Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внедрение компьютерных технологий
В СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ*
Задачи занятия:
1. Раскрыть актуальность внедрения компьютерных технологий в специальное образование.
2. Учиться обнаруживать противоречия, формулировать проблему.
3. Учиться анализировать литературу.
Форма проведения занятия: собеседование.
Формы отчетности: тезисы ответов на вопросы, заполненная таблица.
Вопросы для обсуждения:
1. Новые информационные технологии как причина новых требований к системе образования.
2. Компьютер как инструмент человеческой деятельности.
3. Компьютер как учебное средство. (Что это? Какими должны быть компьютерные технологии учебного назначения?)
4. Возможности использования компьютерной технологии в образовании (в том числе в специальном образовании).*
5. Пути оптимизации процесса внедрения компьютерных технологий в образование. (Как сделать эффективным использование компьютерных технологий в образовании).
*Примечание: На основе анализа литературных источников заполнить таблицу: «Возможности использования компьютерной технологии в образовании».
Автор
| Цели и задачи образования
| Функции педагога
| Оценка эффективности традиционных путей решения
(в том числе кино, телевизор)
| Возможности компьютерных технологий
| Талызина
|
|
|
|
| Рубцов
|
|
|
|
| Саго
|
|
|
|
| Труш, Голод
|
|
|
|
| Кордун
|
|
|
|
| пример
| Обеспечить принятие учащимися целей образования
| Формировать положительную мотивацию
| Проблемные ситуации
| Замена педагога компьютером, ведение диалога с компьютером (компьютерным героем).
|
Литература
Основная:
1. Кукушкина, О.И. Хрестоматия к курсу: информационные технологии в специальном образовании [Электронный ресурс]/ О.И. Кукушкина.– М.: ИКП РАО, 2003.
Дополнительная:
1. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения: Проект психологической концепции // разр. В.В. Рубцов и др.
2. Талызина, И. Ф. Компьютеризации обучения – научную основу /И. Ф. Талызина.
3. Саго, Ж. О роли компьютеров в специальном обучении / Ж. Саго.
4. Труш, В.Д. Компьютеры в дефектологии /В.Д. Труш, В. Голод.
5. Кордун, З.М. Примеры «ассистивных» технологий /З.М. Кордун.
Дополнительно:
6. Беляева, А.В., Коул М. Компьютерно-опосредованная совместная деятельность и проблема психического развития / А. В. Беляева, М. Коул.
7. Малофеев, Н. Н. Новые информационные технологии в специальном образовании: международный проект «Нетрудоспособные дети и инвалиды» /Н. Н. Малофеев.
Семинарские занятия № 2 -6
Студенты очного отделения знакомятся с компьютерными технологиями, составляют характеристики по предложенным планам, на семинарских занятиях организуется обсуждение, разработанных студентами характеристик характеристик.
№№ и названия разделов и тем
| Цель и содержание работы по подготовке к семинарским занятиям
| Результаты самостоятельной работы
| Задание № 1: Обучение языку программирования ЛОГО.
Компьютерная программа «Черепашка»
| Раздел 1. Концептуальные вопросы информатизации дошкольного уровня образования
Тема 2. Этапы процесса информатизации дошкольного уровня образования
| Цель: сформировать представления о компьютерной программе «Черепашка», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Составление характеристики программы по схеме:
- название.
- автор.
- для кого предназначена (категория, возраст).
- цель (задачи).
- методические рекомендации.
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме
| Задание № 2: Специализированное программно-аппаратное средство фирмы IBM «Видимая речь»
| Раздел 2. Концептуальные основы использования информационных технологий в специальном образовании
Тема 3. Исторический контекст внедрения информационных технологий в специальное образование
| Цель: сформировать представления о специализированной компьютерной программе «Видимая речь», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Составление характеристики программы по схеме:
- название.
- автор.
- для кого предназначена (категория, возраст).
- цель (задачи).
- структура компьютерной программы (блоки, упражнения).
- методические рекомендации.
Литература:
2. Кукушкина, О.И. Хрестоматия к курсу: информационные технологии в специальном образовании [Электронный ресурс]/ О.И. Кукушкина.– М.: ИКП РАО, 2003.
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме
| Задание № 3: «Ассистивные технологии, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями»
| Раздел 2. Концептуальные основы использования информационных технологий в специальном образовании
Тема 3. Исторический контекст внедрения информационных технологий в специальное образование
| Цель: сформировать представления об ассестивных устройствах, предназначенных для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта.
Содержание работы:
1.Ознакомление с презентацией технологий.
2. Изучение статьи Кордун З.М. Примеры «ассистивных» технологий
3. Заполнение таблицы: «Ассистивные технологии, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями».
