Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы экономических исследований в области железнодорожного транспорта






15.Методы определения транспортной обеспеченности и доступности на территориях. При анализе возможностей увеличения объемов перевозок и расширения рынка транспортных услуг очень важно выяснить уровень транспортной обеспеченности и доступности пользователей, расположенных в районе тяготения транспортного предприятия или рассматриваемого вида транспорта в регионе и в стране в целом. При этом целесообразно сначала определить общую величину этих показателей с учетом всех видов транспорта, а затем по анализируемому виду транспорта. Наиболее сложным моментом при анализе уровней транспортной обеспеченности территории является определение оптимальных нормативов этих показателей. Для этого обычно используют сопоставления с аналогичными показателями развитых стран или регионов внутри одной страны.
16.Методы государственного регулирования на транспорте. Можно разделить на 4 группы: · Воздействующие на основные макроэкономические пропорции и структурные связи · Позволяющие осуществлять структурную перестройку на микроэкономическом уровне · Позволяющие формировать отраслевую и региональную стратегию развития железнодорожного транспорта на мезоуровне · Реализующие институционные преобразования, формирующие наиболее благоприятные условия для структурной реформы.  
17.Методы оценки эффективности трудовых ресурсов. Выработка— это количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени либо приходящейся на одного среднесписочного работника за определенный период (час. смену, месяц, квартал, год). Натуральные показатели измерения производительности труда наиболее достоверны и томны и в большей степени соответствуют ее сущности, однако область их применения ограничена. По. сравнению с натуральным стоимостной метод определения выработки является универсальным, однако он учитывает не только изменение затрат живого труда, но и в значительной степени влияние структурных сдвигов в производственной программе, материалоемкости выпускаемой продукции, изменение цен и т. д.

 

18.Определить транспортную обеспеченность территории, транспортную обеспеченность населения.

Показатель Вариант
           
(5) Длина железнодорожных путей, км 1 500 1 400 1 300 1 200 1 100 1 000
(6) Площадь территории, тыс. кв. км            
(2) Население тыс. чел. 1 300 1 350 1 400 1 450 1 500 1 550

 

Определите транспортную обеспеченность территории, транспортную обеспеченность населения Вашего региона.

Формулы

Транспортная обеспеченность территории:

Транспортная обеспеченность населения:

 

Расчетная таблица

Показатель Значение Регион
Длина железнодорожных путей, км    
Площадь территории, тыс. кв. км    
Население тыс. чел.    
Транспортная обеспеченность территории, км/1000 кв. км 2, 1  
Транспортная обеспеченность населения, чел./км 0, 815  

 

 

ВЫВОД:

Транспортная обеспеченность территории от­ражают уровень транспортного обслуживания хозяйственных объектов и населения и зависят от протяженности сети путей со­общения, их пропускной и провозной способности, конфигура­ции размещения транспортных линий и других факторов. Оче­видно, что эти показатели тем выше, чем более развита сеть пу­тей сообщения.

Транспортное обеспечение населения заключается в транспортном обслуживании выполнения мероприятий жизнеобеспечения населения (например, по доставке ресурсов жизнеобеспечения), а также в транспортном обслуживании лечебно-эвакуационных мероприятий и эвакуации населения, следовательно, чем выше этот показатель, тем лучше для региона.

 

19. В краткосрочном периоде производственная функция транспортной компании имеет вид Y = A·n + B·n2 – C·n3, где n – число вагонов. При какой величине вагонов общий объем перевозок будет максимальным?

Показатель Вариант
           
(2) А 3 000, 0 3 600, 0 4 200, 0 4 800, 0 5 400, 0 6 000, 0
(6) В 800, 0 750, 0 700, 0 650, 0 600, 0 550, 0
(5) С 0, 3 0, 6 0, 9 1, 2 1, 5 1, 8

 

Формулы

Корни квадратного уравнения на множестве действительных чисел:

 


Расчетная таблица

Показатель Значение
Производственна функция Y = 3600·n + 550·n2 – 1, 5·n3
Первая производная производственной функции Y = 3600 + 1100 n – 4, 5 ·n2
Корни уравнения 1394, 853 805, 147
Расчетный парк вагонов  

 

ВЫВОД:

 

20. По данным таблицы оценить индекс конкурентоспособности новой длиннобазной платформы.

