Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кыргызстан - Киргизия






Кыргызстан (Киргизия) находится в сердце Тянь - Шанских гор и до сих пор остается неизвестным миром гор Средней Азии. Даже великий завоеватель Александр Македонский и Чингиз - хан достигли только края этой местности.

Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км2. Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана, чьи долины раскинулись под небесами - самая низкая из них на высоте не менее пятисот метров над уровнем моря.

В переводе на русский язык Тянь-Шань означает Небесные горы. С запада на восток прошли по ее территории 88 мощных хребтов грандиозной горной системы. Их главные вершины - пик Победы (7439 м), пик Ленина (7134 м), пирамида легендарного Хан­ Тенгри из бело-розового мрамора (6995 м). Тянь - Шанские хребты, вершины которых и летом покрыты снегом и ледниками, зовутся у нас Ала - Тоо, что означает «Пестрые горы».

Всего в горах Кыргызстана насчитывается почти восемь тысяч ледников. Ледники - это наша кыргызская «Арктика». Можете, правда, побывать еще и в «тундре», отдохнуть средь лиственных и хвойных лесов, полюбоваться просторами зеленых степей, испытать на себе, что такое жаркая пустыня. Здесь - все многообразие климатических поясов Евразии. Исключительное разнообразие и пестрота природных комплексов предопределены как удаленностью Кыргызстана от моря и соседством с пустынями Средней и Центральной Азии, так и значительной приподнятостью территории над уровнем моря, сильной расчлененностью рельефа

Основной достопримечательностью Кыргызстана является Иссык-Куль. Горное незамерзающее озеро Иссык-Куль, в переводе с кыргызского языка " теплое" озеро, находится в межгорной впадине, имеет тайную загадочную геологическую историю. Иссык-кульская долина имеет длину в 200 км, ширину 70 км. И находится на высоте 1609 м. Глубина озера 700 м., площадь зеркала 6236 кв. км. - Одно из самых глубоких, горных, крупных озер мира. Иссык-Куль окружен горными хребтами Кунгей Ала - Тау, на севере и Терскей Ала- Тоо на юге. В долине редкое сочетание уникального климата: морского, степного, горного и зоны вечных ледников.

В озеро Иссык-Куль впадает более 100 рек, но озеро бессточное. Сияющая голубизной водная гладь Иссык-Куля прозрачная до глубины 40 м., где хорошо видны плавающие рыбы.

В то же время на территории республики находится более пяти тысяч исторических и культурных памятников давно минувших времен и народов. Тут и пещерные стоянки первобытного человека, и уникальные наскальные рунические надписи на валунах, и удивительные наскальные рисунки и каменные изваяния, и остатки античных поселений, и средневековые крепости, поражающие своей неприступностью и рациональностью. Через территорию республики пролегал когда-то Великий Шелковый путь и сегодня можно увидеть руины поселений и караван-сараев, которые располагались вдоль него и принимали путников-купцов. Среди наиболее значительных археологических и архитектурных памятников можно назвать Сулейман-гору, Узгенский архитектурный комплекс, башню Бурана, мавзолей Шах-Фазиль, караван-сарай Таш-Рабат.

Необычна культура кыргызов - исторически кочевого народа. В середине XIX века русский путешественник Л. И. Левшин, впервые оказавшись в степи, был поражен величием и спокойствием открывшегося его взору пространства. Вглядываясь в безбрежную даль цветущей степи, куда уходил караван, он спросил: «Почему вы кочуете?». «Человек должен двигаться, потому что солнце, месяц, звезды, животные, рыбы - все движется, только земля и мертвые остаются на месте», - так ответили кочевники.

Условия кочевого быта не только побуждали к рациональности, но и к художественному осмыслению постоянных «спутников». В ход шли шерсть, кожа, шкуры животных­ самые обычные материалы. Но окружающая материя оформлялась по законам красоты ­ и отсюда сверкающее великолепие украшении коня и всадника, красота и роскошь юрт, декоративность посуды.