Литература:
Кукушкина, О.И. Хрестоматия к курсу: информационные технологии в специальном образовании [Электронный ресурс]/ О.И. Кукушкина.– М.: ИКП РАО, 2003.
| По результатам работы заполняется таблица: «Ассистивные технологии, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями»
| «Ассистивные технологии, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями».
Ассистивные устройства
| технологии
| возможности
| для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
|
|
| для лиц с нарушениями зрения
|
|
| для лиц с нарушениями слуха
|
|
| для умственно отсталых
|
|
|
| Задание № 4: Компьютеры в специальном образовании
| Раздел 2. Концептуальные основы использования информационных технологий в специальном образовании
Тема 4. Использование информационных технологий в специальном образовании
| Цель: сформировать представление о применении информационных компьютерных технологий в специальном образовании.
Содержание работы:
1.Просмотр видео фильма «Компьютеры в специальной школе».
2.Обсуждение содержания.
| По результатам работы пишется эссе на тему «Роль компьютерных технологий в специальном образовании»
| Задание № 5: Специализированная компьютерная среда «Мир за твоим окном»
| Раздел 3. Специализированные обучающие компьютерные программы
Тема 6. Применение в специальном образовании информационных и коммуникационных технологий
| Цель: сформировать представления о специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Составление характеристики программы по схеме:
- название.
- автор.
- для кого предназначена (категория, возраст).
- цель (задачи).
- логика построения программы, структура (части, упражнения, блоки).
- методические рекомендации.
Литература:
Кукушкина, О.И. Хрестоматия к курсу: информационные технологии в специальном образовании [Электронный ресурс]/ О.И. Кукушкина.– М.: ИКП РАО, 2003.
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме
| Задание № 6: Специализированная компьютерная программа «В городском дворе», «Лента времени»
| Раздел 3. Специализированные обучающие компьютерные программы
Тема 6. Применение информационных компьютерных технологий в специальном образовании
| Цель: сформировать представления о специализированной компьютерной программе «Картина мира», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Составление характеристики программы по схеме:
- название.
- автор.
- для кого предназначена (категория, возраст).
- цель (задачи).
- структура компьютерной программы: части «в городском дворе», «лента времени» (блоки, части, упражнения).
- методические рекомендации.
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме.
| Задание № 7: Компьютерная программа «Состав числа»
| Раздел 3. Специализированные обучающие компьютерные программы
Тема 6. Применение информационных компьютерных технологий в специальном образовании
| Цель: сформировать представления о специализированной компьютерной программе «Состав числа», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Составление характеристики программы по схеме:
- название;
- автор;
- для кого предназначена (категория, возраст).
- цель (задачи).
- структура компьютерной программы: разделы главного меню программы; содержание; этапы, упражнения.
- методические рекомендации.
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме
| Задание № 8: Компьютерная программа «Игры для Тигры»
| Раздел 3. Специализированные обучающие компьютерные программы
Тема 6. Применение информационных компьютерных технологий в специальном образовании
| Цель - сформировать представления о специализированной компьютерной программе «Игры для Тигры», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Составление характеристики программы по схеме:
- Название.
- Автор.
- Для кого предназначена (категория, возврат).
- Принципы построения компьютерной технологии.
- Цель (задачи).
- Структура компьютерной программы (блоки, модули, упражнения).
- методика коррекционной работы с использованием компьютерной технологии «Игры для Тигры».
3. Разработка конспекта занятия по одному из модулей программы (только для студентов, обучающихся по специальности 050715.65 Логопедия).
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме
| Задание № 9: Компьютерная программа «Текстовый редактор»
| Раздел 3. Специализированные обучающие компьютерные программы
Тема 6. Применение информационных компьютерных технологий в специальном образовании
| Цель работы:
Сформировать представления о специализированной компьютерной программе «Текстовый редактор», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Характеристика упражнений (система работы с текстовым редактором).
Литература:
Кукушкина, О.И. Хрестоматия к курсу: информационные технологии в специальном образовании [Электронный ресурс]/ О.И. Кукушкина.– М.: ИКП РАО, 2003.
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме
| Задание № 10: Компьютерная программа «Решение задач на движение»
| Раздел 3. Специализированные обучающие компьютерные программы
Тема 6. Применение информационных компьютерных технологий в специальном образовании
| Цель: с/формировать представления о специализированной компьютерной программе «Решение задач на движение», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Составление характеристики программы по схеме:
- Название.
- Автор.
- Для кого предназначена (категория, возраст).
- Цель (задачи).
- Структура компьютерной программы (блоки, задачи, упражнения).
- Методика коррекционной работы с использованием компьютерной технологии.
Литература:
Кукушкина, О.И. Хрестоматия к курсу: информационные технологии в специальном образовании [Электронный ресурс]/ О.И. Кукушкина.– М.: ИКП РАО, 2003.
