Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития бл в Рос






Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России

Милосердие и благ как культур-истор традиции соц-пед дея-и

Теор и практ соц пе связан с истор-культурн, этнографич традициями и особен-и народа, зависят от соц-эконом разв гос-ва, опираются на религиоз и нравств-этич представл о челое и чел ценностях.

На протяж всего разв человеч цивилизац любое общество сталкивалс проблемой отнош к тем его членам, кот не могут самост обеспеч свое полноц существ: детям, старикам, больным имеющ отклоня в физич или психич развит. Отнош к таким людям в разн обществ и гос-х на разн этапах их развит было различн от физическ уничтожен слабых и неполноц людей до полной интеграц их в общество. История рус народа показыв, что в его культ еще в период родоплемен отнош стали закладыв традиц гуман, сострадат отношения к немощн и обездолен людям и особенно – к детям как наиб беззащит и уязвимым среди них. С принятием на Руси хрис-ва эти традиции получили свое закрепление в разл формах милосерд и благот-и, кот существ на всех этапах разв рос общества и гос-ва. «благ-ть» и «милосердие», на первый взгляд, очень близки по своему значен, они не явл синон. Мил – это готовн помочь к-л из человеколюбия, сострадания, должно выраж в реальн помощи. В дальнейш получили разв и др формы проявл мил – благ-ть. Бл подразум оказание частн лицами или организац безвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающ людям.

Этапы развития бл в Рос

1 этап – IХ-ХVI вв. В этот период бл начиналась с дея-ти отдельных лиц и церкви и не включ в обязан гос-ва.

1. Князь Влад призывал заботиться о ближнем, быть милосерд и терпелив, соверш добрые дела. Он учредил училища для обуч детей знатных, среднего состояния и убогих, видя в образов детей одно из главн условий разв гос-ва и духовн становл общ-ва. 2. Князь Ярослав Владимир, в 1016 г., учредил сиротск училище. 3. Церковь взяла на себя миссию заботиться о нуждающ (мат и моральн помощь) - создала систему монастырей, где наход приют нищие, обездолен, сломлен физически и морально. З-ча: призреть нищих и немощных, т. е. дать им приют и пропитан, русская церковь взяла на себя выполн трех важнх функций: обучения, лечения, призрения. 4. Простые люди часто оказывали поддержку др др, и в первую очередь – детям. Забота о брошен детях при скудельницах. Скудельница – это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружал сторожки, куда привоз брошенные дети. Занимались их призрен и воспит скудельники – старцы и старухи. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки.

5. К началу XVI в., в 1551 г. Иван Васильевич Грозный: в каждом городе необход выявлять всех нуждающихся в помощи – убогих и нищих, строить спец богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.

2 этап – с начала XVII в. до реформы 1861 г. 1. зарожд гос форм призрения, открываются первые соц учрежд. Указ царя Фёдора Алексеевича в кот говор о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам. 2. Петр I создал гос систему призрения нуждающ, выделил категории нужд, ввел меры борьбы с соц пороками, урегулировал частную благ, закрепил законодательно свои нововведения. Детство и сиротство становятся объектом попечения гос. В1706 г. открыв приюты для «зазорных младенцев». 3. Екатерина Великая (1772 г.) строит-во императорских воспит домов для «зазорных младенцев». 4. Мария Федоровна проявляла большую заботу о сиротах. В1797 г. она пишет императ доклад о работе воспит домов и приютов, в кот предлагается «...отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам «доброго поведения». 5. При Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открыв гос-филантропич «Воспитательное общество». В 1842 г., также в Москве, создается опекунский совет детских приютов. 6. Александр I 1807г. открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых детей. Церковь отходит от дел призрения, а гос создает спец инстит, кот начин осуществлять гос политику в деле оказания соц поддержки и защиты.

III этап – с 60-х гг. ХIХ в. до начала XX в. 1. переход от госуд благотв деятельности к частной благ. Формир сеть благ учрежд: соц пробл (алкогол, сиротство, бродяжн, беспризор). 2. приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам. Попечит о глухонем детях, основанное еще Марией Федоровной, 3. Попечительство Марии Александровны о слепых детях. В училища принимались дети от 7 до 11 лет на полное казенное содержание в случае крайней нужды. 4. В 1882 г. открылось Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест». Княгиня Елизавета Мавриклевна в 1893 г - отделение защиты детей от жестокого обращения. 5. был создан первый приют для калек и парализов детей. 6. XIX век. благ принимает светский характер. Личное участие в ней воспринимается обществом как морально-нравственный поступок. 7. зарождение професс помощи и появл профес специалистов. октябрь 1911 г был сделан первый набор студентов по специальности «общественное призрение». В1910 и 1914 гг. состоялись первый и второй съезды деятелей со сферы. 8. просветит дея-ть по отношению к малолетн преступникам (лекц, беседы). 9. В начале XX в. в России успешно развивалась система соц служб.

IV этап – с 1917 г. до середины 80-х гг. XX в. 1. Октябр революц 1917 г. Большев осудили благотв как буржуазный пережит= любая благя дея-ть была запрещена. 2. Соц пробл: сир-во, беспризорн, правонаруш, проституц. 3. Советская Россия поставила задачу борьбы с детской беспризорн и ее причинами. Были созданы учрежд по соц-правовой охране несовершен, была начата подгот специал для системы соц воспитания.4. начала развив педология (З-ча: обеспеч успешн воспит реб: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профес ролями). 5. 20-е гг. появл педагог А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский 6. Новые социальные потрясения, связанные с Вел Отеч войной (1941-1945 гг.), вновь обострили положение детей. Измен отнош обществ к соц обездолен детям – к ним стали относ как к жертвам войны. создан школ-интернатов для эвакуирован детей, расширен сети детских домов для детей воинов и партизан. Возражд благотворит. 7. В 60-70 гг. в пед науке и практике - поворот в сторону соц пед. Разраб системн подх в обуч и воспит.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.