть откинуты в стороны друг от друга, кавалер предлагает даме правую руку, дама лишь слегка касается ее пальцами левой руки. Кавалер не должен тащить даму или сжимать ее руку.

Начало танца

Первый кавалер громко объявлял «Руку дамам, господа, и следуйте за мной». После чего приглашал даму и начинал равномерное движение по кругу. Остальные пары встраивались в общую колонну. Все должны были идти в ногу. Бежать (и вообще сильно ускоряться) считалось неприличным. Между парами должно держаться равномерное расстояние (80-100 см). После создания колонны начинали исполняться различные фигуры.

Фигуры делились на фигуры «прямые» — исполнялись колонной или «боковые» — для их исполнения все перестраивались в цепочку. Для того чтобы перестроиться, первая дама, не отпуская руки партнера, делала шаг назад и предлагала руку следующему кавалеру, затем тоже самое делала вторая дама и т.д.

Фигуры

«Фонтан» Дойдя до стены, пары расходятся: кавалеры идут налево, дамы направо, в конце зала сходятся, снова соединяют пары, и колонна идет дальше.
«Кресты» Начинается также как «Фонтан», но в конце зала первый кавалер подает руку второй даме, а над их руками второй кавалер — первой даме. Такими четверками идут до точки, где расходились в первый раз, далее руки опускаются, и исполняется «Фонтан»
«Приветствие» Начинается также как «Фонтан», но в конце зала пары не соединяются, а линии дам и кавалеров проходят мимо друг друга: кавалеры по внешнему кругу, дамы по внутреннему. У точки, где пары расходились, линии вновь проходят друг мимо друга, кавалеры по внешнему кругу, дамы по внутреннему, снова доходят до конца зала, где соединяются в пары. Когда кавалер и дама одной пары проходят друг мимо друга, они приветствуют друг друга кивком.
«Две колонны» Кавалер и дама первой пары кланяются друг другу и на один полонезный шаг расходятся в стороны и встают лицом друг к другу. Вторая пара проходит между ними и расходится также. Далее все следующие пары. Когда все перестроились в две линии, кавалер первой пары подает своей даме руку и проходит между линиями, далее то же делает кавалер второй пары (после того, как мимо него прошла первая пара), и так далее, пока колонна не восстановится.
«Траверсе» У стены пары расходятся — первая налево, вторая — направо, и так далее, перестраиваясь в две колонны. Дойдя до конца зала, колонны оказываются лицом друг к другу. Все опускают руки и проходят сквозь вторую колонну, так, что бы дамы первой и второй колонн проходили внутри, а кавалеры снаружи (дама 1-й колонны между кавалером 2-й и дамой 2-й, дама 2-й колонны между дамой 1-й и кавалером 1-й). После чего колонны снова доходят до точки, где они разделились, и снова сливаются в единую колонну.
«Лабиринт» Все танцующие выстраиваются в цепочку за первым кавалером, который ведет их, описывая разные фигуры (зигзаги, улитку и пр. — как подскажет фантазия).
«Гирлянды» Все выстраиваются в цепочку, цепочка замыкается в круг, все останавливаются. На первый полонезный шаг первая пара разворачивается лицом друг к другу. На второй это делают все остальные. За три такта, соответствующие следующему полонезному шагу, первый кавалер подает своей даме правую руку, она кладет на нее свою правую руку. За следующие три такта то же делают все остальные. На следующие три такта все меняются местами со своими партнерами и оказываются лицом с другими партнерами. Им подают левые руки. Далее на каждый полонезный шаг нужно поменяться со следующим партнером поочередно за правую и левую руки, пока не вернетесь к своему партнеру.
«Змеиные линии» Все идут змейкой, и последние две пары, не размыкая между собой рук, отрываются от общего хвоста. Общая змейка проходит перед ними (сначала перед последней дамой, затем перед ее кавалером, перед второй дамой, ее кавалером), последние две пары снова отрываются, и так пока все не перестроятся в колонну по две пары. Тогда последняя дама ведет свою четверку змейкой между другими четверками и встает перед первой четверкой (дама перед дамой, кавалер перед кавалером), затем следующая дама ведет следующую четверку — и так пока не пройдут все.
«Фонтан парами» дойдя до стены (далее стена где расходятся), первая пара идет направо, вторая налево, третья направо, четвертая налево и т.д. Пары обходят зал, встречаются у противоположной стены (далее стена где сходятся), и снова перестраиваются в единую колонну в прежнем порядке
«Четверки» Пары расходятся также как и в предыдущей фигуре, но у стены, где они сходятся, пары не сливаются в единую колонну, а становятся в четверки (первая со второй, третья с четвертой и т.д.). Дойдя до стены, где они расходятся, четверки снова разбиваются на пары, далее фигура заканчивается также как и предыдущая.
«Кавалеры отдельно и дамы отдельно» фигура начинается также как и предыдущая — пары расходятся направо — налево, перестраиваются в четверки, но у стены где они расходятся от четверки отделяется только левый кавалер (т. е. кавалер 1, 3, 5 и т.д. пары), он идет налево, а оставшиеся трое — направо. У стены, где сходятся, они снова объединяются в четверку, а у стены, где расходятся правая дама (т.е. дама 2, 4, 6 и т.д. пары) уходит направо, а оставшиеся трое — налево. Далее, сделав круг, все снова собираются в четверку, фигура заканчивается как и предыдущая.
«Проход сквозь строй» Пары проходят до стены и расходятся на фонтан (дамы направо, кавалеры налево). Встретившись у другой стены, они не соединяются, но проходя на сторону партнера: сначала первая дама, затем первый кавалер, затем вторая дама, затем второй кавалер и т.д. строй дам и строй кавалеров пи этом скрещиваются как бы проходят друг сквозь друга. При исполнении этой фигуры нужно особенно тщательно соблюдать ритм движения и расстояние между парами, чтобы на месте скрещивания строев не получилось толпы. Внимание! Каждый кавалер пропускает свою даму и идет перед дамой следующей пары.

