Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод и приемы устного обучения истории.






Устный метод обучения - способ передачи информации посредством звучащего слова, предполагающий восприятие учебного содержания учащимися при помощи слуха. В практике обучения этот метод выполняет самое большое количество функций: позволяет передавать основной объем учебных сведений объяснять содержание информации; задавать логику мыслительной деятельности по его восприятию; вызывать сопереживание с излагаемым материалом; организовывать и направлять работу школьников; вести диалог по обмену мнениями, суждениями; контролировать деятельность учащихся.

Устный метод имеет две группы приемов: монологические, связанные с изложением содержания одним человеком (учителем или учеником) и диалогические, представляющие речевое взаимодействие участников процесса обучения: учителя и учеников, учеников друг с другом.

Использование на уроке монологических приемов более экономно по времени, но при их использовании учителем отсутствует обратная связь с учащимися, затруднен контроль за усвоением нового материала. В процессе истории, по мере овладения школьниками приемами устной речи, необходим постепенный переход от применения большинства этих приемов учителем к их использованию учениками.

Повествовательные монологические приемы - сообщение и рассказ. Они предполагают последовательное изложения хода исторических событий. Сообщение – это краткое изложение учебного содержания о ходе исторических событий. В основной школе этот прием используется, как правило, для повествования о второстепенных событиях, в старшей - при необходимости изложения большого объема фактического материала в ограниченное время. Этот прием не предполагает создания конкретных, образных представлений.

Пример. История России. 6 класс. «15 июля 1240 года на левом берегу р. Невы при впадении в нее р. Ижора, состоялась битва шведских рыцарей с дружиной новгородского князя Александра Ярославича и отрядами ижорцев. Внезапным ударом русской конницы и пехоты на лагерь шведов Александр Ярославич заставил противника отступить к своим кораблям. Битва закончилась изгнанием рыцарей с невских берегов. Тем самым был сорван план совместного вторжения немецких и шведских рыцарей на Русь» (в тексте выделены основные единицы знаний).

Рассказ – прием развернутого сюжетного повествования об исторических событиях, о действиях народных масс или исторических лиц. Рассказ используется учителем, в первую очередь, в основной школе, в качестве создания мотивации, развития познавательного интереса (например, «Загадка строительства египетских пирамид»), для создания конкретных представлений об основных событиях (например, «На поле Куликовом») и явлениях («На ярмарку в Шампань!»); для решения воспитательных задач («Подвиг панфиловцев»), как эффективный способ эмоционального воздействия, для раскрытия образа исторического героя («Один день из жизни…»). В практике обучения также используется рассказ учителя или учащихся по картине.

В рассказе используются приемы описания времени и места событий, облика героя, вводятся прямая речь участников событий, их внутренние монологи. Наиболее интересен для учащихся рассказ, который строится в соответствии с литературным жанром: имеет завязку, кульминацию и развязку.

Из педагогического опыта. История России. 6 класс. Фрагмент сюжетного рассказа о Невской битве 1240г. Завязка, образные представления о времени и месте события.

… Перенесемся на северо-западную границу новгородских земель, на берега Невы, которые вместе со славянами заселяло племя ижора. По этой широкой и быстрой реке враги Руси могли проникнуть из Балтики в Ладожское озеро, а оттуда - вглубь страны. Поэтому здесь по приказу молодого князя Александра Ярославича вела наблюдение за речным путем " морская сторожа", возглавляемая старостой Пелгусием [локализация места события].

Короткое северное лето 1240 года приближалось к своей середине - к 15 июля [ локализация времени события ]. В один из этих дней на просторах реки появились грозные, украшенные головами драконов парусные суда шведов - шенеки … Пелгусий, сосчитав примерную численность плывущих на шенеках шведов (около 5 тысяч человек), незамедлительно отправил гонцов к князю в Новгород с вестью о пришедшей беде. Опытный староста с тревогой думал: «Сможет ли князь Александр быстро собрать войско и прийти сюда, на Неву? Хватит ли у него сил для того, чтобы остановить продвижение врага вглубь страны?» [ внутренний монолог героя, завязка ] и т.д.

