Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы устного изложения учителем знаний и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.






К этим методам относится: рассказ, объяснение, лекция, беседа, а также метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении учебного материала. Первые четыре из них – вербальные (от лат. Verbalis – устный, словесный), которые с помощью слова могут вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего, активизируя воображение, память и чувства. Какова же сущность и приемы каждого из них?

Рассказ и объяснение – это наиболее часто используемые методы, предполагающие устное изложение содержания учебного материала. По целям выделяют:

­ рассказ – вступление;

­ рассказ – изложение;

­ рассказ – заключение.

Цель первого – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть реализовано иным методом, например, беседой. Это форма рассказа характеризуется яркостью эмоционального изложения. Вызывая и побуждая интерес и потребность в ее активном усвоении.

Цель второго – раскрытие содержания темы, излагая его по определенному плану, в четкой последовательности, с выделением главного, существенного с использованием ярких иллюстраций и убедительных примеров.

Цель третьего – подвести учащегося самому делать выводы и обобщения и, тем самым раскрывая путь для дальнейшей самостоятельной работе по теме.

К рассказу предъявляют ряд дидактических требований:

­ обеспечение идейно – нравственной направленности;

­ использование только научно – достоверных фактов;

­ включение ярких и убедительных фактов и примеров, подтверждающих правильность выдвигаемых положений;

­ наличие логики изложения;

­ эмоциональность рассказа;

­ простота и доступность языка;

­ личная оценка и отношение учителя к излагаемым фактам; событиям.

Объяснение – монологическая форма изложения, к которой прибегают при изучении теоретического материала различных наук (химии, физики, …), теорем, …

При этом важно придерживаться требования:

­ точно и четко сформулировать задачу, проблему;

­ последовательно раскрывать причинно – следственные связи, доказательства;

­ шире использовать сравнения, сопоставления, аналогии;

­ привлекать прочие примеры;

­ пользоваться четкой логикой изложения.

Беседа – вопросно-ответный метод общения учителя с учениками, вовлекая их в обсуждение рассматриваемой темы. Беседы бывают по форме: сообщающие, вводные (вступительные) и закрепляющие, а по адресованности: индивидуальные и фронтальные. Разновидность беседы – собеседование. Успех беседы зависит от того, насколько продумано и правильно сформулированы вопросы. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными. Не следует ставить подсказывающих вопросов и вопросов, содержащих неоднозначное истолкование. В целом беседы имеют преимущества:

­ активизируют учащихся;

­ развивают память и речь;

­ обладают воспитательным эффектом;

­ являются хорошим диагностическим средством

Но у них есть и недостатки: требуют много времени и большого запаса знаний при подготовке, а также и элемент риска (ответ неправильный может фиксироваться в памяти учащихся)

Лекция – метод обучения учащихся старшего возраста в переводе с латинского означает «чтение», т.е. изложение материала путем дословного чтения заранее написанного текста (конспекта). Тем не менее, лекция вполне может сочетаться с другими методами, например, беседой. Лекция – монологический способ изложения объемного материала и, как правило, в школе занимает весь урок. Она может иметь свои разновидности: установочная лекция, вводная лекция, обзорная лекция, лекции – дискуссии. Кроме того, в современном учебном процессе встречаются:

­ проблемная лекция. В ней моделируются противоречия современной жизни через их представленность в теоретических концепциях;

­ лекция-визуализация – представление содержания, в образной форме (в рисунках, графиках, схемах, …);

­ лекция вдвоем, когда два учителя взаимодействуют на проблемно – организационном материале как между собой, так и с учащимися;

­ лекция – пресс- конференция, когда содержание учебного материала формируется по вопросам учащихся с участием нескольких учителей;

­ лекция консультация близка к предыдущему типу лекции. Различие – консультация через лекцию известного специалиста для активизации внимания учащихся;

­ лекция – диалог – содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать в ходе лекции.

Эффективное проведение лекции зависит от выполнения следующих условий:

­ четкое продумывание и сообщение плана лекции;

­ логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них;

­ логичность связей при переходе к следующему пункту;

­ доступность и ясность изложения;

­ использование разнообразных средств наглядности и ТСО;

­ обучение учащихся знаниям, умению выделять главное, делать резюме и т.д.;

­ итоговая беседа по теме.

Семинары – форма выработки у учащихся самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.

Они отличаются от уроков:

­ изменением организации этапов обучения;

­ большой степенью самостоятельности при подготовке к занятию, высокой активностью, владением навыками работы с литературой;

­ изменением функций, выполняемых учителем и учащимися (учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель – регулятивную и организаторскую).

Метод иллюстраций – показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, графиков, карт, зарисовок на доске, …

Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кино – видеофильмов и др.

При использовании наглядных методов необходимо, чтобы выполнялись условия:

3) наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

4) наглядность должна быть в меру, постепенно и только в соответствующий момент;

5) все учащиеся должны хорошо наблюдать за демонстрируемым объектом;

6) необходимо четко выделить главное, существенное при иллюстрации объектов;

7) детально продумывать пояснения в ходе демонстрации явлений;

8) наглядность должна быть точно согласована с содержанием учебного материала;

9) привлекать учеников к нахождению желаемой информации в пособии или демонстрационном объекте.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.