Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медицинская информатика






Медицинская информатика - это научная дисциплина, представляющая собой систему знаний об информационных процессах в медицине, здравоохранении и смежных дисциплинах, обосновывающая и определяющая способы и средства рациональной организации и использования информационных ресурсов в целях охраны здоровья населения. (В.Г.Кудрина, 1999).

Медицинская информатика - это научная дисциплина, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, распространения, представления информации с использованием информационной техники и технологии в медицине и здравоохранении (В.Я.Гельман, 2001).

Предмет медицинской информатики - информационные процессы, сопряженные с медико-биологическими, клиническими и профилактическими проблемами.

Объект изучения медицинской информатики - система охраны здоровья, ведущей частью которой является здравоохранение, и элементы системы по уровням управления и организации:

· государственный (федеральный и региональный);

· территориальный (муниципальный, город, район);

· учрежденческий (ЛПУ, ЦСЭН, НИИ, ВУЗы и ГИДУВы, структуры ОМС, службы лекарственного обеспечения, медтехники и др.).

· индивидуальный.

Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышение качества охраны здоровья населения.

Предмет и задачи медицинской информатики

При выделении медицинской информатики в качестве самостоятельной области знаний используется несколько подходов. Делается акцент либо на общие позиции информатики, либо на специфику информационных процессов в медицине и в ее организационной части – здравоохранении, либо на роль информации и информатизации в решении проблем отрасли.

Один из ведущих разработчиков задач медицинской информатики Edward Shortliffe (1995) предложил весьма широкую трактовку медицинской информатики: «Медицинская информатика - это быстро развивающаяся область науки, которая ориентирована на биомедицинскую информацию, данные и знания, их хранение, передачу и оптимальное использование для решения проблем или принятия решений».

Медицинская информатика является прикладной научной дисциплиной, задачей которой является внедрение современных информационных технологий в медицину и здравоохранение, разработка, на основе существующих информационных технологий новых информационных систем, приборов и технологий применительно к задачам здравоохранения.

Медицинская информатика тесно связана с фундаментальными и прикладными областями медицины и здравоохранения.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

1) Студент изучает основных положений в электронном учебнике. Электронные учебники размещены в КИС КрасГМУ (krasgmu.ru) в разделе Ресурсы, Электронные ресурсы портала, Электронные учебные пособия КрасГМУ. Темы для обсуждения: «Введение в информатику»; «История становления медицинской информатики»; «Основные этапы истории медицинской информатики».

б) Студенты обсуждают учебный материал в группах.

 

5.4 Итоговый контроль знаний (ответы на вопросы по теме занятия; решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме):

Тесты:

1. К ОБМЕНУ ИНФОРМАЦИЕЙ ОТНОСИТСЯ…

1) выполнение домашней работы

2) просмотр телепрограммы

3) наблюдение за состоянием пациента

4) разговор по телефону

5) составление конспекта

2. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ И ЗВУКА В НАБОР ДИСКРЕТНЫХ ЗНАЧЕНИЙ В ФОРМЕ КОДОВ НАЗЫВАЮТ

1) кодированием

2) дискретизацией

3) декодированием

4) информатизацией

5) модуляцией

3. ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОЦЕСС

1) хранения информации

2) передачи информации

3) получения информации

4) защиты информации

5) использования информации

4. ПЕРЕВОД ТЕКСТА С АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА РУССКИЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОЦЕСС

1) хранения информации

2) передачи информации

3) защиты информации

4) получения информации

5) обработки информации

5. ВАЖНАЯ СУЩЕСТВЕННАЯ ДЛЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ИНФОРМАЦИЯ НАЗЫВАЕТСЯ

1) достоверной

2) полной

3) актуальной

4) полезной

5) самовоспроиводимой

6. ИНФОРМАЦИЯ ПЕРЕДАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

1) от источника приемнику посредством канала связи

2) данные передаются к приемнику напрямую

3) от источника приемнику напрямую

4) в виде сигналов от приемника

5) от приемника источнику посредством канала связи

7. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ВО ВСЕХ ОБЛАСТЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДОСТИГАЕМОЕ ЗА СЧЕТ МАССОВОГО ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – ЭТО…

1) глобализация производства

2) информатизация общества

3) автоматизация производства

4) компьютеризация общества

5) глобализация общества

8. ДАННЫЕ – ЭТО…

1) мера устранения неопределенности в отношении исхода некоторого события

2) зарегистрированные сигналы

3) отрицание энтропии

4) установление закономерностей

5) вероятность выбора

9. ВСЕВОЗМОЖНЫЕ УСТРОЙСТВА И СИСТЕМЫ, СОЗДАННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ – ЭТО …

1) механизмы обработки информации

2) средства обработки информации

3) информационные ресурсы

4) математические модели

5) информационные модели

10. НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ЗАНИМАЮЩЕЕСЯ ИЗУЧЕНИЕМ ЗАКОНОВ, МЕТОДОВ И СПОСОБОВ НАКАПЛИВАНИЯ, ОБРАБОТКИ И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭВМ И ДРУГИХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАЗЫВАЕТСЯ:

1) теоретическая информатика

2) программирование

3) кибернетика

4) информатика

5) информационные ресурсы

11. СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОЗДАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПАКЕТОВ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ – ЭТО …

1) теоретическая информатика

2) программирование

3) кибернетика

4) информатика как наука

5) информационные ресурсы

12. НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА, ЗАНИМАЮЩАЯСЯ ИССЛЕДОВАНИЕМ ПРОЦЕССОВ ПОЛУЧЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ, ОБРАБОТКИ, ХРАНЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ, ЭТО – …

1) нейро-лингвистическое программирование

2) телемедицина

3) медицинская информатика

4) физиология человека

5) медицинская кибернетика

13. ИНФОРМАЦИЯ ТОЧНА, ЕСЛИ:

1) информация отражает истинное положение дел

2) достаточна для принятия решения

3) она важна для решения задачи или применения ее в дальнейшем

4) достаточно близка к реальному состоянию объекта, процесса, явления

5) получена к нужному моменту

14. ИНФОРМАЦИЯ СВОЕВРЕМЕННА, ЕСЛИ:

1) отражает истинное положение дел

2) достаточна для принятия решения

3) важна для решения задачи или применения ее в дальнейшем

4) достаточно близка к реальному состоянию объекта, процесса, явления

5) получена к нужному моменту

15. ИНФОРМАЦИЯ ДОСТОВЕРНА, ЕСЛИ:

1) отражает истинное положение дел

2) своевременна и проверена

3) ее достаточно для принятия решений

4) ценна и кратка

5) приносит ожидаемую пользу

16. ИНФОРМАЦИЯ ПОЛНА, ЕСЛИ:

1) отражает истинное положение дел

2) достаточна для принятия решения

3) важна для решения задачи или применения ее в дальнейшем

4) близка к реальному состоянию объекта, процесса, явления

5) получена к нужному моменту

17. СУЩЕСТВЕННУЮ И ВАЖНУЮ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ИНФОРМАЦИЮ НАЗЫВАЮТ:

1) полной

2) полезной

3) актуальной

4) достоверной

5) понятной

18. ИНФОРМАЦИЮ, ИЗЛОЖЕННУЮ НА ДОСТУПНОМ ДЛЯ ПОЛУЧАТЕЛЯ ЯЗЫКЕ, НАЗЫВАЮТ:

1) полной

2) полезной

3) актуальной

4) достоверной

5) понятной

19. ИНФОРМАЦИЮ, ОТРАЖАЮЩУЮ ИСТИННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ, НАЗЫВАЮТ:

1) полной

2) полезной

3) актуальной

4) достоверной

5) понятной

20. СТЕПЕНЬ СООТВЕТСТВИЯ ИНФОРМАЦИИ ТЕКУЩЕМУ МОМЕНТУ ВРЕМЕНИ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ТАКОЕ ЕЕ СВОЙСТВО, КАК…

1) объективность

2) содержательность

3) полнота

4) достоверность

5) актуальность

21. СВОЙСТВО ИНФОРМАЦИИ, ЗАКЛЮЧАЮЩЕЕСЯ В ДОСТАТОЧНОСТИ ДАННЫХ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, ЕСТЬ…

1) достоверность

2) объективность

3) содержательность

4) своевременность

5) полнота

22. ТЕРМИН «ИНФОРМАТИКА» В ПЕРВЫЕ ПОЯВИЛСЯ В:

1) начале 70-х годов XX века

2) конце XIX века

3) 1945 году

4) времена античности

5) начале 90-х годов xx века

23. НАУКА, ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОЦЕССЫ СБОРА, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ЗАЩИТЫ, ПОИСКА И ПЕРЕДАЧИ ВСЕХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ИХ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ.

1) кибернетика

2) информатика

3) информационные технологии

4) программирование

5) искусственный интеллект

24. В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАТИКИ ВЫДЕЛЯЮТ НАУКИ:

1) математика

2) физика

3) документалистика

4) экономика

5) юриспруденция

25. В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАТИКИ ВЫДЕЛЯЮТ НАУКИ:

1) кибернетика

2) искусственный интеллект

3) информационные системы

4) программирование

5) астрофизика

26. В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАТИКИ ВЫДЕЛЯЮТ НАУКИ:

1) приборостроение

2) интернетика

3) математика

4) микрофизика

5) радиоэлектроника

27. УЧЕНЫЙ БЛЕЗ ПАСКАЛЬ СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:

1) он предложил арифмометр, выполняющий четыре арифметических действия

2) он определил кибернетику как науку об управлении в живой природе и в технических системах

3) он предложил устройство, механически выполняющее сложение чисел

4) он предложил аналитическую машину, которая могла работать без участия человека

5) в предложенной классификации наук ввел несуществующую еще науку кибернетику

28. УЧЕНЫЙ ЧАРЛЬЗЬ БЭББИДЖ СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:

