Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, значение и закономерности развития информационных систем и технологий в современной экономике






 

Совершенствование системы управления предприятия в условиях информационной экономики происходит на основе информационных технологий. Достижение целей организации осуществляется на осно­ве информированности менеджеров организации о продвижении про­дукции и услуг на рынок, конкуренции, новых технологиях в услови­ях изменяющейся рыночной ситуации.

Быстрое изменение параметров современной внешней среды при­водит к увеличению объемов и скорости распространения информа­ции, поэтому для успешного ведения бизнеса необходимо сокращать время принятия решений, что неизбежно приводит к увеличению ско­рости передачи и переработки информации на базе применения но­вых информационных технологий. Анализ тенденций и закономерно­стей развития информационных процессов в сфере бизнеса подтвер­ждает вывод о высоких темпах информатизации, как процессов Управления, так и процессов производства товаров и услуг.

Под информатизацией будем понимать процесс развития «индуст­рии информации». Рассматривают три равноправные трактовки этого термина:

•процесс создания и совершенствования информационного общества;

• процесс повышения эффективности использования информации Государстве и обществе на основе перспективных информационных Технологий;

• процесс формирования ноосферы.

Измерение процесса информатизации осуществляется путем опре­деления масштаба внедрения информационных технологий во все сфе­ры общественной жизни. Так как современные информационные тех­нологии базируются на использовании компьютерной техники, то иногда ставят знак равенства между понятиями «информатизация» и «компьютеризация».

Понятие «информационная технология» базируется на основопо­лагающих понятиях «информация» и «технология».

Технология (от греч. «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — знания, наука) — совокупность методов обработки, изготовле­ния, изменения состояния, свойств, формы, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки — выявление за­кономерностей в целях определения и использования на практике наи­более эффективных и экономичных производственных процессов [15].

Информационная технология — это совокупность методов, производ­ственных процессов и алгоритмов программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, реализация которых обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации в целях снижения трудоемкости процессов использования ин­формационного ресурса, повышения их надежности и оперативности.

Анализ определений сущности ИТ позволяет сделать вывод, что в современных условиях они становятся эффективным инструментом совершенствования управления предприятием, особенно в таких об­ластях управленческой деятельности, как стратегическое управление, управление качеством продукции и услуг, маркетинг, делопроизвод­ство, управление персоналом и организационная культура.

Основная цель ИТ — обеспечивать эффективное использование информационных ресурсов:

• при разработке стратегических планов развития организаций;

• в процессе изучения влияния инвестиционно-инновационной де­ятельности;

• для обеспечения конкурентоспособности подразделений предпри­ятия на основе учета мнения клиентов, состояния конкурентов;

• для осуществления поддержки принятия управленческих решений.

Развитие ИТ во всем мире объясняется возросшей интенсивнос­тью информационных потоков вследствие развития процессов глоба­лизации мировой экономики и становления информационного про­странства. Управленческая деятельность нуждается в информацион­ном обеспечении, так как обработка информации для принятия управленческих решений и выработки управляющих воздействий за­нимает достаточно много времени.

В основе управления современными предприятиями лежит концеп­ция маркетинга взаимодействия, т.е. совершается переход от концеп­ции управления XX в. «продаем то, что производим» к концепции XXI в. «производим то, что продаем», то, что пользуется спросом.

4.Информационные технологии системы: основные понятия, терминология и классификация

Понятие технология определяется как система взаимосвязанных способов обработки материалов и приемов изготовления продукции в про­изводственном процессе.

Под информационной технологией (ИТ) понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники.

Упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения информации до получения результата, называется технологическим процессом. Понятие информационной технологии, таким образом, неотделимо от той специфической среды, в которой она реализована, т е. oт технической и программной среды. Следует заметить, что информационная технология — достаточно общее понятие и как инструмент может использоваться различными пользователями, как непрофессионалами в компьютерной области, так и разработчиками новых ИТ.

Решение экономических и управленческих задач всегда тесно связано с выполнением ряда операций по сбору необходимой для решения этих задач информации, переработке ее по некоторым алгоритмам и выдаче лицу, принимающему решение (ЛПР), в удобной форме. Очевидно, что технология принятия решений всегда имела информационную основу, хотя обработка данных и осуществлялась вручную. Однако с внедрением средств вычислительной техники в процесс управления появился специ­альной термин информационная технология.

Чтобы терминологически выделить традиционную технологию реше­ния экономических и управленческих задач, введем термин предметная технология, которая представляет собой последовательность технологи­ческих этапов по модификации первичной информации в результатную

Например, технология бухгалтерского учета предполагает поступление первичной документации, которая трансформируется в форму бухгалтерской проводки. Последняя, изменяя состояние аналитического учета, приводит к изменению счетов синтетического учета и далее баланса.

Очевидно, что модификация элементов, составляющих понятие ИТ, дает возможность образования огромного их количества в различных компью­терных средах.

И сегодня можно говорить об обеспечивающих ИТ (ОИТ) и функциональных ИТ (ФИТ).