 

 

Показатель База сравнения Вариант
           
(2) Тара, т     29, 5   28, 5   27, 5
(6) Нагрузка от колесной пары на рельсы, кН     95, 5   92, 5   89, 5
(5) Грузоподъемность, т              
(2) База платформы, мм              
(5) Цена продажи, тыс. руб.              
(6) Стоимость капитального ремонта, тыс. руб.              
(2) Эксплуатационные расходы, тыс.руб.              
(6) Срок службы, лет              
(5) Удельные веса для расчета индекса потребительских параметров              
Тара, т   0, 05 0, 07 0, 09 0, 11 0, 13 0, 15
Нагрузка от колесной пары на рельсы, кН   0, 15 0, 18 0, 21 0, 24 0, 27 0, 30
Грузоподъемность, т   0, 35 0, 37 0, 39 0, 41 0, 43 0, 45
База платформы, мм   0, 45 0, 38 0, 31 0, 24 0, 17 0, 10
(5) Удельные веса для расчета индекса стоимостных параметров              
Цена продажи, тыс. руб.   0, 65 0, 61 0, 57 0, 53 0, 49 0, 45
Стоимость капитального ремонта, тыс. руб.   0, 10 0, 17 0, 24 0, 31 0, 38 0, 45
Эксплуатационные расходы, тыс.руб.   0, 25 0, 22 0, 19 0, 16 0, 13 0, 10

Формулы

Индекс конкурентоспособности:


Индекс потребительских параметров:

 

Индекс стоимостных параметров:


Расчетная таблица

Показатель Значение Удельный вес Элементы индекса
Расчет индекса потребительских параметров
Тара, 1, 229 0, 13 0, 160
Нагрузка от колесной пары на рельсы, 1, 398 0, 27 0, 378
Грузоподъемность, 1, 233 0, 43 0, 530
База платформы, 1, 319 0, 17 0, 224
Индекс потребительских параметров - - 1, 292
Расчет индекса стоимостных параметров
Цена продажи, 1, 6 0, 49 0, 784
Стоимость капитального ремонта, 0, 667 0, 38 0, 253
Эксплуатационные расходы, 0, 159 0, 13 0, 021
Индекс стоимостных параметров - - 1, 35
Индекс конкурентоспособности - - 0, 96

 

ВЫВОД:

 

21. В компании для оценки эффективности инновационных проектов используют критерии: срок окупаемости и расчетная норма прибыли. Для принятия решения по осуществлению инвестиционного проекта необходимо, чтобы он удовлетворял следующим условиям: окупает себя в течение 4-х лет и имеет расчетную норму прибыли не менее 20 %. По данным, приведенным в таблице, оценить возможность реализации инвестиционного проекта в компании. Построить график изменения чистого дохода за период реализации проекта.

Показатель Вариант
           
(5) Годовой экономический результат, млн. руб.            
1-й год 18, 0 5, 0 15, 0 3, 0 20, 0 8, 0
2-й год 13, 0 9, 0 13, 0 9, 0 11, 0 10, 0
3-й год 12, 0 13, 0 12, 0 15, 0 10, 0 12, 0
4-й год 10, 0 16, 0 10, 0 21, 0 7, 0 14, 0
5-й год 9, 0 19, 0 9, 0 22, 0 6, 0 15, 0
(6) Годовые текущие расходы млн. руб. 4, 0 5, 0 4, 5 5, 5 3, 5 3, 0
(2) Единовременные затраты, млн. руб.            

Формулы:


Расчетная норма прибыли:

 

Расчетная таблица

 

Год Эффект (Эф) Денежный поток Чистый денежный поток (ЧДП)
(ДП)
  - -28 -28
      -11
      -3
       
       
       

 

 

Расчетная норма прибыли составляет (17+8+7+4+3)/5/28*100=27, 9%

 

 

 

Рис. Изменение чистого дохода за период реализации проекта

ВЫВОД:

 

 

22. Определить показатели эффективности инвестиционного проекта (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности). Требуемая норма прибыли для инвестиционных проектов – 15 %.

