Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения и их классификация.






Как и любая деятельность, обучение предполагает наличие методов, позволяющих определенным образом упорядочить процесс обучения. Система методов обучения постоянно пополняется в соответствии с изменением социальных условий и структур. Новые задачи, встающие перед образованием, требуют и новых методов. Поэтому методы – это исторически детерминируемая, многоплановая категория, непосредственно связанная с социальными условиями, определяющими цели обучения и способы их достижения.

Применительно к образованию существует множество трактовок понятия «метода». Одни считают, что методы – это способы работы учителя и учащихся (М. А. Данилов, Б.П. Есипов), другие методы определяют как способы деятельности учителя и учащихся (И.П. Зверев, И.Т. Огородников). Сегодня большинство дидактов рассматривает методы как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса.

Сложным и дискуссионным в методологии дидактики является вопрос о классификации методов обучения. Еще в 20-е годы прошлого века предпринимались попытки поиска методов классификации. Педагог В.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только два метода:

­ метод исследовательский;

­ метод готовых знаний.

В эти же годы предпринимались попытки насаждения школе метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма. Однако он не давал возможности учащимся овладеть целостной системой знаний. Поэтому этот метод был изъят из школы и одновременно с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования – направленности его на ребенка.

В настоящее время этот метод вновь возродился и стал определяющим в деятельности российской школы. В чем же суть проектного обучения?. В основе этой системы лежат идеи Джона Дьюи Трондайка и других американских ученых о том, что:

­ ребенок с увлечением выполняет только то, что выбирается им самим;

­ деятельность строится не в рамках учебного предмета;

­ опираться следует на сиюминутное увлечение детей;

­ настоящее обучение не происходит односторонне, имея ряд важных, побочных ветвей.

Отсюда и исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «все из жизни, все для жизни!». Окружающий мир рассматривается как лаборатория, в которой происходит процесс познавательской деятельности. Однако вскоре выяснилось, что такой подход к обучению является ошибочным. В жизни оказалось, что все обстоит сложнее. Попытка ликвидации классно-урочной системы и отдельных учебных дисциплин, а также сведение всей учебной деятельности к «проектированию» и только к «деланию» привели к резкому снижению качества общеобразовательной подготовки учащихся школ.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известно множество подходов к классификации методов обучения. Современная дидактика исходит из того, что не следует стремиться установить единую номенклатуру методов, т.к. обучение – чрезвычайно подвижный, диалектический процесс.

В основу классификации методов обучения могут быть положены различные подходы. Один из них заключается в классификации по целям обучения. Различают:

­ методы сообщения новых знаний;

­ методы формирования знаний и умений;

­ методы контроля хода и определения результатов обучения.

Такая классификация может помочь в подборе методов в соответствии с задачами того или иного занятия. И.П. Подласый выделяет шесть наиболее обоснованных классификаций методов обучения.

1. Традиционная классификация, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для современных условий. В качестве общего признака в ней берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика (деятельность), наглядность (образ), слово.

В ходе культурного прогресса к ним добавился еще один – книга, а в последнее десятилетие безбумажный источник информации – видео в сочетании с компьютерными системами (табл. 1).

 

Таблица 1.

Классификация методов обучения.

Практический Наглядный Словесный Работа с книгой Видео метод
Опыт, упражнение, учебно-производительный труд Иллюстрация, демонстрация, наблюдения   Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут Чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование Просмотр, обучение, упражнение под контролем «электрон. учителя», контроль

Можно встретить несколько иное толкование этой классификации (табл. 2).

Данная классификация отличается от предыдущей тем, что работа с книгой отнесена к словесным методам, а видео метод – к наглядным (демонстрации). С этим можно вполне согласиться.

Таблица 2. ­

Вариант классификации методов обучения.

Источник знаний Слово Словесные Лекция, рассказ
Объяснение, разъяснение
Беседа, диспут, инструктаж
Образ Наглядные (демонстрация) Плакаты, рисунки, схемы, графики
Кинофильмы, слайды, видео
Действующие модели объектов
Приемы работ
Практика (деятельность) Практические Работа с книгами, справочный материал
Тренировочные упражнения
Пробное выполнение работ
Практическая работа по изготовлению объектов труда
Логика обучения Индуктивные и дедуктивные Анализ и синтез
Сравнение и аналогия
Абстрагирование и обобщение

В производственном обучении предлагается эта же классификация методов в несколько ином виде (рис. 1).

                       
   
Наглядные
   
Словесные
       
Практические
 
 
 
     
 
   
 
 

 


Рис. 1 Вариант классификации методов производственного обучения.

2. Классификация методов по назначению.

В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения. (М.А. Данилов, Б.П. Есипов):

­ приобретение знаний;

­ формирование умений и навыков;

­ применение знаний;

­ творческая деятельность;

­ закрепление;

­ проверка знаний, умений и навыков.

Легко заметить, что данная классификация согласуется с классической схемой организации учебного занятия и связана с необходимостью помочь учителям в осуществлении учебно-воспитательного процесса.

3. Классификация методов по типу познавательной деятельности.

Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности, которого достигает учащийся, работая по предложенной учителем схеме обучения. В этой классификации выделяют методы следующим образом:

­ объяснительно- иллюстративный (информационно-рецентивный);

­ репродуктивный;

­ проблемное изложение;

­ частично поисковый (эвристический);

­ исследовательский

Эта классификация предложена видными дидактами: И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным.

4. Классификация методов по дидактическим целям (Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова и др.)

Здесь выделяют две группы методов:

­ методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;

­ методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

К первой группе относятся: информационно – развивающие методы (рассказ, беседа, работа с книгой) эвристические методы и исследовательский метод.

Ко второй же группе тогда относятся: упражнения (по образцу, …), практические работы

5. Дидактика располагает и созданием бинарных и полинарных классификаций методов обучения.

Эта классификация исходит из того, что группируются методы на основе двух или более общих признаков. К примеру, бинарная классификация методов М.И. Махмутова построена на сочетании (табл. 3.):

1) методов преподавания;

2) методов учения.

 

Таблица 3.

Классификация по методу М.И. Махмутова.

Метод преподавания Метод учения
Информационно – сообщающий Исполнительный
Объяснительный Репродуктивный
Инструктивно – практический Продуктивно – практический
Объяснительно – побуждающий Частично – поисковый
Побуждающий Поисковый

Можно встретить и классификацию, в которой сочетаются:

­ источники знаний;

­ уровни познавательного интереса;

­ логические пути учебного познания.

На этой основе классификацию методов обучения предложили В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.