Обеспечивающие ИТ — технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных об­ластях для решения различных задач. Информационные технологии обес­печивающего типа могут быть классифицированы относительно классов задач, на которые они ориентированы. Обеспечивающие технологии базируются на совершенно разных платформах. Платформа – тип компьютера операционной средына которой установлен данный программный продукт. Например, Excel не может работать в среде MS DOS. Возникает проблема системной интеграции. Она заключается в необходимости приведения различных ИТ к единному стандартному интерфейсу.

Функциональная ИТ представляет собой такую модификацию обеспечивающих ИТ, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий. Предметная технология и информационная технология влияют друг па друга. Так, например, наличие пластиковых карточек как носителя финансовой информации принципиально меняет предметную технологию, предоставляя такие возможности, которые без этого носителя просто отсутствовали. С другой стороны, предметные технологии, наполняют специфическим содержанием ИТ, акцентируют их на вполне определенные функции.

Информационная система (ИС) - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для сбора, хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, служат технической базой и инструментом для информационных систем. Т.е. современная информационная система - человеко-компьютерная.

Структура информационной системы - это взаимосвязанная совокупность ее частей, называемых обеспечивающими подсистемами. Среди них обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

Информационное обеспечение - совокупность единой классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков.

Техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

ИС классифицируются по различным основаниям.

Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида:

- создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегатирование, фильтрацию);

- разрабатывающие возможные альтернативы решения.

Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Информационные системы, разрабатывающие альтернативные решения, могут быть модельными или экспертными.

Тип информационной системы зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления. Информационные системы специалистов помогают в работе с данными, повышают продуктивность и производительность работы. Задача подобных ИС - интеграция новых сведений и помощь в обработке документов. По функциональному назначению для различных категорий специалистов выделяют: ИС офисной автоматизации; ИС менеджеров среднего звена; управленческие ИС; ИС поддержки принятия решений.

ИС офисной автоматизации вследствие своей простоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня. Наиболее часто их применяют работники средней квалификации. Основная цель - обработка данных, повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда. ИС офисной автоматизации в основном охватывают управление документацией, коммуникации и т.п.

ИС менеджеров среднего звена - для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Некоторые ИС обеспечивают принятие нетривиальных решений. В случае, когда требования к информационному обеспечению определены не строго, они способны отвечать на вопрос: " что будет, если...? " На этом уровне выделяют два типа ИС: управленческие (для менеджмента) и системы поддержки принятия решений.

Управленческие ИС имеют небольшие аналитические возможности. Они полезны для ежедневной (еженедельной и т.д.) информации о состоянии дел и периодического составления сводных типовых отчетов.

Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Они имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями. Эти системы полезны всем, кто принимает решения.

По характеру использования информации различают информационно-поисковые и информационно-решающие системы.

Информационно-поисковые системы вводят, систематизируют, хранят, выдают информацию по запросам пользователя без сложных преобразований данных.

Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них проводят классификацию по степени воздействия выработанной информации на процесс принятия решений и выделяют два класса: управляющие и советующие.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных.

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, для них характерна обработка знаний, а не данных.

 

18. Понятие классификатора. Общероссийские классификаторы технико-экономической информации

Классификатор — это систематизированный свод однородных наименований объектов, предметов, явлений по классификационным признакам (номенклатура) и их кодовых обозначений. Код — ус­ловное обозначение объекта цифровым или алфавитно-цифровыми знаками по определенным правилам, установленным системами ко­дирования.

Классификаторы, действующие на территории Российской Федера­ции, входят в Единую систему классификации и кодирования (ЕСКК), созданную по постановлению правительства в 1970-х годах.

ЕСКК состоит из следующих групп классификаторов:

• общероссийские классификаторы (ОК), разрабатываются в централизованном порядке и являются едиными для всей страны;

• отраслевые, единые для какой-то отрасли деятельности;

• региональные, единые —- для данной территории;

• локальные, составляются на номенклатуры, характерные для данного предприятия, организации, банка, (коды табельных номеров, подразделений, клиентов и др.).

При обработке учетной и финансово-кредитной информации широкое применение находят общероссийские и локальные клас­сификаторы.

Общероссийские классификаторы (ОК) — были переработаны в соответствии с требованиями рыночной экономики и государствен­ной программой перехода РФ на Международную систему учета и статистики. В настоящее время их создано свыше четырех десятков.

Приведем примеры построения кодовых слов некоторых ОК, имеющих наибольшее применение при автоматизированной обра­ботке учетной и финансово-кредитной информации.

ОКПО — ОК предприятий и организаций формируется органа­ми государственной статистики путем присвоения кодовых номеров предприятиям, организациям, фирмам любой формы собственно­сти. Кодовое слово состоит из трех блоков: 1 — регистрационный номер, 2 — наименование организации, 3 — ведомственная, терри­ториальная и отраслевая принадлежность предприятия, организа­ции, фирмы. Регистрационный номер (часть кодового слова) про­ставляется предприятиями и организациями в формах финансовой отчетности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.