Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. Основы мимической и пантомимической выразительности учителя






ПЛАН

1. Требования к мимике и пантомимике педагога.

2. Экспрессия и выразительность взгляда педагога.

3. Язык жестов в педагогической коммуникации.

Основным средством педагогического общения является речь. Воспитатель и учитель, преподаватель высшей школы должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию.

В речи учителя важен не только подбор слов, но и их звучание. Имеют значение громкость голоса, его высота, тембр, интонация. Проблемами восприятия и интерпретации человека по его голосу в наше время занимается «лаборатория невербальной коммуникации» Психологического института РАО в Москве (под руководством профессора Владимира Петровича Морозова, русский физиолог, психолог, педагог).

Ведь педагог общается с детьми не только при помощи слов, но и употребляет различные невербальные средства. Информацию в общении несет не только речь. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются даже более выразительными и действенными, чем слова. А неадекватное употребление невербального языка может дать эффект прямо противоположный ожидаемому.

Мимика - наиболее изученный компонент невербальной коммуникации. Елена Александровна Петрова (заведующая кафедрой социальной психологии Российского государственного социального университета) говорит о необходимости для учителя совершенствовать как умение выразить свое состояние, так и способность правильно понять выражение лица воспитанника. Со времен Дарвина лица исследовались как индикатор эмоциональных состояний субъекта.

МИМИКА

Мимика — движение лицевых мышц, выражающее внутреннее состояние души, проживаемые отношения. Непроизвольная ми­мика выдает состояние человека, а тот, кто владеет лицевыми мышцами, может скрывать свои чувства. Владение же мимикой обычно называют мимическим искусством. Произвольная мими­ка необходима в ряде профессий — таких, которые своим содер­жанием имеют взаимоотношения либо взаимодействия людей. Мимика дипломата известна всему миру своей сдержанностью. Столь же скупа мимика работников правовой сферы. Психиатры вырабатывают особое мимическое искусство для плодотворного лечения больного. Нетрудно узнать бизнесмена по его мимике. Если он не следит за нею, она, закрепляясь, выдает со временем его внутренние корыстные ориентации.

Подвижность мимики обусловлена профессиональной необ­ходимостью реагирования педагога на бесконечное многообразие текущей действительности, на непредсказуемые обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной деятельно­сти. Язык мимики расширяет педагогический спектр влияний, дополняя речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых отношениях. Часто мимический язык бывает более выразительным, чем язык вербальный. Подвижность лицевых мышц обусловливает столь необходимую педагогу выразитель­ность мимики, насыщающей взаимодействие со студентами эмо­циональными отношениями, увеличивая языковой спектр в об­щении. Заметим: и уменьшая объем речевых воздействий.

Студенты говорят про педагога: «Она нас любит». Спрашива­ем: «Как вы узнали?» Они отвечают хором: «Так видно же по лицу».

Наряду с подвижностью выделим такое свойство мимики пе­дагога, как сдержанность — соблюдение меры, отсутствие рез­кости, полное владение мимическим средством в его адекватно­сти целям. Сдержанность мимики не выступает альтернативой ее подвижности. Эти характеристики в тесном союзе: подвижность должна иметь меру, скупо и тонко, еле заметными штрихами в движении мышц лица обозначается реакция на происходящее.

Зато сдержанность обеспечивает привлекательность лица пе­дагога, что немаловажно для его работы, когда не один час и не один год он стоит или сидит перед студентами как некоторый объект восприятия, влияющий на самочувствие воспринимаю­щих. Когда студенты говорят, что у них «красивый» преподава­тель, — тут субъективное восприятие. Но единственно безуслов­ное то, что лицо педагога привлекательно.

Мимика педагога — зеркало его позитивных душевных движе­ний. Поэтому мимический портрет педагога — это всегда поло­жительность как такое свойство, которое свидетельствует о внутренних ценностных отношениях личности педагога. Здесь необходимо вспомнить известное положение К.Д.Ушинского, что воспитание ребенка должно базироваться на положительном социальном материале и что лишь на базе позитивного опыта можно выводить ребенка на познание и проживание негативных явлений социальной жизни.