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме.
| Задание № 11: Специализированная компьютерная программа «Моя жизнь»
| Раздел 3. Специализированные обучающие компьютерные программы
Тема 7. Проектирование нового содержания специального образования, роль информационных технологий
| Цель работы:
Сформировать представления о специализированной компьютерной программе «Моя жизнь», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Составление характеристики программы по схеме:
- название.
- автор.
- методологические и теоретические основания.
- для кого предназначена (категория, возраст).
- авторский замысел.
- цель (задачи).
- структура компьютерной программы (тематические разделы, блоки, модули, упражнения).
- методика коррекционной работы с использованием компьютерной технологии «Моя жизнь».
- работа на пропедевтическом этапе.
Литература:
Кукушкина, О.И. Хрестоматия к курсу: информационные технологии в специальном образовании [Электронный ресурс]/ О.И. Кукушкина.– М.: ИКП РАО, 2003.
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме
| Форма обучения: заочная
Содержание семинарских занятий
| Час.
| Семинарское занятие № 1.
| - Обучение языку программирования ЛОГО. Компьютерная программа «Черепашка».
- Компьютеры в специальном образовании.
- Специализированное программно-аппаратное средство фирмы IBM «Видимая речь».
- «Ассистивные технологии, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями»
|
| Семинарское занятие № 2
| - Специализированная компьютерная среда «Мир за твоим окном».
- Специализированная компьютерная программа «В городском дворе», «Лента времени».
- Специализированная компьютерная программа «Моя жизнь».
|
| Семинарское занятие № 3
| - Компьютерная программа «Состав числа».
- Компьютерная программа «Решение задач на движение».
- Компьютерная программа «Текстовый редактор.
|
| Студенты заочного отделения знакомятся с компьютерными технологиями в методическом кабинете самостоятельно, в удобное для них время, составляют характеристики по предложенным планам, на семинарских занятиях организуется обсуждение характеристик.
№№ и названия разделов и тем
| Цель и содержание работы по подготовке к семинарским занятиям
| Результаты самостоятельной работы
| Задание № 1: Обучение языку программирования ЛОГО.
Компьютерная программа «Черепашка»
| Раздел 1. Концептуальные вопросы информатизации дошкольного уровня образования
Тема 2. Этапы процесса информатизации дошкольного уровня образования
| Цель: сформировать представления о компьютерной программе «Черепашка», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Составление характеристики программы по схеме:
- название.
- автор.
- для кого предназначена (категория, возраст).
- цель (задачи).
- методические рекомендации.
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме
| Задание № 2: Специализированное программно-аппаратное средство фирмы IBM «Видимая речь»
| Раздел 2. Концептуальные основы использования информационных технологий в специальном образовании
Тема 3. Исторический контекст внедрения информационных технологий в специальное образование
| Цель: сформировать представления о специализированной компьютерной программе «Видимая речь», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Составление характеристики программы по схеме:
- название.
- автор.
- для кого предназначена (категория, возраст).
- цель (задачи).
- структура компьютерной программы (блоки, упражнения).
- методические рекомендации.
Литература:
3. Кукушкина, О.И. Хрестоматия к курсу: информационные технологии в специальном образовании [Электронный ресурс]/ О.И. Кукушкина.– М.: ИКП РАО, 2003.
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме
| Задание № 3: «Ассистивные технологии, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями»
| Раздел 2. Концептуальные основы использования информационных технологий в специальном образовании
Тема 3. Исторический контекст внедрения информационных технологий в специальное образование
| Цель: сформировать представления об ассестивных устройствах, предназначенных для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта.
Содержание работы:
1.Ознакомление с презентацией технологий.
2. Изучение статьи Кордун З.М. Примеры «ассистивных» технологий
3. Заполнение таблицы: «Ассистивные технологии, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями».
Литература:
Кукушкина, О.И. Хрестоматия к курсу: информационные технологии в специальном образовании [Электронный ресурс]/ О.И. Кукушкина.– М.: ИКП РАО, 2003.
| По результатам работы заполняется таблица: «Ассистивные технологии, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями»
| «Ассистивные технологии, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями».
Ассистивные устройства
| технологии
| возможности
| для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
|
|
| для лиц с нарушениями зрения
|
|
| для лиц с нарушениями слуха
|
|
| для умственно отсталых
|
|
|
| Задание № 4: Компьютеры в специальном образовании
| Раздел 2. Концептуальные основы использования информационных технологий в специальном образовании
Тема 4. Использование информационных технологий в специальном образовании
| Цель: сформировать представление о применении информационных компьютерных технологий в специальном образовании.
Содержание работы:
4.Просмотр видео фильма «Компьютеры в специальной школе».