Показатель Вариант
           
(2) Годовой экономический результат, млн. руб.            
1 год            
2 год            
3 год            
4 год            
5 год            
(6) Годовые эксплуатационные расходы, млн. руб.            
1 год            
2 год            
3 год            
4 год            
5 год            
(5) Инвестиции, млн. руб.            
0 год            
1 год            
2 год            

 

Расчетная таблица

d=15%                  
Год ŋ K R E K ŋ R ŋ E ŋ ДДП ЧДДП
                -2 -2
  0, 87       2, 6 4, 35 5, 22 -3, 48 -5, 48
  0, 76       0, 7 4, 54 2, 27 1, 51 -3, 97
  0, 66         4, 60 1, 97 2, 63 -1, 34
  0, 57         4, 57 1, 14 3, 43 2, 09
  0, 50           0, 50 -0, 50 1, 60
Итого 4, 352       5, 36 18, 06 11, 10 1, 60 -

 

Расчетная таблица

d=35%                  
Год ŋ K R E K ŋ R ŋ E ŋ ДДП ЧДДП
                -2 -2
  0, 74       2, 2 3, 70 4, 44 -2, 96 -4, 96
  0, 55       0, 5 3, 29 1, 65 1, 10 -3, 87
  0, 41         2, 85 1, 22 1, 63 -2, 24
  0, 30         2, 41 0, 60 1, 81 -0, 43
  0, 22           0, 22 -0, 22 -0, 66
Итого 3, 220       4, 77 12, 25 8, 14 -0, 66 -

 

Обозначения к расчетным таблицам:

ŋ – коэффициент дисконтирования;

K – инвестиции;

R – годовой экономический результат;

E – годовые эксплуатационные расходы;

K ŋ – дисконтированная величина инвестиций;

R ŋ – дисконтированная величина экономического результата;

E ŋ – дисконтированная величина эксплуатационных расходов;

ДДП – дисконтированный денежный поток;

ЧДДП – чистый дисконтированный денежный поток;

 

Рис. Изменение чистого дисконтированного денежного потока проекта в зависимости от нормы дисконта

 

Показатель Значение
Чистый дисконтированный доход -0, 66
Внутренняя норма доходности 23%
Индекс доходности 0, 862

 

ВЫВОД:

ЧДД при 15% составил 1, 6 млн. руб. Этот показатель выше 0, то есть решение о реализации проекта положительно и мы его принимаем, чтобы оценить другие показатели мы увеличиваем ставку дисконтирования до 35%(т.к. ЧДДП выше 0, то и ставку мы увеличиваем)

Построив прямую по полученным результатам, мы получаем внутреннюю норму доходности, которая составляет 23%, при которой чистой дисконтированный доход равен 0. Проект эффективен, т.к. ВНД выше 15%.

 

 

23.Для удовлетворения новым требованиям гигиены, компания должна установить нержавеющее покрытие в производственном цехе. Рассматриваются три способа устранения причин несоответствия новым требованиям. Используя критерий минимум приведенных затрат (с учетом и без учета фактора времени) выберите наиболее эффективный вариант модернизации цеха. Срок полезного использования покрытий составляет 10 лет, норма дисконта – 10%.

 

Показатель Вариант
           
1 способ            
(5) Первоначальные затраты, тыс. руб.            
(6) Годовые эксплуатационные расходы, тыс. руб.            
(2) Издержки на очистку покрытий, тыс. руб.            
2 способ            
(5) Первоначальные затраты, тыс. руб.            
(6) Годовые эксплуатационные расходы, тыс. руб.            
(2) Издержки на очистку покрытий, тыс. руб.            
3 способ,            
(5) Первоначальные затраты, тыс. руб.            
(6) Годовые эксплуатационные расходы, тыс. руб.            
(2) Издержки на очистку покрытий, тыс. руб.            

 

Формулы:

Приведенные затраты с учетом фактора времени:

 


Приведенные затраты без учета фактора времени:

 

Расчетная таблица

Год ŋ -ДП1 -ДП2 -ДП3 -ДДП1 -ДДП2 -ДДП3
    19 000 21 000 25 000 19 000 21 000 25 000
  0, 909 8 200 4 600 3 600 7 455 4 182 3 273
  0, 826 8 200 4 600 3 600 6 777 3 802 2 975
  0, 751 8 200 4 600 3 600 6 161 3 456 2 705
  0, 683 8 200 4 600 3 600 5 601 3 142 2 459
  0, 621 8 200 4 600 3 600 5 092 2 856 2 235
  0, 564 8 200 4 600 3 600 4 629 2 597 2 032
  0, 513 8 200 4 600 3 600 4 208 2 361 1 847
  0, 467 8 200 4 600 3 600 3 825 2 146 1 679
  0, 424 8 200 4 600 3 600 3 478 1 951 1 527
  0, 386 8 200 4 600 3 600 3 161 1 773 1 388
Итого 7, 145            

 

ВЫВОД:

 

 

24.Определить срок окупаемости дополнительных инвестиций, общую эффективность применения электровозной и тепловозной тяги на железнодорожном участке. Сделать выводы о целесообразности применения каждого вида тяги. Нормативный срок окупаемости дополнительных инвестиций не более 15 лет.

