Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Продуктивные методы






Продуктивные методы рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся

В группу продуктивных методов обучения входит метод проблемного изложения. Он предполагает постановку учителем учебной проблемы и раскрытие путей ее решения в процессе изложения учебного содержания.

Этот метод используется при необходимости изучения в курсе истории сложных проблем, которые учащиеся не могут освоить самостоятельно, для анализа методологических подходов к освещению истории, альтернативных оценок учеными процесса исторического развития и т.д. Например, учитель создает проблемную ситуацию, приводя в своем рассказе противоречивые исторические факты. Затем сам формулирует проблему и показывает, как она решена учеными, обращая внимание учащихся на логику их решений. Изложение учителя в данном случае является образцом использования приемов научного познания прошлого - доказательства, рассуждения (с постановкой риторических вопросов).

Учащихся воспринимают не только содержание исторической информации, но и логику рассуждений, способы аргументации учителя. Активизирует деятельность учащихся постановка проблемных вопросов, которые вызывают удивление, затруднение, приведение попеременно фактов, подтверждающих или опровергающих выдвинутые предположения. Это позволяет удерживать внимание учащихся на изучаемом вопросе.

На практике метод проблемного изложения часто используется в сочетании с частично-поисковым методом.

Частично-поисковый (эвристический) метод обучения - способ обучения, предполагающий решение учебной проблемы учащимися под руководством учителя. Использование данного метода способствует самостоятельному усвоению знаний и способов действий; развитию творческого мышления учащихся (перенос знаний и умений в новую ситуацию. Проблема может касаться видения новой проблемы в традиционной ситуации, обнаружения новых признаков изучаемого объекта, потребовать от учеников преобразования известных способов деятельности и самостоятельное создание.

Этот метод применяется при изучении нового материала, имеющего противоречивый характер, или при совершенствовании ранее усвоенных знаний с целью обобщения полученных ранее впечатлений, стимулирования многоаспектного осмысления явлений, самостоятельного поиска учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали. Эффективность применения метода зависит от уровня развития познавательных умений школьников. Он используется при рассмотрении таких проблем, которые только на отдельных этапах доступны для самостоятельного решения учениками (учащиеся не обладают знаниями или умениями для рассмотрения всей проблемы в целом).

При разработке частично-поискового метода учителю необходимо определить этапы решения проблемы, выделить те вопросы, которые будут изучаться приемами рассуждения, объяснения, эвристической беседы и др.

Определить задания учащимся для их самостоятельной деятельности. Часть их осуществляется по известному учащихся образцу (опирается на готовые знания), а часть - требует самостоятельного выбора (создания) способа деятельности или освоения новой информации, ближайшей к зоне развития ученика. Этот метод часто применяется во время семинаров, дискуссий, учебных конференций. Оценивание в процессе использования данного метода производится в основном за умение применять ранее полученные знания на разных этапах поиска. Использование частично-поискового метода готовит учеников к исследовательской деятельности.

Исследовательский метод представляет собой способ познавательной деятельности учащихся по самостоятельному решению учебных проблем. Он позволяет приобщать школьников к способам исторического познания, способствует формированию творческого мышления, делает возможным самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий, которым их заранее не обучали.

Используя данный метод, учитель организует самостоятельную работу учащихся по приобретению нового знания, предлагая им задания проблемного характера. Проблема, решаемая на основе применения данного метода, предполагает наличие у учеников минимального объема исторических знаний, достаточных чтобы служить ориентационной основой в их самостоятельной исследовательской деятельности. У учащихся должны быть сформированы базовые умения самостоятельного приобретения, осмысления и применения исторических знаний.

Проблемные ситуации могут возникать и в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих практический (инструментальный) характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и т.д.).

Метод сложный, он используется реже частично-поискового метода, его применениие встречается на лабораторных уроках, на семинарах. Он предполагает решение межпредметных (интегративных) учебных проблем, работу по написанию докладов, рефератов и т.д. Контроль и оценка результатов применения исследовательского метода проводятся по рациональному способу решения познавательных заданий, по умению ставить и решать учебные проблемы, излагать результаты и доказывать свои выводы.

При использовании метода учитель применяет приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся, создание проблемной ситуации, организация коллективного обсуждения возможных подходов к ее решению, дает задания на аргументацию выводов и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.