К монологическим относятся также приемы образного и аналитического описания. Описание предполагает последовательное воссоздание внешних признаков рассматриваемого или воображаемого исторического объекта посредством слова.

Образное (картинное) описание используется для яркого, эмоционально окрашенного, воссоздания внешнего облика изучаемых исторических объектов: памятников истории и культуры, облика людей, и т.д. Этот прием обладает высоким потенциалом эмоционального воспитательного воздействия на учащихся. Он преимущественно применяется на уроках истории в основной школе, как в деятельности учителя, так и учеников. При конструировании данного приема используются средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения и др. Может быть использован соответствующий по содержанию фрагмент художественного произведения.

Из педагогического опыта. История России.6 класс. Фрагмент образного описания княжеского терема

… Княжеский деревянный, из больших струганных бревен дом, с мощными дубовыми дверями, возвышался над другими постройками и отличался великолепием своего убранства. Его венчала золоченая шатровая крыша, устремившаяся ввысь, отчего терем и получил название " златоверхий". Дом поблескивал на солнце своими круглыми стеклянными оконцами, красовался яркими расписными ставнями, удивлял причудливой резьбой лестницы и гульбища с русалками, невиданными птицами, всем тем, чем украсила его буйная фантазия русских мастеров…

Аналитическое описание - прием последовательного, научно достоверного воссоздания (реконструкции) внешних признаков изучаемых исторических объектов: мест, времени событий, облика людей, памятников материальной и духовной культуры, и т.д. Данный прием создает основу для понимания сущности рассматриваемого вопроса, способствует формированию понятий (например, описание мануфактуры), выявлению причинно-следственных связей событий (например, описание места сражения). Прием аналитического описания используется во всех классах в деятельности учителя и учащихся.

Пример. История России 10 класс Фрагмент аналитического описания княжеского двора.

По данным археологических раскопок и исследований письменных источников княжеский двор представлял собой комплекс построек, в центре которого находились двухэтажные хоромы. По второму этажу здания шла крытая галерея - сени, над которыми возвышалась шатровая крыша, покрытая позолотой. Сюда со двора вела лестница. Из сеней вели двери в " истбу" - зимнюю, отапливаемую по-черному часть дома, и в клеть холодное, не отапливаемое помещение, которая была парадным помещением для приемов гостей, с " божницей", иконами, летом клеть превращалась в спальню. По соседству с хоромами во дворе помещалась церковь, погреба, медуши, скотницы, бани и другие постройки и т.д.

Монологические логические приемы - объяснение, рассуждение, доказательство обеспечивают осознанное усвоение, систематизацию материала, находят свое применение при формировании теоретических знаний.

Объяснение – это прием раскрытия внутренних связей, сущности понятий, событий, явлений, процессов, а также рациональных способов учебной деятельности. Он применяется во всех классах, служит для выявления причинно-следственных связей, сущности и последствий событий, явлений, процессов, используется в процессе формирования понятий; для раскрытия приемов рациональной учебной деятельности.

Пример. История России. 8 класс. Фрагмент урока «Промышленный переворот в России». Разберемся, почему в России промышленный переворот почти не затронул сельское хозяйство. Основанное на крепостнической системе, оно было главным в стране. Большинство помещиков стремилось к получению прибыли за счет доходов от повинностей своих крепостных. Крестьянство отдавало своему владельцу значительную часть того, что зарабатывало. Эти средства оседали в руках помещиков, которые не желали, а, порой, и не могли вкладывать их в приобретение техники. Крепостное население медленно вступало в новые товарные отношения, вело преимущественно натуральное хозяйство. У него тоже не было лишних средств для приобретения техники для развития своего производства и т.д.

Рассуждение – прием, предполагающий постановку учителем проблемы, риторических вопросов и последовательный, обоснованный ответ на них. В работе учителя данный прием применяется для раскрытия сущности теоретических проблем, процессов и явлений, для анализа версий исторических событий.

