Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иконопись






Иконы новгородской школы приходили в Карелию в 11-12 вв. вместе с первыми монахами-миссионерами и промышленниками-первопроходцами. Но затерянные в северной тайге церкви и жилища долго не могли похвастаться иконами, написанными в больших городах и художественных центрах России. Поэтому в Карелии появляются свои, деревенские живописцы. Они не могли на равных состязаться с утонченным стилем новгородской школы второй половины 14 в., но по-своему раскрывали сюжет, передавали чувства персонажей. Произведения местных «богомазов» отражали в иконописи нравственные и трудовые традиции края, образы фольклора и особенности природы, архитектуры и быта. Для приготовления красок мастера использовали пигменты, приготовленные из местных пород камня и цветных глин. Палитра была достаточно ограниченной, что порождало колорит приглушенный, но в тоже время насыщенный.

Икона «Св. Николай и апостол Филипп» из кижской деревни Телятниково, находящаяся ныне в Третьяковской галерее, – самая древняя (14 в.) из найденных в крае. Фигуры святых и их одеяния схематичны, цветовая гамма скупа, но взгляд св. Николая выразителен и человечен. «Апостол Петр» из заонежской д. Вегорукса, принадлежащий Государственному Русскому музею, написан на рубеже 14-15 вв. Художник, несмотря на несовершенство деталей и скупость палитры, сумел мастерски передать образ зрелого человека с мудрым взглядом слегка прищуренных глаз.

Уровень и стиль исполнения многих икон с берегов Онежского озера различен. Преобладают обычные евангельские сцены и изображения широко распространенных новгородских святых. Часто художники писали св. Николая, заступника гонимых, покровителя бедных, спасителя рыбаков и мореплавателей «от потопления». Многие иконы связаны с сельскохозяйственными культами. Например, святые Флор и Лавр покровительствовали коням, первым помощникам земледельца. Изображения Флора и Лавра занимали почетное место в иконостасах маленьких церквей. Святой Власий считался покровителем коровьих стад. Пророк Илья был не только громовержцем, но, по верованиям земледельцев Севера, должен был охранять стада от волков. Апостол Петр был известен как покровитель рыболовов, защищал от змей. Святые Козьма и Демьян чтились как целители и как покровители ремесел.

 

На рубеже 15-16 вв. в Карелию все чаще попадают иконы из крупных художественных центров, в том числе шедевры новгородского письма. В это же время усиливается московская школа, поскольку Карелия жила уже под властью Москвы. Новгородское влияние начинает угасать.

Но несмотря на смену власти местные иконы все-таки продолжали оставаться достаточно самобытными. Они создавались в мелких мастерских, а иногда и работавшими в одиночку деревенскими авторами. Художники вольно или невольно передавали не только внешнюю суровость, сдержанность героев, но старались отразить прямоту характера и простодушие людей Севера.

 

Устройство иконостаса

Иконостас северной деревянной церкви был устроен своеобразно. Бревенчатые стены рубленой церкви - в отличие от каменной – не могли быть покрыты росписью. Поэтому иконы в 15 в. ставили в ряд на стене, отделяющей молельню от алтаря. Первоначально такой иконостас состоял из двух рядов. Нижний, местный ряд включал изображение святого, имя которого носила церковь; здесь также могли находиться изображения других важнейших религиозных сюжетов. Центром второго ряда была фигура Христа, изображение богоматери, избранных святых, праздников. В большинстве храмов Карелии 16-17 вв. иконостасы все еще простые. В небольших церквях и часовнях ставили не ряд икон, но изображение писали на цельной горизонтальной доске или на нескольких досках. Иконы стояли на деревянных полках, прикрытых узкими расписными досками (тяблами). Позже стали расписывать иконы «неба», подвесного потолка.

 

 

Одним из шедевров карельской иконописи – икона «Св. Власий» из-под Олонца. Тонкие черты лица старца подчеркнуты могучим выпуклым лбом; облик мыслителя и святого одухотворен и величественен. Здесь чувствуется рука мастера, близко знакомого с народным искусством. Хотя обонежские иконы теперь кажутся более тонкими, чем большинство других северных писем, иконопись Карелии не смогла сложиться в 16 - 17 вв. в самостоятельную школу. Но в то время, когда региональные «мастерские» постепенно подчинялись Москве, карельская икона сохраняла яркую самобытность. Ее бесхитростность, душевность несомненно выигрывают на фоне изощренных и стандартизованных икон, в изобилии появлявшихся в крупных городах России.


 

 

Вопросы и задания

1. Подумайте, что отличает икону, написанную в Карелии от новгородской иконы?

2. Изображения каких святых чаще всего встречаются в древней живописи Карелии? Почему?

3.. Опишите устройство иконостаса.

4. Подготовьте фотоэкспозицию карельской иконописи или с помощью компьютера проведите заочную экскурсию по залу древней живописи Карелии в музее изобразительного искусства Карелии..

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.