Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике.






В процессе обучения по выработке умений и навыков используются следующие методы.

Метод упражнений, сущность которого в том, что учащиеся совершают многократные действия, т.е. упражняются (тренируются) в применении усвоенного материала на практике, углубляя свои знания и вырабатывая умения и навыки. Следовательно, упражнения:

­ во-первых, носят сознательный характер и проводятся только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал;

­ во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний;

­ в-третьих, они содействуют развитию творческих способностей школьников.

Упражнения применяются при изучении всех предметов и на всех этапах учебного процесса. Они по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

­ упражнения по вопроизведению известного с целью закрепления – это воспроизводящие упражнения;

­ упражнения по применению знаний в новых условиях. Это уже тренировочные упражнения.

Если при выполнении упражнения учение вслух или про себя проговаривает, комментирует предстоящее действие, то такие упражнения называются комментированными. Это помогает учителю находить типичные ошибки, выносить коррективы.

Нас в большей степени интересует учебно-трудовые упражнения, к которым относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Упражнения эффективны только при соблюдении ряда требований к ним:

­ сознательный подход к их выполнению;

­ соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений: сначала упражнения по заучиванию и запоминанию материала, затем – на воспроизведение – применение ранее усвоенного – на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации – на творческое применение, когда включение нового материала в систему уже усвоенных ЗУН.

Для организации тренировочных упражнений по применению знаний на практике важны те приемы, используемые в процессе формирования умений и навыков:

­ первый: учитель, опираясь на усвоенные знания, объясняет цель и задачи предстоящей тренировочной деятельности;

­ второй: показ учителя, как нужно выполнять то или иное упражнение;

­ третий: первоначальное воспроизведение учащимися действий по применению знаний на практике;

­ четвертый: последующая тренировочная деятельность учащихся, направленная на совершенствование приобретаемых практических умений и навыков.

Разумеется, эти этапы не всегда выступают четко; они иногда сливаются, но подобная ступенчатость присуща образованию любого умения и навыка. При подборе упражнений важно, чтобы они сочетали в себе:

­ подражательную и творческую деятельность учащихся;

­ сообразительность, мысленный поиск собственных путей решения той или иной задачи.

К.Д. Ушинский отмечал, что подражание только тогда полезно, когда из него вырастает самостоятельность. Именно эта идея получила развитие в педагогике (А.В. Занков, В.В. Давыдов). В то же время учителю надо знать и о трудностях в исполнении тренировочной деятельности. Если упражнения выполняются творчески, то они связаны с явлением т.н. «переноса знаний», т.е. применение усвоенных мыслительных операций, умений и навыков на другой материал, в других ситуациях.

Это особенно важно в современных условиях, когда ставится сложная задача более интенсивного умственного развития учащихся. А это требует, чтобы упражнения содержали творческие задачи, выполнение которых сопряжено с нетривиальными поворотами мыслительной самостоятельности.

Лабораторные занятия – это проведение учениками опытов с помощью специального оборудования по заданию и под наблюдением учителя. Она может быть частью урока, занимать весь урок и более.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Особый вид практических методов – занятия с машинами-тренажерами, обучающими машинами и т.д.

Организация практических занятий включает следующие приемы:

­ постановка цели;

­ определение порядка работы и руководство ее выполнением;

­ подведение итогов работы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.