Пример. Всеобщая история 10 класс. Понятие «феодализм». Что же такое феодализм? Появилось это слово перед Французской революцией конца XVIII в. и означало «старый порядок». Давайте вспомним, что в то время во Франции подразумевалось под «старым порядком». Такой порядок олицетворял собой абсолютную монархию и господство дворянства. Как мы знаем, существует цивилизационный и формационный подход к изучению истории, и вам известно, что в марксистской философии феодализм рассматривается как общественно-экономическая формация, предшествующая капитализму. Но как современная историческая наука определяет феодализм? Прежде всего, в феодализме ученые видят социальную систему, которая существовала только в Западной и Центральной Европе в эпоху Средневековья. Можно возразить, что отдельные черты феодализма легко обнаружить и в других регионах мира, и в разные эпохи. Что же находится в основе феодализма? Это межличностные отношения вассала и сеньора, поданного и сюзерена, крестьянина и крупного земельного собственника. А как эти отношения можно охарактеризовать с юридической точки зрения? Подумав, можно сказать, что феодализму свойственно сословно-юридическое неравенство, закрепленное правом…

Доказательство – прием обоснования учителем или учащимися суждений при помощи логических доводов и научно установленных исторических фактов. Данный прием используется для обоснования достоверности исторической информации, суждений о прошлом других авторов и собственной позиции. Важно, чтобы при освоении данного приема ученики освоили все действия входящие в структуру доказательства: формулировка тезиса (то, что требуется доказать) – приведение фактов и аргументов (суждения, доводы, подтверждающие данные факты) – формулировка выводов (в силу каких аргументов и фактов тезис верен).

Из педагогического опыта. История России.10 класс.В научной литературе идет дискуссия о последствиях монгольского нашествия на Русь. Существует точка зрения, согласно которой результатом этого вторжения было установление на русских землях иноземного ига, затормозившего развитие Руси. Рассмотрим данные, свидетельствующие, что иго затормозило хозяйственное развитие русских земель. По данным историков в ходе набегов врага было разрушено более 70 городов и множество сел, при этом значительная часть из них впоследствии не восстановилась; лучшие ремесленники были угнаны в рабство, исчез ряд ремесленных специальностей, были утрачены (иногда навсегда) секреты ремесленного производства (например, секрет изготовления булатной стали); русские земли перестали чеканить собственные деньги; выплачивали победителям большой Ордынский выход и несли другие повинности…

Также к монологическим относятся приемы характеристики и оценки исторических объектов. Характеристика – прием перечисления внешних или внутренних обобщенных признаков исторических объектов (памятников истории и культуры; событий, явлений, процессов; исторических периодов), черт личностей.

Характеристика памятников истории и культуры лаконична, лишена деталей, она включает только обобщенные черты изучаемого объекта на уровне их перечисления, и по форме близка к аналитическому описанию. Характеристика применяется в целях экономии времени для передачи информации о второстепенных для изучаемой темы объектов.

Пример. История России. 6 класс. Характеристика гридницы.

Гридница (от слова " гридь " - дружинник) - это большой зал, где собиралась в Х веке для пиров княжеская дружина, принимались гости. В гриднице, как правило, находился большой стол, лавки, имелся очаг для приготовления пищи, вывешивались доспехи и реликвии воинов.

Обобщающая характеристика исторических событий, явлений, процессов, исторических периодов предполагает перечисление их внутренних признаков Цель ее использования - систематизация разрозненных сведения об объекте, полученных на уроках, выявление его сущности. Обобщающие характеристики относятся к приемам формирования теоретических знаний, используются в старших классах, на повторительно-обобщающих уроках.

Из педагогического опыта История России. 10 класс.Фрагмент обобщающей характеристики «Россия XVII в» В России продолжается процесс внутренней колонизации, расширения ее территорий. Завершается процесс присоединения Сибири, в состав государства входит часть Украинских и Белорусских земель. В экономике зарождались капиталистические отношения, проявившейся в развитии товарно-денежных отношений, в становлении всероссийского рынка, в возникновении мануфактурного производства. В социальных отношениях наиболее яркими чертами этого периода является окончательное оформление крепостного права и начала крупнейших крестьянских войн. В XVI I в. началось правление Романовых - новой династии русских царей т.д.

Характеристика исторической личности в зависимости от роли, которую она играет в изучении темы школьного курса, может быть краткой или развернутой. В развернутой характеристике предполагается раскрытие исторической обусловленности деятельности личности описание ее внешнего облика, изложение взглядов, выявление ведущих черт характера, определение исторических заслуг. В краткой характеристике обозначаются облик, ведущие черты личности, и дается перечень ее главных заслуг.