Позитивность мимики обеспечивает расположенность к об­щению — немаловажную черту, открывающую студенту дорогу к педагогу за помощью, советом, беседой, вопросом и добрым словом. Обычно студенты, прочитывая такого рода мимику педагога, вы­ражают свое восприятие словами «Мы его (ее) совсем не боимся».

Итоговой качественной характеристикой является доброжела­тельность, которая есть не что иное, как расценивание поведения студентов в благоприятном для них смысле. Поэтому мими­ческий портрет педагога имеет такие содержательные черты: рас­положенность к студентам, ожидание доброго с их стороны, вера в их благородство, интерес к тому, что они делают и говорят.

Когда студенты характеризуют педагога словами «он добрый, мы к нему всегда можем обратиться», «он строгий, но добрый», «он такой красивый, но простой и добрый», то имеется в виду именно такой портрет педагога.

Определим объективно обусловленные характеристики мими­ки педагога, работающего со студентами.

Мимика – искусство выражать свои мысли, чувства, настрое­ния, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздейст­вие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную зна­чимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.

Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, на­строение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скры­вать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот, неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что' относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспита­тельных задач.

Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно выра­жать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение в де­сятках вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе че­ловека. Выразительные детали мимики – брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые – сосредоточенность, непо­движные – спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении – восторг.

Наиболее выразительны на лице человека глаза. «Пустые гла­за – зеркало пустой души» (К. С. Станиславский). Учителю сле­дует внимательно изучить возможности своего лица, умение поль­зоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмер­ной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также и безжизненной статичности («каменное» лицо).

Для развития ориентировки в осознании собственного поведе­ния и поведения учащихся полезно знакомство с эталонами, пред­ставленными в работах психологов. Вот, например, эталон пове­дения в состоянии радости: улыбка, глаза сияют, чрезмерно жестикулирует, многословен, желание помочь другому. Эталон поведения в состоянии страха: глаза расширены, поза застывшая, брови приподняты, голос дрожит, лицо искажено, взгляд бегаю­щий, движения резкие, тело дрожит.

Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая ви­зуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, по­толку. Визуальный контакт является техникой, которую необходи­мо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.

В изучении мимики выделяют два основных направления.

Первое ставит своей задачей выявление элементов лица (в первую очередь мышц) которые участвуют в тех или иных выразительных движениях. Второе занимается проблемой считывания (расшифровки) эмоции и отнесением ее к определенной категории.

Бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т. д.

Многие исследования показывают, что учащиеся предпочитают учителей с доброжелательным выражением лица. Дети любят людей с высоким уровнем внешней эмоциональности.

Дети прекрасно улавливают различие между лицом серьёзным (от серьезности происходящего) и нарочито строгим.

Один из путей совершенствования педагогического мастерства состоит, по мнению Израиля Ефремовича Шварца (доктор педагогических наук, профессор), в преодолении разрыва между эмоциональным состоянием педагога и физическими действиями, которыми он выражает свои чувства.

Е. А. Петрова отмечает, что существует довольно распространенное явление - «определенное лицо для определенного ученика». При этом учитель не осознает, что «написано» на его лице, а ребенок чувствует очень хорошо. Учитель должен владеть своим поведением настолько, чтобы изменять существующую ситуацию в лучшую сторону: научиться ободрять того, кому и так трудно, чтобы он не почувствовал себя безнадежным и сумел добиться успеха.

Визуальное взаимодействие (контакт глаз) - не менее важный компонент педагогического воздействия.

Систематическое исследование проблемы контакта глаз начали Вирджиния Экслайн и Майкл Аргайл. Согласно современным зарубежным данным, взгляд выполняет роль управляющего воздействия, обеспечивая обратную связь о поведении партнера и степени его вовлеченности в коммуникацию. Взгляд выполняет сигнальную функцию в обмене репликами и принимает участие в выражении интимности и регулировании дистанции.

Велика роль взгляда в педагогическом общении. Е. А. Петрова говорит о воздействии взгляда учителя в зависимости от дистанции общения; описывает виды взглядов, которые могут производить неприятное впечатление на ребенка и мешать поддержанию контакта (пристальный, скользящий, безразличный взгляд).