Кыргызстан - страна, в которой 94% территории занимают горы. Так чем же может привлечь к себе эта скромная малоизвестная страна? Безусловно, своей природой. Потрясающие ущелья, где яркая зелень травы и елей сочетается с кристально чистым горным воздухом и грохотом бурных рек и водопадов. Такую картину можно увидеть в любом горном ущелье, но каждое из них прекрасно по-своему и неповторимо. Территорию Кыргызстана завоёвывало большое число различных народов и, в частности, войско Чингиз Хана. Первый народ жил на территории Кыргызстана 1000 лет тому назад. Было установлено, что надписям на камнях более 5000 лет, а город Ош на 3000 лет старше.

Это кочевой народ, самый древний в Центральной Азии, пришел сюда около 2000 лет тому назад. Он направлялся на юг, начиная с Енисея в Сибири, вскоре в конце 1-го тысячелетия образовывается киргизское ханство.

В течение 6 века было основано караханидское ханство, куда входило тюркское племя. Одним из важных городов был Баласагун, где можно увидеть башню «Турана» в нескольких часах езды от Бишкека.

В 13 веке империя была разрушена Чингиз Ханом, вскоре он основал здесь монгольское ханство. После смерти могущественного императора монгольский каганат разделили на несколько частей. Киргизистан входил в состав Чагатайского улуса, вскоре оно стало называться Кокандское ханство, где проживали узбеки.

После бунта в 1873-1874 эта местность стала частью российской империи.

Наконец в 1991 году она получила свою независимость и стала называться с тех пор Республикой Кыргызстан.

Основная часть урока проводиться в виде игры «вопрос - ответ». Учитель задает вопрос по истории, географии, культуре, традициях кыргызов. Участники должны быстро на них ответить. В конце урока подсчитывается количество баллов и определяется победитель.

1. Когда Кыргызстан стал независимым государством? (1991 31 августа)

2. Назови символы КР (герб, гимн, флаг)

3. Кто является авторами Гимна КР? (Слова: Ж.Садыкова, Ш.Кулуева. Музыка:

Н.Давлесова, К.Молдобасанова. Перевод с киргизского К.Акматова и М.Рудовс

4. Кто такой Барс-бег? (В конце УН в. когда образовался Второй тюркский каганат, во главе антитюрских сил стало государство Кыргыз, которым прав Барс-бег. Накопив силы кыргызов, он принял титул кагана с тронным именем Ынанчу Алп Бтльге)

5. Какя связь между кыргызами и Чынгыз ханом? (В 13 веке империя была разруш

Чингиз Ханом, вскоре он основал здесь монгольское ханство)

6. Сколько процентов территории Кыргызстана занимают горы? (94%)

7. Перечисли области Кыргызстана (Чуйская, Нарынская, Узгенская, Ошская ит.д) 8. Чем знаменит Иссык- Кул?

9. Расскажи легенду о Иссык-Куле?

10.Кто такой Касымалы Баялинов (1902-1979 гг.) (литератор, народный писатель Киргизии.''Аджар''''(1928).Трилогия ''''Братство'''' (1962-72)

11.Кто такая Курманжан-датка (1811-1907гг.)-жена правителя Алая, после того, кш ее мужбыл убит, Курманжан, отомстив убийцам мужа, осталась правительнищ Алая. Ее признали бухарский эмир Музафар и кокандский Худояр-хан, присвоивший ей звание «датха» (соответствует чину генерала царской армии).

12.Кто такой Байтик Батыр ((вторая половина 19 века)- наследственный манап племени Солто, с 200 джигитами участвовал во взятии русскими войсками Мирке, Аулие-аты, Чимкента и ряда других кокандских крепостей. Его заслуги были оценены царской властью: ему присвоили чин капитана российской армии, наградили орденом Станислава 3 степени, золотой медалью на Анненской ленте, одарили перстнеrv почетным кафтаном.)

13.0сновные вершины Тянь-Шань (пик Победы (7439 м), пик Ленина (7134 м), пирамида легендарного Хан-Тенгри из бело-розового мрамора (6995 м).

Подведение итогов игры. Поощрение победителей.


Классный час «Символы Кыргызстана»

Одной из актуальных тем классных часов являются темы связанные с государственной символикой Кыргызстана.

Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики. Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование иллюстраций.

