Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прибыль, как экономическая категория, и ее определение на предприятии






Итоговым показателем хозяйственной деятельности предприятия являются доход и прибыль. Они характеризуют не что иное, как эффект, получаемый в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой – оттого, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Все эти факторы, влияющие на величину массы прибыли, являются функцией многих условий. Так, во-первых, объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.; во-вторых, уровень издержек производства зависит от рациональности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом финансового результата от операций с основными фондами, нематериальными активами и иным имуществом.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последнее представляет собой валовую прибыль за вычетом доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения.

В результате на предприятии остается чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.

Имеется два источника получения прибыли.

Первый – это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под него развитие производства. Величина прибыли данном случае зависит:

- от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции;

- от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказание услуг;

- от объемов производства;

- от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Т.к. получение прибыли предприятия в условиях рынка связано с рисками, в теории и на практике используется понятие нормальной предпринимательской прибыли. По величине она должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

При расчете нормальной предпринимательской прибыли учитываются:

- затраты, обеспечивающие нормальное расширенное производство, - капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств;

- затраты из прибыли, направленные на развитие НИОКР, обеспечивающих НТП;

- текущие затраты на социальные нужды, финансируемые из прибыли;

- отчисления в различные ассоциации, объединения;

- выплата дивидендов по акциям;

- отчисления налогов, уплачиваемых за счет прибыли;

- затраты на жилищное и др. социальное строительство.

В предпринимательские издержки также входят таможенные пошлины, тарифы и сборы в размерах, установленных законодательными актами и постановлениями правительства. И наконец, в них включаются альтернативные или вмененные издержки, под которыми понимаются потери или упущенные возможности в результате отказа от каких-то других альтернативных решений. Эти издержки иногда называются неявными.

Существует целый ряд эпизодических затрат, которые уменьшают прибыль в момент своего возникновения. Например, маркетинговые или административные расходы.

Поскольку получение прибыли является необходимым условием стабильного развития предприятия, то каждый хозяйствующий субъект стремится получить как можно большую ее величину.

Успешная реализация этой задачи предполагает необходимость управление процессом формирования прибыли, включающим в себя как выявления резервов ее роста, так и ее использования. Исходным положением в его осуществлении является проведение аналитических расчетов по определению желаемой величины прибыли. Эти расчеты следует вести в рамках принимаемого плана производства и реализации продукции и финансового плана. При планировании прибыли важно стремиться к ее максимизации. Применяются различные методы расчета прибыли и ее максимизации. Основными из них являются:

- использование предельных величин: предельные прибыли, предельного дохода и предельных издержек;

- проведение расчетов на основе маржинального дохода и производных от него величин;

- формирование прибыли на основе условий безубыточности;

- использование параметрических уравнений.

 

 


Список литературы

1. Выварец А.Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012

2. Лапуста М.Г. Финансы фирмы: Учебное пособие. 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2013

3. Основы бизнеса: учебник для студентов вузов - 7-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Маркет-Дс, 2013

4. Предпринимательство: учебник / Под ред. М.Г. Лапусты - 5-е изд., переработанное и дополненное - М.: ИНФРА-М, 2011 (Высшее образование)

5. Предпринимательство: учебник для вузов / Под ред. преф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандира.-9-е изд. перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012

6. Экономика и статистика фирм: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой - 5-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Финансы и статистика, 2013

7. Экономика организации (предприятия): Учебник/Под ред. Н.А. Сафронова - 6-е изд., переработанное и дополненное. - М.: ИНФРА-М, 2014.

8. Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации: учеб. Пособие для студентов вузов/Под ред. В.Я. Горфинкеля, Б.Н. Чернышева. -7-е изд.. перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012

9. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.А. Шухгальтер. - М.: ИНФРА-М, 2014 г

10. Экономика предприятия: учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф., В.А. Швандира- 6-е изд., перераб/ и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013

11. Экономика фирмы: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013 г.

12. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений. М., 2010.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.