Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Людмилы Петрушевской

Технология " мрака" в прозе

 

В середине 80-х годов появились " слишком мрачные", " черные", " жесткие" произведения Л.Петрушевской в журнале " Аврора" - рассказ " Через поля" (1984), в 1987 г. в журналах " Аврора" и " Нева" - подборки из трех рассказов.

 

Петрушевская писала о современной жизни, и основная масса ее произведений действительно была " мрачна" и " тяжела" по своему содержанию: " Грипп" - о самоубийстве, " Бессмертная любовь" - о помешательстве, " Дочь Ксении" - о проституции и еще - о смертельных болезнях, об убивающем равнодушии, о неблагополучии семейной жизни, о беспросветной мерзости, о неустройстве личной судьбы, о безысходности человеческого существования.

Героями ее произведений стали " маленькие" люди, замученные жизнью, обманутые судьбой, непонятные и нелюбимые, нередко герои с притупленными чувствами, живущие как во сне или под наркозом, без ярко выраженных личностных эмоций. Среди них - преимущественно женщины, слабые и несчастные, страдающие в жестком и бездушном мире и нередко сами становящиеся жестоким и бездушными.

Ведущий мотив - мотив одиночества, отстраненности от жизни, брошенности и неустроенности.

 

В чем причина той сгущенности, " неразжиженности" ужасов и несчастий, которые происходят с персонажами?

Каков смысл нагнетания трагедийности конфликтов и неразрешимости проблем, которые встают перед ее героями?

Где истоки того зла и той ненависти, что рассеяны в героях Петрушевской?

По словам Виктора Ерофеева, " Людмила Петрушевская, находясь на стыке двух литературных поколений, " разрывается" между уверенностью шестидесятников, что пороки социально мотивированы, и между безнадежностью " другой литературы", когда источник зла обнаруживается в самой природе человеческой".

 

Однако ни проза, ни драматургия Петрушевской не дают основания считать, что автор занимается поисками истоков и первопричин зла, подобно классикам русской литературы - Н.Гоголь, Ф.Достоевский, Ф.Сологуб, на чьи традиции в прозе Петрушевской указывает критика.

 

1. " Позиция автора"

В русле литературы постмодерна Петрушевская принципиально выступает в роли бесстрастного свидетеля, детально-точного бытописателя, соблюдает позицию невмешательства, ибо иная позиция в философии постмодерна объективно немотивированна, лишена смысла и обречена на неудачу.

А.Барзах говорит о возникновении в прозе Петрушевской иллюзии " всезнающего автора, находящегося вне поля действия и всласть ерничающего и по поводу героев, и над собой, и, заодно, над самим фактом литературности"

 

2. Игра в творчестве Петрушевской

не носит характера релаксанта, но служит намеренной драматизации событий и сознательному наращиванию напряжения художественного повествования.

Петрушевская " играет" в литературу и " играет" в литературе.

 

3. Проза Петрушевской не психологична, " внепсихологична, антипсихологична" (А.Барзах). Эту прозу нельзя назвать психологической. Она скорее как бы ситуационна; это " драма положений", скорее " драма характеров ".

Е.Щеглова пишет: " Она не создает характеров. Их просто не существует в ее художественном мире".

М.Липовецкий обозначил их как " архетипы", некие знаки, формулы, имеющие внешние признаки, но не имеющие мотивации, не предлагающие развития. Е.Щеглова назвала это " конспектом образа".

Ни один персонаж не имеет " предыстории". Характеры обозначены схематично, знаково, эмблематично. Они дают представление о содержании знака, но не дают его экспозиции, истоков и условий его формирования. Интерес заключен в самой избранной ситуации, в том, какова непосредственная реакция персонажа на выбранные обстоятельства.

4. Петрушевскую привлекают обстоятельства и ситуации исключительные, неординарные, непроходные, наиболее сильные и острые в эмоциональном плане.

М.Липовецкий: " Даже рисуя совершенно проходную ситуацию, Петрушевская, во-первых, все равно делает ее пороговой, а во-вторых, неибежно помешает ее в космический хронотоп".

Ее сюжетные коллизии, по существу, - отдельные " куски" и " автономные осколки" действительности, а картина жизни, складывающаяся их них, - " дробная" и " бессвязная".