Педагог: Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США. Какие символы Кыргызстана вы можете назвать? (учащиеся предлагают свои варианты)

Педагог: Действительно, символов Кыргызстана много – это и…. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг Кыргызстана это –Государственный флаг Республики Кыргызстан представляет собой полотнище красного цвета, в центре которого размещен круглый солнечный диск с сорока равномерно расходящимися лучами золотистого цвета. Внутри солнечного диска красным цветом изображен тундук кыргызской юрты. Ширина флага составляет три пятых его длины. Диаметр лучистого диска составляет три пятых ширины флага. Соотношение диаметров солнечного и лучистых дисков - три к пяти. Диаметр тундука составляет половину диаметра лучистого диска.
герб –В государственном символе Кыргызстана - гербе отображаются: расправляющий крылья белый сокол, Водная гладь жемчужины Кыргызстана - озера Иссык-Куль - символ красоты природы, источник жизни и энергии. Вершины гор, освещённые солнцем. Хлопок и пшеница, окаймляющие герб. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.

Из опыта работы: Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

(в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

Педагог: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Кыргызстана, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Педагог: Давайте проверим верны ли наши предположения.

В государственном символе Кыргызстана - гербе отображаются: расправляющий крылья белый сокол, символизирующий свободу страны, стремление к лучшему, щедрость, зоркость и высоту помыслов кыргызстанцев, населяющих страну гор. Водная гладь жемчужины Кыргызстана - озера Иссык-Куль - символ красоты природы, источник жизни и энергии. Вершины гор, освещённые солнцем, похожи на белый колпак кыргызского народа. Хлопок и пшеница, окаймляющие герб, говорят о разнообразии культур Кыргызстана и в то же время об их единстве, объединяющем всё их разнообразие в единое целое - народ Кыргызстана.

У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Белым Домом, где находится место пребывания Президента всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти Кыргызстана. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

Рассмотри изображение государственного флага - он представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета Красная одноцветность флага символизирует доблесть и смелость. Животворящее лучезарное золотое Солнце, купающееся в своих лучах, есть символ вечности жизни, олицетворяет покой и богатство, стремление к светлому, к познанию. 40 лучей, объединённых в круг, означают объединение 40 древних племён в единый Кыргызстан.
Тундук - символ отчего дома, в более широком понимании и мира как вселенной. Тундук олицетворяет не только прочность дома, уклада жизни, вековые традиции народа

Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

Кто из вас знает, что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного гимна?

(следуют ответы учащихся)

Гимн утвержден постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 18 декабря 1992 года

Слова: Ж.Садыкова, Ш.Кулуева.
Музыка: Н.Давлесова, К.Молдобасанова.
Перевод с киргизского К.Акматова и М.Рудова.

Педагог:. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею.

Из опыта работы: целесообразно сопроводить прослушивание гимна слайдами, отражающими славные страницы российской истории.

Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

 


Классный час «Моя родина - Кыргызстан»

Цель урока: Формирование коммуникативных навыков, расширение представлений о знаменитых людях Кыргызстана, воспитание чувства любви к Родине и патриотизма.

Ресурсы: Листочки А-4, увеличенные копии национальной валюты 1, 5, 1О, 20, 50, 100 сом, приложение, отпечатанное на листочках и расклеенных по стенам класса без указания ФИО.

Процедура: 1 - шаг. Свой первый урок мы начнем с разговора о знаменитых людях нашей родины. На листочках написать фамилию знаменитого человека, о котором вы слышали или знаете. Постарайтесь работать самостоятельно... 2 - шаг. Объединится в группы из 4 человек, по очереди написать ФИО знаменитости и в 2 - 3 предложениях рассказать о том, что вы знаете о нем. - А вот с какими знаменитыми людьми мы соприкасаемся каждый день, иногда даже не задумываясь об этом? (название улиц, поселков, денег и т. д.) 3 - шаг. Раздаются копии банкнот, которые необходимо соотнести с приложениями, расположенными в классе.

Вопросы для обсуждения: - О чем сегодня говорили?

- Какие чувства возникали у вас во время работы?

- Как вы думаете, какими качествами необходимо обладать человеку, чтобы он мог внести свой вклад в процветание родины?

- Что, по - вашему значит бать «патриотом»?

- Ваши конкретные действия в улучшении будущего в классе, школе, семье, селе (городе), республике?

- Какой вывод вынесем из нашего сегодняшнего урока?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.