Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиции мысли






 

Крайне необходимо создать общую теорию традиции, которая и является методоло­гией на­писания этой истории мысли. Путь традициологии крайне тернист и сложен, он еще не является широкой «рокадной» дорогой, которая проходит через все регионы культурологиче­ского знания, это пока еще извилистая «лесная тропа», ведущая к пота­енному источнику пони­мания. И это не тайная хайдеггеровская тропа и его «источник».

Со времен Гердера, тем не менее, эта «потаенная тропа» неуклонно расширяется, на­стойчиво ищет свое продолжение на широкой дороге современной ментальности. Слож­ность состоит в том, что дойти до понимания того, что концепт «традиция» явля­ется центральным концептом философии и культурологии, может не всякий, а только тот, кто скло­нен к глобальному охвату всех артефактов культурного творчества. До та­кого уровня, в частно­сти, дошли наши выдающиеся культурологи П.Л. Лавров и Н.И. Кареев. Но не все могут обла­дать таким объемом всесторонних познаний как эти ги­ганты мысли. А исследование этой про­блемы тра­диции именно требует такого знания, как например у Э. Шилза, со­времен­ного исследователя традиции, который, как о нем шутят- «знает все и вся, читал все, что только можно было про­читать». Феноменальной эрудицией обладают только единицы, среди же этих единиц не все приходят к пониманию важности создания теории традиции. Потому в мире имеется всего не­сколько исследователей, которые это стараются сделать. Есть и та­кие, как я, которые понимают, что теория традиции есть единственно то, чем и нужно заниматься современным философам и культурологам, но не могут, – не хватает эрудиции, ибо объем не­об­ходимой ин­формации для её создания буквально «раздавливает» сознание. Тем не менее, уве­рен, что такие люди появятся и будут появляться, главное хоть чем-то поспособст­вовать в об­легчении их труда, постараться разметить дорогу, расчистить подходы, кое-что прояснить.

Почему крайне необходимо создание теории традиции? Дело в том, что для анализа культурных явлений не подходит ни одна форма статичного идеального конструкта. Для этих целей не подходит ни «понятие», ни «эйдос», ни «символ», ни даже «поэзия», которая, по мне­нию некоторых, позволяет понять «истину бытия». Не подходит и «структура» - новейшая по­пытка найти новый статичный идеальный конструкт, позволяющий описать реальное многообразие явлений. Проблема, в общем-то, известна со времен элеатов, она является цен­тральной в философствовании. Проблема эта заключается в следующих двух моментах: 1) как выразить посредством понятий с достаточно стабильным полем значений реальность, ко­торая состоит, как правило, либо явлений с двойственным значением; либо явлений, которые по сути являются констеляцией прямо противоположных сил, факторов и предметов, которые друг без друга не могут быть идентифицированы; 2) как выразить реальность, которая, кроме вышеуказанного, имеет еще темпоральное измерение, которое совершенно не может уловить понятие или иной идеальный конструкт со стабильным множеством значений. В культуре как сложном образовании эти трудности более всего проявлены. Именно «традиция» позволяет из­бежать тут многих «подводных» камней, хотя бы потому, что мы здесь «подобное познаем по­добным»- ибо традиция и есть то, что формирует куль­туру. Её не формирует понятие- символ Разума, который уже пробовал создать «Царство Разума», её не формирует платоновский «эй­дос»- он порождает лишь его «Государство» или, в лучшем случае, «Устав» монастыря. Её и не формирует, как сей­час считают многие, следуя Э. Кассиреру, и «символ»; и её не формирует пифагорей­ская «поэтическая гармония сфер», которую переняли многие из сторонников раз­ного рода вариантов «циклизма». Её формирует именно Традиция. Традиция – это то, что со­стоит из многого, она имеет «дёрновый» характер, а не характер «древесной» иерархии, она не только устремлена к Идеалу, но и растянута как «сеть» по «Поверхно­сти» реальной социальной жизни. Традиция – это то, что допускает «Другое», чего не может допустить Понятие и Структура. По поводу этого «Другого», как известно, му­чаются многие современные философы. Традиция – это то, что транслируется, т.е. то, во что органично включено «четвертое» измерение – Время. Этого тоже не может до­пустить Понятие и Структура. Но Тра­диция – это не иррациональное выражение Dasein. Это рациональное образование, традиция четко детерминирована, это достаточно крепкая, но гибкая «сеть», состоящая из прочных «ни­тей» традиций, протя­нутых во времени.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.