Говорится об оптимальном ритме обмена взглядами с ребятами на уроке: индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Учитель, взглядывая на отвечающего, дает понять, что слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех остальных ребят к отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь.

Дистанция (пространственная организация) общения -

Исследования этого компонента коммуникации известным американским ученым Эдвардом Холлом привели к образованию новой области - проксемики, которую сам автор называет «пространственной психологией».

Дистанция между общающимися зависит от отношений между ними. Э. Холлом описаны 4 категории пространственной коммуникации: интимная (15- 45 см), личная (75 см), социальная (до 2 м) и публичная (3-7 м). Указанные в скобках цифры являются средними, которые имеют свои вариации для различных культур.

Учителю особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве.

Уменьшение или увеличение дистанции должно быть мотивировано для обучающихся. Учитель может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с учениками, но очень осторожно, ибо чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.

Наблюдая за работой учителя на уроке, можно заметить, что зона наиболее эффективного контакта - это первые 2 - 3 парты. Остальные учащиеся находятся на публичном расстоянии от учителя. Не случайно дети, желающие поменьше с ним общаться предпочитают последние парты.

Прикосновение («тактильная коммуникация»)

Использование прикосновения очень важно при работе детьми. С его помощью можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может: вернуть к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный ответ

Рассматриваются прикосновения, неприятные для учеников, («внеурочные» прикосновения, оставляющие у ребенка неприятный осадок; прикосновение, несущее оттенок давления, силы). Прикосновения, способствующие контакту, - мягкие, спокойные, как бы случайные, необязательные.

Не менее важны в общении пантомимика: позы и движения тела, внешние вегетативные изменения (например, покраснение лица), манеры человека (одежда, прическа, косметика, парфюмерия и т.д.), жесты.

Функция проявления субъекта (самовыражения) реализуется в различных ситуациях общения на уроке.

Во-первых, с помощью жестикуляции учитель может выразить свои эмоции (Эмотивная функция, аффективно-коммуникативная).

Во-вторых, он может продемонстрировать перцептивные, мнестические процессы (функция выражения процессов).

И, наконец, в-третьих, может выразить свои оценки, как объекта изучения, так и сложившейся в классе ситуации, конкретного ученика.

Выделенные Ларисой Максимовной Митиной социально-перцептивная (отражение людьми друг друга) и функция самопрезентации в педагогическом общении, по мнению Е. А. Петровой, также реализуются жестикуляцией учителя и относятся к сфере проявления его личности. Функция самопрезентации в педагогическом общении помогает самовыражению личности учителя. Ученик пытается «читать» поведение, настроение, учителя. Поэтому для учителя важно уметь грамотно подать себя, чтобы быть понятным учеником

Регуляторно-коммуникативная функция реализуется, во-первых, при вступлении в контакт, например, жестом учитель может поприветствовать класс, отдельного ученика. Во-вторых, в ситуациях поддержания и усиления контакта (например, кивки головой во время ответа ученика).

В-третьих, при завершении контакта. Например, жестом учитёль может остановить отвечающего ученика.

В-четвертых, при побуждении учащегося к тому или иному действию (побудительная).

Жест, как и любое другое знаковое средство, реализует так же информационно-коммуникативную функцию. При помощи жеста педагог может указать на объект (референционная функция, по Якобсону), передать информацию об объекте (его размерах, форме и т.д.), субъекте и о самом себе.

Жесты учителя на уроке реализуются, в первую очередь, основные коммуникативные и семиотические функции. Однако, специфика профессионального труда педагога порождает некоторые специальные функции, которые обозначим как «педагогические» (дидактические).

В работе Д. Шпанхеля (немецкий исследователь) были выделены восемь «дидактических функций» языка: 1) мотивации, 2) презентации знаний, 3) привлечения внимания и вообще регулирования психической активности учащихся, 4) постановки задачи или конечной цели, 5) управления интеллектуальной деятельностью учащихся, 6) переноса знаний и умений на новый материал, 7) контроля за успехами учащихся, 8) обеспечения обратной связи.

Жестикуляция педагога является для учеников из индикаторов его отношения к ним. Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Важную роль играют жесты педагога в обеспечении важнейшего условия эффективного обучения - внимания учащихся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.