5.Обсуждение содержания.
| По результатам работы пишется эссе на тему «Роль компьютерных технологий в специальном образовании»
| Задание № 5: Специализированная компьютерная среда «Мир за твоим окном»
| Раздел 3. Специализированные обучающие компьютерные программы
Тема 6. Применение в специальном образовании информационных и коммуникационных технологий
| Цель: сформировать представления о специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Составление характеристики программы по схеме:
- название.
- автор.
- для кого предназначена (категория, возраст).
- цель (задачи).
- логика построения программы, структура (части, упражнения, блоки).
- методические рекомендации.
Литература:
Кукушкина, О.И. Хрестоматия к курсу: информационные технологии в специальном образовании [Электронный ресурс]/ О.И. Кукушкина.– М.: ИКП РАО, 2003.
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме
| Задание № 6: Специализированная компьютерная программа «В городском дворе», «Лента времени»
| Раздел 3. Специализированные обучающие компьютерные программы
Тема 6. Применение информационных компьютерных технологий в специальном образовании
| Цель: сформировать представления о специализированной компьютерной программе «Картина мира», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Составление характеристики программы по схеме:
- название.
- автор.
- для кого предназначена (категория, возраст).
- цель (задачи).
- структура компьютерной программы: части «в городском дворе», «лента времени» (блоки, части, упражнения).
- методические рекомендации.
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме.
| Задание № 7: Компьютерная программа «Состав числа»
| Раздел 3. Специализированные обучающие компьютерные программы
Тема 6. Применение информационных компьютерных технологий в специальном образовании
| Цель: сформировать представления о специализированной компьютерной программе «Состав числа», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Составление характеристики программы по схеме:
- название;
- автор;
- для кого предназначена (категория, возраст).
- цель (задачи).
- структура компьютерной программы: разделы главного меню программы; содержание; этапы, упражнения.
- методические рекомендации.
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме
| Задание № 8: Компьютерная программа «Игры для Тигры»
| Раздел 3. Специализированные обучающие компьютерные программы
Тема 6. Применение информационных компьютерных технологий в специальном образовании
| Цель - сформировать представления о специализированной компьютерной программе «Игры для Тигры», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Составление характеристики программы по схеме:
- Название.
- Автор.
- Для кого предназначена (категория, возврат).
- Принципы построения компьютерной технологии.
- Цель (задачи).
- Структура компьютерной программы (блоки, модули, упражнения).
- методика коррекционной работы с использованием компьютерной технологии «Игры для Тигры».
6. Разработка конспекта занятия по одному из модулей программы (только для студентов, обучающихся по специальности 050715.65 Логопедия).
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме
| Задание № 9: Компьютерная программа «Текстовый редактор»
| Раздел 3. Специализированные обучающие компьютерные программы
Тема 6. Применение информационных компьютерных технологий в специальном образовании
| Цель работы:
Сформировать представления о специализированной компьютерной программе «Текстовый редактор», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Характеристика упражнений (система работы с текстовым редактором).
Литература:
Кукушкина, О.И. Хрестоматия к курсу: информационные технологии в специальном образовании [Электронный ресурс]/ О.И. Кукушкина.– М.: ИКП РАО, 2003.
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме
| Задание № 10: Компьютерная программа «Решение задач на движение»
| Раздел 3. Специализированные обучающие компьютерные программы
Тема 6. Применение информационных компьютерных технологий в специальном образовании
| Цель: с/формировать представления о специализированной компьютерной программе «Решение задач на движение», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Составление характеристики программы по схеме:
- Название.
- Автор.
- Для кого предназначена (категория, возраст).
- Цель (задачи).
- Структура компьютерной программы (блоки, задачи, упражнения).
- Методика коррекционной работы с использованием компьютерной технологии.
Литература:
Кукушкина, О.И. Хрестоматия к курсу: информационные технологии в специальном образовании [Электронный ресурс]/ О.И. Кукушкина.– М.: ИКП РАО, 2003.
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме.
| Задание № 11: Специализированная компьютерная программа «Моя жизнь»
| Раздел 3. Специализированные обучающие компьютерные программы
Тема 7. Проектирование нового содержания специального образования, роль информационных технологий
| Цель работы:
Сформировать представления о специализированной компьютерной программе «Моя жизнь», о ее структуре, возможностях применения.
Содержание работы:
1. Ознакомление с программой.
2. Составление характеристики программы по схеме:
- название.
- автор.
- методологические и теоретические основания.
- для кого предназначена (категория, возраст).
- авторский замысел.
- цель (задачи).
- структура компьютерной программы (тематические разделы, блоки, модули, упражнения).
- методика коррекционной работы с использованием компьютерной технологии «Моя жизнь».
- работа на пропедевтическом этапе.
Литература:
Кукушкина, О.И. Хрестоматия к курсу: информационные технологии в специальном образовании [Электронный ресурс]/ О.И. Кукушкина.– М.: ИКП РАО, 2003.
| По результатам работы составляется характеристика программы по схеме
|
|