Все фигуры полонеза описать невозможно, т.к. этот танец во многом строится на импровизации первой пары.


Хулиганский

Вопрос прозвучал: где описан полонез с отбоем?
В русских источниках - нет. Сначала я читала о нем в статьях со сслыками на книги:
Князьков С. А. Быт дворянской Москвы конца XVIII и начала XIX в. Москва в ее прошлом и настоящем. Т. 8. М., 1911.
Булгарин Ф. В. Маскарад в доме госпожи Энгельгардт. Северная пчела, 1830. №21.
Булгарин Ф. В. Маскарад, 9 февраля у госпожи Энгельгардт. Северная пчела, 1830. № 18.

Цитата дословная такая:
Напоминанием о петровских ассамблеях в 19 веке служила фигура «отбивания» дам. Она редко встречалась на балах в Петербурге, но зато была почти неотъемлемым атрибутом московских танцевальных собраний. «Бал открывался длинным польским, тянувшимся извилистой полосой по всем комнатам. В передних парах шли почтенные и знатные гости, старики в звездах и лентах, ведя галантно своих тоже «кавалерственных» дам, степенные старики и почтенные старушки в шутку то щеголевато кланяются, то приседают. Не попавшие в польский мужчины один за другим останавливают первую пару и, хлопнув в ладоши, отбивают даму. Кавалеры отвоеванных дам достаются сзади идущим дамам и переходят от одной к другой. Кавалер в последней паре оказывается в одиночестве. Иной стоически переносит остракизм и отправляется к одному из карточных столов или в буфет отдохнуть от своих подвигов, а иной, преследуемый словами: «Устал! В отставку! На покой!» бежит к первой паре и отбивает даму. Смех, толкотня, недосказанные речи, недослушанные ответы, жданные и нежданные встречи, извинения, шутки и прибаутки весело кончают длинный польский»

И вот только что обнаружена еще одна цитата в литературном произведении, в описании свадебного бала.
Отечественныя записки, учено-литературный журнал, издаваемый Андреем Краевским (1846)
«Походная барышня», Сергей Победоносцев (год написания также 1846, но, видимо, о более раннем периоде)

" Музыканты грянули полонез: «Славься сим Екатерина, славься нежная к нам мать». В первой паре шел пан маршалок, во второй шел Иван Иванович со старухою старостиною. В комнатах расходиться было негде, и танцующие пары, с музыкантами впереди, вышли в сад, и из сада на улицу. Дорогой закричали: отбивать! и молодая переходила из рук в руки. Каждый спешил отбить ее, чтобы сказать несколько комплиментов, приличных настоящему случаю, от которых улыбалась и краснела Констанция. За полонезом шли матрадуры, англезы, обертасы, модныя кадрили и бесконечныя мазурки, в которых даже сама пани старостина с очками на носу приняла непосредственное участие. А уж каких фигур не выдумывали в мазурке! Принесли подушку, бросили ее к ногам дамы и становились на колени, - качали на подушке дам, - заставили Констанцию снять башмачок и пили из него венгерское за ея здоровье. С французской кадрилью было много хлопот: многия дамы вовсе не танцевали ея, многие кавалеры не нашли vis-à -vis, потому что не хотели танцовать с теми или другими... "

Н.В. Сушков: «Картина русского быта…» 1852
«Не попавшие в польский мужчины один за другим останавливают первую пару и, хлопнув в ладоши, отбивают даму: кавалеры отвоеванных лам достаются следующим, переходя от одной к другой, а кавалер последней пары остаётся в одиночестве. Иной стоически переносит остракизм и отправляется в боскет или к одному из карточных столов отдохнуть от своего подвига, а иной, преследуемый обидными со всех сторон словами: устал!, в отставку!, на покой!, отчаянно бежит к первой паре и отбивает даму».

Кратко:

Кавалер подходит к колонне и с хлопком отбивает даму после 1 фигуры, все остальные кавалеры смещаются назад на одного к новой даме.

Первый кавалер (тот, кто отбил даму) заводит свою фигуру (из тех, что описаны выше) и красуется. Последний же либо после 1-2 фигур также отбивает даму, либо заканчивает танец. И такая процедура повторяется до тех пор, пока звучит музыка. Тот кавалер, кто встал за 1-го показывает свое мастерство во время 1-2 фигур… его даму не отобьет следующий J

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
IV. Обеспечение безопасности участников и зрителей | Формуляр модуля




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.