Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немецкая историческая наука в годы нацистской диктатуры






 

Приход к власти в Германии в 1933 году национал-социалистов и развитие немецкой исторической науки в период двенадцатилетнего нацистского режима наглядно продемонстрировали политическую ангажированность и консерватизм немецких историков, которые были готовы поддержать любой вариант восстановления мощного государства, в том числе и тоталитарный. Несмотря на то, что многие историки выражали определённое недовольство внутренней и внешней политикой национал-социалистов, а некоторые, как, например, Г. Онкен и Г. Риттер, позволяли себе открыто вступить в полемику с нацистским режимом, немецкая историография в целом активно поддержала его.

Приход нацистов к власти квалифицировался как историческое событие. Историков привлекали лозунги национал-социалистов: «национальная революция», «единство нации», «народное сообщество» (Volksgemeinschaft). С поразительной быстротой историки признали определение нацистами капитализма как плутократии и как форму жизни Запада чуждую немецкому «народному сообществу». Согласие историков с национал-социалистическим режимом также базировалось на подавлении рабочего класса, ревизии результатов Ноябрьской революции 1918 года и вообще всего духовного и политического наследия Веймарской республики. Немецкая историография также взяла на вооружение расистские идеи национал-социалистов, в частности пресловутый лозунг «крови и почвы», то есть произошла определённая биологизация исторической науки.

Большую поддержку среди историков получила внешняя политика нацистов, их стремление возродить силовую политику (Machtpolitik) и сбросить оковы Версальского мирного договора. Поэтому определённое недоверие историков к нацистскому режиму сменилось его поддержкой. Этому не в последнюю очередь способствовал тот факт, что к 1940 году нацистам удалось расширить Германию до границ средневекового германского рейха.

Тем не менее, нацистам не удалось в полной мере подчинить своему контролю историческую науку. Порядка 80 историков были лишены возможности преподавания по расовым и политическим мотивам. Большая часть из них покинула Германию. Среди них были такие историки как А. Розенберг – один из первых исследователей Веймарской республики, Л. Бергштрассер – видный специалист в области истории политической мысли, Ф. Валентин – один из ведущих специалистов по германской истории XIX столетия, Г. Ротфельс – крупный специалист по истории Пруссии. Часть историков, как, например, Ф. Мейнеке, не приняв нацистского режима, находилась в так называемой внутренней эмиграции. Политический и методологический консерватизм немецких историков не всегда способствовал принятию ими идей «коричневой революции».

На главную роль в деле организации нацистской исторической науки претендовал Вальтер Франк (1905 – 1945). В 1935 году по его настоянию была распущена Имперская историческая комиссия, и вместо неё создан Имперский институт истории новой Германии. Однако в борьбе за влияние в немецкой исторической науке Франк вступил в конкуренцию с ведомством А. Розенберга. В 1941 году в результате интриг Франк был отстранён от занимаемой должности и отправлен в отставку.

В числе крупных работ немецких историков, опубликованных в годы нацистской диктатуры необходимо упомянуть книги Ф. Мейнеке «Возникновение историзма» (1936) и Г. Риттера «Государства силы и утопия» (1940). Работа Мейнеке была посвящена философско-историческим и методологическим проблемам исторической науки, однако её содержание выходило за рамки поставленных в ней проблем. Мейнеке рассматривал историзм как феномен не только немецкой, но и европейской исторической мысли. Таким образом, он ещё раз подчеркнул единство немецкой и европейской культуры.

Риттер в «Государстве силы и утопии» продолжил свою линию противопоставления немецких и европейских политических традиций. Он использовал термин Мейнеке «демония силы», преобразовав его в «демонию власти». По мнению Риттера, государство согласно христианской традиции должно нести службу по поддержанию общественного порядка. Когда же государство перестаёт соблюдать эту обязанность, оно отделяется от бога, что, в конечном итоге, приводит к возникновению «демонии власти». По мере формирования национальных государств формировались государства силы. Риттер выделяет два типа таких государств – островной (английский) и континентальный немецкий. В целом, немецкая историческая мысль и немецкая историческая наука находились в годы национал-социализма в состоянии застоя.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.