Показатель Вариант
           
(2) Грузооборот, млрд. ткм 0, 9 1, 1 1, 4 1, 6 1, 8  
Капитальные вложения, млн. руб.            
(6) – в электротягу            
(5) – в теплотягу            
Себестоимость перевозок, коп./10ткм            
(2) – в электротягу            
(6) – в теплотягу            
(5) Доходная ставка перевозок, коп./10ткм            

 

Формулы:

 

Доход:

 

Расход:

 

Прибыль:


Коэффициент общей эффективности:


Срок окупаемости дополнительных инвестиций:

 

Расчетная таблица

Показатель Значение
Доходы при электротяге  
Расходы при электротяге  
Доходы при теплотяге  
Расходы при теплотяге  
Коэффициент общей эффективности при электротяге 0, 081
Коэффициент общей эффективности при теплотяге 0, 165
Экономия расходов  
Дополнительные капиталовложения  
Срок окупаемости дополнительных инвестиций 26, 0

 

ВЫВОД

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Вопросы для самостоятельного изучения

Тема 1. ОБЩИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ.

1. Особенности научного знания.

2. Цель науки.

3. Дайте характеристику методу научного познания «наблюдение».

4. Дайте характеристику методу научного познания «измерение».

5. Дайте характеристику методу научного познания «эксперимент».

6. Дайте характеристику методу научного познания «моделирование».

7. Дайте характеристику методу научного познания «анализ».

8. Дайте характеристику методу научного познания «синтез».

9. Дайте характеристику методу научного познания «дедукция».

10. Дайте характеристику методу научного познания «индукция».

11. Дайте характеристику методу научного познания «аналогия».

12. Дайте характеристику методу научного познания «классификация».

13. Дайте характеристику методу научного познания «обобщение».

14. Дайте характеристику методу научного познания «систематизация».

15. Дайте характеристику методу научного познания «идеализация».

16. Дайте характеристику методу научного познания «абстрагирование».

17. Дайте характеристику методу научного познания «формализация».

18. Дайте характеристику методу научного познания «экономико-математическое моделирование».

Тема 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Каким образом осуществляется оценка и измерение деятельности хозяйствующего субъекта.

2. Преимущества аддитивной формы интегрального показателя оценки хозяйственной деятельности предприятия.

3. Преимущества мультипликативной формы интегрального показателя оценки хозяйственной деятельности предприятия.

4. Использование производственных функций в исследовании экономических процессов.

5. Производственная функция и ее использование.

6. Предельная норма замещения.

7. Что характеризует изокванта производственной функции.

8. Цели и задачи регрессионного анализа.

9. Цели и задачи корреляционного анализа.

10. Показатели корреляционно-регрессионного анализа.

11. Коэффициент детерминации.

12. Коэффициент корреляции.

13. Дисперсия.

14. Цели и задачи анализа безубыточности.

15. Преимущества определения безубыточности в стоимостной форме.

16. Преимущества определения безубыточности в натурально форме.

17. Недостатки определения безубыточности в стоимостной форме.

18. Недостатки определения безубыточности в натурально форме.

Тема 3. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.

1. Методы формирования спроса на транспортные услуги и планирования перевозок.

2. Межотраслевой баланс и его использование.

3. Особенности стратегического планирования.

4. Цели оптимизации работы железнодорожного транспорта.

5. Методы определения транспортной обеспеченности и доступности на территориях.

6. От чего зависит транспортная обеспеченность территории региона.

7. Охарактеризуйте транспортную обеспеченность России.

8. Особенности планирования пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

9. Показатели качества транспортной продукции.

10. Показатели качества транспортного обслуживания.

11. Показатели качества эксплуатационной работы железных дорог.

12. Методы государственного регулирования на транспорте.

13. Методы определения себестоимости перевозок.

14. Методы оценки эффективности трудовых ресурсов.

15. Методы определения экономической эффективности инвестиционных вложений.

16. Методы определения уровня конкурентоспособности на транспорте.

17. Методы построения транспортных тарифов.

18. Методы определения экономической эффективности повышения качества работы и транспортного обслуживания пользователей транспортом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.