Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Пищеварение.






ЦЕЛЬ: 1.Изучить химический состав слюны, желудочного, панкреатического, кишечного соков и желчи.

2. Изучить переваривание углеводов, белков и жиров в ротовой полости, желудке и тонком кишечнике.

3. Освоить биохимический анализ желудочного сока, уметь рассчитать кислотность и интерпретировать результаты анализов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

1. Понятие «обмен веществ и энергии». Функции метаболизма.

2. Пища – один из факторов внешней среды, существенно влияющий на здоровье и продолжительность жизни. Основные пищевые вещества и их соотношение. Минорные компоненты пищи. Минеральные вещества. Региональные патологии.

3. Схема катаболизма основных пищевых веществ. Понятие о специфических и общих путях катаболизма. Понятие о метаболических путях и карте метаболизма.

4. Переваривание пищи в ротовой полости. Слюна как пищеварительный сок, рН слюны, ферменты. Действие амилазы на крахмал. Обнаружение декстринов и мальтозы.

5. Переваривание пищи в желудке. Химический состав желудочного сока, значение соляной кислоты. Активация пепсиногена, действие на белки. Желудочная липаза. Переваривание жиров и углеводов в желудке. Кислотность желудочного сока у детей и особенности переваривания пищи в желудке (для студентов педиатрического факультета).

6. Химический состав панкреатического сока, ферменты. Биологический смысл образования их в форме проферментов, механизм активации. Действие трипсина, химотрипсина и карбоксипептидазы на белки.

7. Химический состав желчи. Желчные кислоты, их роль в усвоении липидов в кишечнике.

8. Химический состав кишечного сока. Гликозидазы и протеиназы кишечника. Их роль в усвоении углеводов и белков. Особенности переваривания пищи в тонком кишечнике у новорожденных в первые месяцы жизни (для студентов педиатрического факультета).

9. Механизм нарушения пищеварения при панкреатитах и закупорке общего желчевыводящего протока.

Лабораторные работы.

Работа № 1. Определение кислотности желудочного сока в одной пробе. Различают общую кислотность, общую соляную кислоту, свободную и связанную НСl. Под общей кислотностью желудочного сока понимают сумму всех кисло-реагирующих веществ: свободная НСl, кислые фосфаты и др. Соляная кислота, называемая “связанной”, находится в солеобразном состоянии с белками и продуктами их переваривания.

Кислотность измеряют в мл 0, 1 Н р-ра едкого натра, затраченного на нейтрализацию 1000 мл желудочного сока в присутствии индикаторов: фенолфталеина и диметиламиноазобензола.

Ход работы.

1. В колбу налить 5 мл желудочного сока.

2. Добавить 2 капли фенолфталеина и 1 каплю диметиламиноазобензола (при наличии в желудке свободной НСl последний окрашивается в красный цвет; при ее отсутствии сразу появляется желтая окраска).

3. Титровать из бюретки 0, 1Н р-ром едкого натра до оранжевого цвета. Количество щелочи записать – это 1 точка титрования.

4. Продолжить титровать пробу до желтого цвета. Количество щелочи, снятое с бюретки от первоначального уровня – это 2 точка титрования.

5. Далее титровать до красного цвета пробы. Количество щелочи, пошедшее на титрование, снятое с бюретки от первоначального уровня – это 3 точка титрования. Кислотность желудочного сока рассчитывают по формуле:

 
 
Х= а´ 1000´ 0, 1/5, ммоль/л


, где

х – кислотность желудочного сока;

а – количество 0, 1Н р-ра NаОН, пошедшее на титрование.

Для расчета общей кислотности “а” – 3 точка титрования; свободной НСl “а” –это 1 точка титрования; общей НСl “а” равна средней арифметической между 2-й и 3-й точками. Связанная НСl определяется по разности между содержанием общей НСl и НСlсв.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Титровать параллельно 2 пробы нормального желудочного сока.

2. 2. Провести анализ кислотности патологического желудочного сока.

Работа № 2. Патологические компоненты желудочного сока и их обнаружение.

1. Реакция Уффельмана на молочную кислоту.

К 20 каплям 1% р-ра фенола добавить 1-2 капли 1% раствора хлорного железа. Осторожно, по каплям прилить желудочный сок. Если в нем содержится молочная кислота, то фиолетовая окраска реактива переходит в желто-зеленую окраску лактата железа.

2. Бензидиновая проба на кровь.

К 5 каплям 1% р-ра бензидина добавить 5 капель 3% р-ра Н2О2 и 5 капель патологического желудочного сока. При наличии крови в желудочном соке через несколько минут появляется синее окрашивание (окисленный бензидин).

Клинико-диагностичекое значение.

В клинической практике широко используют методы анализа желудочного сока, которые играют важную роль в диагностике и лечении болезней желудочно-кишечного тракта. При анализе желудочного сока определяют общее количество его, цвет, запах, наличие слизи, общую кислотность (в норме 40-60 ммоль/л или титр.ед.), свободную НСl (20-40ммоль/л или титр.ед.), связанную НСl (10-20 ммоль/л или титр.ед.); присутствие молочной кислоты, желчи, крови, в необходимых случаях проводят определение активности пепсина.

Увеличение кислотности желудочного сока (гиперхлоргидрия) наблюдается при язвенной болезни, гиперацидном гастрите. Уменьшение (гипохлоргидрия) – при гипоацидном гастрите, раке желудка. Отсутствие соляной кислоты (ахлоргидрия) встречается при атрофических гастритах, раке желудка. Отсутствие соляной кислоты и пепсина (ахилия) наблюдается при тяжелых атрофических гастритах и раке желудка, злокачественном малокровии.

При ахлоргидрии могут образовываться молочная кислота и летучие жирные кислоты (уксусная, масляная), так как под действием микроорганизмов в желудке развиваются процессы брожения.

Кровь (кровяные пигменты) может попадать в желудочный сок при изъязвлении стенок желудка.

Желчные пигменты появляются в желудке из двенадцатиперстной кишки вследствие антиперистальтики.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. Основная:

1. Берёзов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Медицина, 2002, с. 319-321, 363-370, 417-427, 470-471, 565-567.

2. Биохимия: Учебник/Под ред. Е.С. Северина. –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, (Серия XXI век), с. 305-312, 379-386, 461-469, 522.

3. Николаев А.Я. Биологическая химия, М.: Медицинское информационное агентство, 2001, с. 232-235, 280-281, 305-308.

4. Лекционный материал по общей, биоорганической и биологической химии (I и II курсы).

Дополнительная литература:

1. Клиническая биохимия /Под ред. В.А. Ткачука –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. -360 с. –(Серия XXI век)

2. Клиническая биохимия /Пер. с англ. –М. –СПб.: «Издательство Бином» - «Невский Диалект» 1999. -368 с., ил.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.