Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие об анкетировании, его виды






Лекция № 5

Анкетирование как метод изучения общественного здоровья

ПОНЯТИЕ ОБ АНКЕТИРОВАНИИ, ЕГО ВИДЫ

Опрос или анкетирование – субъективный количественный метод исследований, заключающийся в опросе (анкетировании) респондентов на основе заранее разработанной анкеты. Это самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных.

Важную роль здесь играет количество респондентов – чем больше человек опрошено, тем объективнее будет результат.

Исходя их методов математической обработки, рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп или просто численность испытуемых была не менее 30-35 человек (Дружинин, 1997).

Существует и еще одно правило: надежные результаты можно получить лишь в том случае, когда количество испытуемых не менее чем в 3 раза, превышает число регистрируемых параметров. То есть, если в составленной анкете 15 вопросов испытуемых должно быть не менее 45 человек. Кроме того, желательно увеличить количество испытуемых, по крайней мере, на 5-10%, поскольку часть из них будет «отбракована» в ходе исследования (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали разноречивые ответы) (Куликов, 2001).

Опрос – основной инструмент получения информации

Ø о рабочем климате в медицинском учреждении,

Ø соответствии ожиданий пациентов действительности,

Ø удовлетворенности пациентов уровнем услуг, ценой, профессиональными качествами врачей и другого персонала, их отношением к пациентам и так далее.

Выявляя слабые места в деятельности учреждения, опросы позволяют оценить, спланировать и реализовать необходимые изменения в процессах управления клиникой. Кроме того, опросы пациентов – мощный инструмент обратной связи между пациентами и руководством медицинского учреждения. При таком исследовании не просто собирается необходимая информация. Пациенты, принимающие участие в опросе, чувствуют свою значимость, важность своей позиции, что повышает их доверие к медицинскому учреждению. Анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента.

Различают следующие виды анкетирования:

а) по способу общения между исследователем и опрашиваемым

Ø прессовый (вопросник печатают в газете, журнале)

Ø почтовый (рассылают анкеты по почте)

Ø раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов).

В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно.

б) по месту проведения:

Ø анкетирование по месту жительства

Ø по месту работы или учебы.

В последнем случае он может быть групповым (или аудиторным)

в) по уровню стандартизации

Ø полностью стандартизированная

Ø частично стандартизированным.

Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).

Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

 

2. Этапы проведения исследования при помощи анкетирования:

1 этап. Постановка цели (ЗАЧЕМ?)

 

Любой социологический опрос начинается с постановки цели. Зачем мы проводим опрос? Что хотим выяснить? Удовлетворенность пациентов качеством обслуживания в клинике? Или соответствие качества цене, по мнению пациентов? Не стоит пытаться получить ответы на все интересующие вопросы за один раз. Невозможно сразу исследовать все, иначе анкета будет слишком длинной, что нежелательно, следовательно, важно выделить основное направление и двигаться в этом русле.

Цель может быть следующей: определение уровня осведомленности пациента (или медицинского работника) в вопросах профилактики…

 

2 этап. Определение состава респондентов (КОГО?)

 

В соответствии с целью нужно определить, какая категория пациентов должна участвовать в опросе. Это могут быть как абсолютно все пациенты, так и определенный целевой сегмент, например, мужчины или женщины, пенсионеры или молодежь Главное – четко определить ключевые параметры и характеристики опрашиваемых лиц.

 

3 этап. Разработка анкеты. (КАК? ПРИ ПОМОЩИ ЧЕГО?)

Безусловно, самым важным и сложным этапом является разработка анкеты. От того, насколько четко она составлена, отвечает ли она цели, учтены ли особенности респондентов, зависит результат всего исследования.

Анкета обычно состоит из трех блоков:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.