1) он предложил арифмометр, выполняющий четыре арифметических действия

2) он определил кибернетику как науку об управлении в живой природе и в технических системах

3) он предложил устройство, механически выполняющее сложение чисел

4) он предложил аналитическую машину, которая могла работать без участия человека

5) в предложенной классификации наук ввел несуществующую еще науку кибернетику

29. УЧЕНЫЙ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:

1) он предложил арифмометр, выполняющий четыре арифметических действия

2) он определил кибернетику как науку об управлении в живой природе и в технических системах

3) он предложил устройство, механически выполняющее сложение чисел

4) он предложил аналитическую машину, которая могла работать без участия человека

5) в предложенной классификации наук ввел несуществующую еще науку кибернетику

30. УЧЕНЫЙ АНДРЕ МАРИ АМПЕР СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:

1) он предложил арифмометр, выполняющий четыре арифметических действия

2) он определил кибернетику как науку об управлении в живой природе и в технических системах

3) он предложил устройство, механически выполняющее сложение чисел

4) он предложил аналитическую машину, которая могла работать без участия человека

5) в предложенной классификации наук ввел несуществующую еще науку кибернетику

31. УЧЕНЫЙ НОРБЕРТ ВИНЕР СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:

1) он предложил арифмометр, выполняющий четыре арифметических действия

2) он определил кибернетику как науку об управлении в живой природе и в технических системах

3) он предложил устройство, механически выполняющее сложение чисел

4) он предложил аналитическую машину, которая могла работать без участия человека

5) в предложенной классификации наук ввел несуществующую еще науку кибернетику

32. УЧЕНЫЙ ГОВАРД ЭЙКЕН СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:

1) он построил первый компьютер на принципах Фон Неймана

2) он разработчик счетной машины «Марк-1» на электромеханических реле

3) он разработал первые интегральные схемы (чипы)

4) он опубликовал доклад о принципах функционирования универсального вычислительного устройства (компьютера)

5) он разработал вычислительную машину ENIAC на электронных лампах

33. УЧЕНЫЙ ДЖОН МОЧЛИ СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:

1) он построил первый компьютер на принципах Фон Неймана

2) он разработчик счетной машины «Марк-1» на электромеханических реле

3) он разработал первые интегральные схемы (чипы)

4) он опубликовал доклад о принципах функционирования универсального вычислительного устройства (компьютера)

5) он разработал вычислительную машину ENIAC на электронных лампах

34. УЧЕНЫЙ ДЖОН ФОН НЕЙМАН СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:

1) он построил первый компьютер на принципах Фон Неймана

2) он разработчик счетной машины «Марк-1» на электромеханических реле

3) он разработал первые интегральные схемы (чипы)

4) он опубликовал доклад о принципах функционирования универсального вычислительного устройства (компьютера)

5) он разработал вычислительную машину ENIAC на электронных лампах

35. УЧЕНЫЙ МОРИС УИЛКС СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:

1) он построил первый компьютер на принципах Фон Неймана

2) он разработал счетную машину «Марк-1» на электромеханических реле

3) он разработал первые интегральные схемы (чипы)

4) он опубликовал доклад о принципах функционирования универсального вычислительного устройства (компьютера)

5) он разработал вычислительную машину ENIAC на электронных лампах

36. УЧЕНЫЙ РОБЕРТ НОЙС СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:

1) он построил первый компьютер на принципах Фон Неймана

2) он разработал счетную машину «Марк-1» на электромеханических реле

3) он разработал первые интегральные схемы (чипы)

4) он опубликовал доклад о принципах функционирования универсального вычислительного устройства (компьютера)

5) он разработал вычислительную машину ENIAC на электронных лампах

37. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИКИ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И СТУДЕНТОВ В ДОШКОЛЬНЫХ, ШКОЛЬНЫХ И УНИВЕРСИТЕТСКИХ УСЛОВИЯХ ИЗУЧАЕТ НАУКА:

1) социальная информатика

2) интернетика

3) психологическая информатика

4) педагогическая информатика

5) вычислительная информатика

38. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ИЗУЧАЕТ НАУКА:

1) социальная информатика

2) интернетика

3) психологическая информатика

4) педагогическая информатика

5) вычислительная информатика

39. ВОПРОСЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗУЧАЕТ НАУКА:

1) социальная информатика

2) интернетика

3) психологическая информатика

4) педагогическая информатика

5) вычислительная информатика

40. СВОЙСТВА, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ИЗУЧАЕТ НАУКА:

1) социальная информатика

2) интернетика

3) психологическая информатика

4) педагогическая информатика

5) вычислительная информатика

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое информация? Приведите примеры.

2. Что такое данные? Приведите примеры медицинских данных.

3. В каком виде существует информация?

4. Что называют информационной деятельностью?

5. Как передается информация?

6. Какими свойствами обладает информация?

7. Что такое обработка информации?

8. Сформулируйте определение информатики как науки.

9. Приведите определение медицинской информатики.

10. Расскажите об основных этапах истории медицинской информатики.

Ситуационные задачи:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.