 

5. Лишенная цветового спектра, не оттененная другой гаммой, избегнувшая контраста с " белым", " чернота" выглядит единственно-убедительной и возможной, " не-такой-уж-черной", а скорее - серой, обыденной, обыкновенной.

По Н.Лейдерману и М.Липовецкому, Петрушевская последовательно " романизирует" хаос бессвязных фрагментов, литературностью письма обеспечивая жизнеподобие".

 

Автор " играет" с читателем: она сознательно переводит неординарное в ранг ординарного, необычное в положение обычного, исключительное в разряд привычного. Ей удается за счет " эксклюзивности" событий добиться высокого эмоционального накала письма, с другой- за счет " умножения" их количественного присутствия в тексте вызвать " симптом привыкания" и благодаря этому сохранить иллюзию достоверности и жизнеподобия изображаемого.

 

6. Детализация у Петрушевской носит особый характер: конкретная деталь не является признаком конкретики индивидуализированного мира, но чертой мира без-индивидуального; деталь - характерологическая особенность определенной социальной среды в целом, а не личностного мира конкретного персонажа.

Именно поэтому ни черт урбанистического пейзажа, ни " топографических" признаков, ни " координат" местности в рассказах нет. Место событий в рассказах " конкретно" настолько, насколько это не мешает ему быть универсально-типизированно-социально-обобщенным.

 

7. Антураж событий стерт, границы пространств " кулуарны", а количество героев минимизировано: " лишних" героев нет.

Отсутствие " фона" усиливает " крупный план"

И. Пруссакова: " этапы великого пути" героев Петрушевской всегда одни и те же - " любовь, нелюбовь, одиночество, гибель".

А.Михайлов: " В центре, как правило, ОНА. Это или " обыкновенная приличная еврейская женщина с большими черными глазами" (" Али-баба"), или " тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире" (" Страна").

ОН " сразу...стал гулять, много пил и иногда дрался" (" История Клариссы"), или какой-нибудь интеллигентный неудачник (" Я люблю тебя").

К ним могут подключаться второстепенные действующие лица, как-то сосед(ка), товарищ (подруга) по работе, человек из очереди и т.д.

 

 

8. Сюжет сводится в основном к тому, что два упорных человека, прошедших трудную школу борьбы друг с другом, доводят дело, " когда уже ничего не нужно". Сюжет сознательно " свернут", " сгущен ", " спрессован", " сжат" настолько, что " лишен каких бы то ни было пустот". Роль " пустот" у Петрушевской берут на себя те " белые" полосы в человеческой судьбе, о которых шла речь выше.

 

9. Если автор моделирует жизнь одного персонажа, создает моно-геройный рассказ, то, изобразив одно из " черных" обстоятельств жизни героя (ини) (например, разрыв с любимым человеком, болдезнь, смерть и т.д.), Петрушевская намеренно " перелистывает" " белые ", т.е. " пустые " для нее, страницы жизни персонажа. Вся жизнь героев Петрушевской художественно-обоснованно окрашена в " черные" тона и покрыта " полным мраком".

Таким образом, сюжет строится фрагментарно, эпизодично, выборочно.

Он не разворачивается последовательно и линейно, а " возникает из неупорядоченных частей фабулы", концентрируется вокруг отдедльных " черных" событий и эпизодов.

Смысл рождается из обмолвок (" бывший муж"), замечаний, повторов и отступлений в речи автора или персонажей.

10. Петрушевская конструирует, выстраивает свой текст.

" Прагматическое письмо" Петрушевской с явной тенденцией к деструктуризации действительности через упрощение и схематизацию.

 

Творчество:

70-е годы: Пьеса " Уроки музыки" была поставлена Р.Виктюком в Студенческом театре МГУ;

Ю.Любимов поставил в 1974 г. " Любовь" в Театре на Таганке.

В театре " Современник" - " Квартира Коломбины" - 1981г.

За ним последовали спектакли " Три девушки в голубом", " Надежды маленький оркестрик", " Песни ХХ века", " Итальянский вермут без антракта, или Чинзано" и др.

Для детей: " Два окошка" (1975), " Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает", " Золотая богиня" (1986)

Первый сборник - " Бессмертная любовь" был опубликован в 1972г. через 16 лет после его написания.

Премии: международная им.Пушкина (1991г. Гамбург)

Букеровская (1992) за повесть " Время ночь"

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Людмила Петрушевская.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.