Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самоактуализация






Маслоу свободно определяет самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.». «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями».

Поначалу исследования Маслоу относительно самоактулизации были вызваны его желанием более полно понять двух его наиболее вдохновляющих учителей, Рут Бенедикт и Макса Верхаймера. Хотя это были очень не похожие друг на друга люди, и занимались они исследованиями в разных областях, Маслоу чувствовал, что им присущ некоторый уровень личного свершения, как в профессиональной, так и в личной жизни, который он редко наблюдал у других. Маслоу видел в них не только блестящих и выдающихся ученых, но и глубоко совершенных, творческих людей. Он начал свое личное исследование, чтобы постараться обнаружить, что же делает их столь особенными: он завел тетрадь для записи всех данных, которые он мог собрать относительно их личной жизни, ценностей и пр. Его сравнение Бенедикт и Верхаймера было первым шагом в продолжившемся всю его жизнь исследовании самоактуализации.

Представленное далее в данном разделе понимание личностного роста, в основном, опирается как раз на концепцию одного из лидеров " движения за развитие человеческого потенциала" Карла Роджерса – его личностно-центрированный подход. (При этом важно иметь в виду, что одна из отличительных особенностей этого направления в психологии – отсутствие жесткой концептуальной схемы, строгих дефиниций и однозначных толкований; его представители признают неисчерпаемость тайны человека, относительность и априорную неполноту наших представлений о нем и не претендуют на завершенность теории).

онятие личностный рост было сформулировано в рамках гуманистической психологии К. Роджерса и А. Маслоу, однако в на сегодняшний день широко используется и другими психологическими направлениями

Личностный рост - это развитие составляющих индивида, как носителя общественных отношений: задатков, способностей, темперамента, характера, воли, направленности.

Понятие личностный рост тесно связанно с таким понятием как самоактуализация.

Самоактуализация – это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

Основную работу над теорией самоактуализации А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые, по всеобщему мнению, являлись вполне здоровыми и реализованными личностями. Среди таких знаменитых людей оказались Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Альберт Эйнштейн, Франклин Рузвельт, Альберт Швейцер и другие.

В результате такого анализа А. Маслоу выделил характеристики самоактуализирующихся людей, которые им свойственны несмотря на индивидуальные различия, характеризуют их личностный рост.

В данном подходе утверждается о безусловно доброй, позитивной и конструктивной сущности человека, которая раскрывается при соответствующих условиях. Личностный рост естественен, хотя может быть заторможен в случае негативного окружения и поддержан окружением позитивным.

Экзистенциальный подход В. Франкла исходит из того, что изначально человек не обладает такой сущностью, но обретает ее в результате саморазвития, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека.

А. Маслоу подчеркивает, что большинство людей, обращающихся за помощью к психологу, испытывают фрустрацию из-за неудовлетворения потребности в любви, уважении и реальном (а не показном) самоуважении. Выход Маслоу видит в пробуждении сил его самоактуализации. А для этого психолог помогает клиенту осознать свои истинные потенциальные способности, поверить в возможность их успешной практической реализации, создать атмосферу, способствующую началу этого процесса, психологически поддержать при трудностях и поощрить первые успехи на этом пути.

52)Потребность - основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Потребности и мотивы человека многообразны. В науке представлены различные их классификации.

Виды потребностей

В отечественной психологии (В.Д. Шадриков) потребности делятся по предмету потребностей:

1) материальные: а) физиологические (еда, укрытие), б) социальные (деньги, предметы обихода);

2) социальные: а) в общении,

б) в самоактуализации, в) в служении обществу, г) в социальном признании;

3) духовные: а) в признании, б) в эстетическом наслаждении, в) в творчестве.

Все виды потребностей взаимосвязаны между собой. В зарубежной психологии (А. Маслоу) по иерархическому признаку (от низших - к высшим) - пирамида потребностей

К базовым стремлениям, изучаемым с помощью методики «Базовые стремления», относятся:

1 - желание жить и продолжить жизнь - стремление умереть (к саморазрушению);

2 - стремление к силе личности, т.е. к высокой самооценке и уверенности в себе, к самоуважению - тенденция к слабости личности, т.е. к занижению самооценки, к неуверенности;

3 - стремление к свободе (опоре преимущественно на себя, к самостоятельности) -

тенденция к зависимости, преимущественной опоре на других;

4 - стремление к развитию, к самореализации - стремление избегать каких-либо изменений в своих желаниях, отношениях, ценностях, целях и т.п. (тенденция к стереотипному функционарованию)

Стремление к смыслу, с точки зрения В. Франкла, является базовой потребностью человека, важным стимулом в чрезвычайных ситуациях, определяющих причину продолжения/не продолжения жизни. Поиски смысла могут выступать в качестве стимулирующей задачи, позволяющей человеку увеличивать внутреннюю напряженность и тем самым формировать предпосылки для роста психического здоровья. С его позиций, жизнь, лишенная напряжений, обречена на развитие неврозов.

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мо-тивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. " Даже самоубийца верит в смысл-если не жизни, то смерти" [9], в противном случае он не смог бы шевельнуть и пальцем для того, чтобы реализовать свой замысел. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум, согласно наблюдениям Франкла, подкрепленным многочисленными клиническими исследованиями, является причиной, порождающей в широких масштабах специфические " ноогенные неврозы", распространившиеся в послевоенный период в странах Западной и Восточной Европы и в еще больших масштабах в США, хотя некоторые разновидности таких неврозов (например, " невроз безработицы") были описаны еще раньше. Необходимым же условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.