Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика социометрии как метода научного исследования






Социометрия (от лат. societas - общество и...метрия), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.

Статус (от лат. status-положение, состояние) - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Важными характеристиками статуса является престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида[1].

По определению Немова Р.С. статусом в группе называют положение, занимаемое в ней тем или иным участником. Статус члена группы будет высоким, если он имеет авторитет в данной группе, если его уважают, любят, хорошо и внимательно относятся к нему. Низким будет статус в группе того ее участника, которого не любят, не уважают и плохо к нему относятся[2].

В соответствии со своим статусом человек должен вести себя определенным образом. Совокупность действий, которые он должен выполнять, определяют его социальные роли. Сумма ролей, принадлежащих данному статусу, называется ролевым набором. Ролей может быть много в зависимости от того, насколько человек приобщен к социуму. В случае, если ролевые требования не выполняются и ролевые ожидания не реализуются, могут следовать социальные санкции, как правовые, так и моральные[3].

Социометрия - теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр, и социальный психолог Якоб Морено. Реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах. Термин " Социометрия" возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж). Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии - эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. " Микросоциология, писал Морено, фактически возникла с появлением моей теории " социальной микроскопии". В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии". Изучение " первичных атомистических структур человеческих отношений" рассматривалось Морено как " предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований". Одно из центральных понятий этой теории - теле, - термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.

Суть " общей теории социометрии" состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.

Основные положения теории Морено:

Социальный атом общества - это не отдельный индивид, а их сосуществование;

Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;

Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;

Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени»

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I. Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

П. Второй круг - зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III. Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг - зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.

Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Качественный анализ данных представляет собой текст в виде ответов на следующий ряд вопросов:

· Какие статусы преобладают в классе?

· Есть ли «звезды»?

· Каково соотношение непопулярных статусов в классе?

· Каковы причины изоляции или отверженности отдельных учащихся класса?

· Есть ли в классе устойчивые микрогруппы?

· По каким принципам образованы микрогруппы (что объединяет ее членов)?

· Каковы взаимоотношения между мальчиками и девочками в группах?

· Каким образом организованы отношения между теми, кто не вошел в микрогруппы?

· Как выглядит система отвержений? Есть ли в ней «козлы отпущения»?

· Как можно в общем охарактеризовать социально-рефлексивные способности учащихся класса?

· Есть ли в классе школьники с очень низким уровнем социальной рефлексии?

· Каковы причины низкой рефлексии (защитная реакция, низкий уровень умственного развития, инфантилизм, личностные нарушения)?

· Есть ли в классе школьники, обладающие выраженным ценностным влиянием?

· Носителями, каких ценных для класса качеств и умений они являются?

После проведения этого комплексного теста следует продумать коррекционную работу со всем классом либо с отдельными учащимися (изгоями, отверженными и т.д.).

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.