Алгоритм составления характеристики деятельности исторической личности.

Сформулируйте направления, цели и задачи деятельности исторической личности (возможно по сферам общественной жизни).

Назовите способы, методы, формы осуществления поставленных задач на каждом направлении (конкретные факты). Если необходимо, раскройте связи и противоречия в деятельности личности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.

Покажите итоги и результаты деятельности на каждом направлении (конкретные факты, можно по сферам общественной жизни)

Историческая оценка – прием, предполагающий определение места изучаемого объекта в истории, значения исторических событий, явлений, процессов, деятельности исторических лиц. Учителем прием используется для выражения своей позиции, для показа образца оценивания исторических объектов. Возможность использования этого приема учащимися свидетельствует об уровне сформированности и самостоятельности их суждений. Наряду с исторической оценка бывает нравственной и эстетической.

К диалогическим приемам устного обучения относятся беседа и дискуссия. Диалогические приемы в отличие от монологических обеспечивают прямую связь с учениками; активизируют познавательную деятельность класса; позволяют контролировать процесс и результаты усвоения знаний; способствуют выявлению интересов, мнений учеников, их оценочных суждений; развивают речь учащихся. Однако эти приемы затратны по времени, требуют специального управления логической последовательностью изучения материала.

Беседа - прием речевого общения между учителем и учащимися, как правило, предполагающий постановку системы заранее запланированных вопросов школьникам и прогнозируемый результат. В процессе беседы ставятся как репродуктивные вопросы, предполагающие воспроизведения изученного материала (в каком году началось война?), так и проблемные, требующие самостоятельного поиска учащимися ответа на вопрос (чем вы можете объяснить начало военных действий именно в это время?). Кроме основных вопросов в беседе предусматриваются наводящие, дополнительные вопросы (какими преимуществам и обладает начало военных действий в летнее время? и т.д.) Все вопросы должны быть четкими и логичными.

Вводная беседа используется в начале урока для актуализации ранее освоенных знаний, установления преемственных связей для освоения нового материала. Текущая беседа организуется при изучении новой темы с целью обсуждения сведений, приобретаемых из различных источников (при работе с текстом, наглядностью и т.д.). Заключительная беседа служит для подведения учащихся к самостоятельным выводам и обобщениям в конце урока и, наконец, контрольная беседа направлена на проверку результатов познавательных заданий и закрепление материала.

Дискуссия - это активный диалог сторон по отстаиванию своей точки зрения на проблемы, связанные с познанием прошлого и имеющие альтернативные решения. В практике обучения дискуссия используется как прием устного метода обучения, как определенный тип урока (см.: 8.2), как формы внеклассной работы с целью выработки ценностно-осознанного отношения учеников к изученному материалу.

Дискуссии позволяют учащимся закреплять, применять, углублять, осмыслять, оценивать и переоценивать исторические знания; способствует развитию их проблемного, критического мышления, развитию умений излагать и отстаивать свою точку зрения (вести диалог). Способность учащихся вести дискуссию формируется постепенно (см.: 13.5.5)

Систематическое участие в дискуссии способствует осознанию относительности, интерпретационного характера исторических знаний, коммуникативной культуры учащихся. Предметом дискуссии могут выступать версии описания исторических событий, оценки исторических объектов (И.Сталин – «эффективный менеджер?»), путей исторического развития («Если бы не Октябрь 17-го?»), способов решения учебной проблемы.

Дискуссии могут вестись от своего лица или от лица воображаемого исторического героя (например, во время игры). Дискуссии могут быть структурированными, предполагающим регламент обсуждения каждого вопроса, и импровизационными.

Логика проведения дискуссии следующая: вначале учителем (учениками) предлагается для обсуждения проблема, затем, первая группа учеников предлагает и обосновывает свое решение проблемы, ей задаются вопросы оппонентов, звучит критика оппонентами первой позиции, предлагается ими альтернативная позиции, аналогичные действия повторяются учениками первой группы, ими приводятся новые аргументы в пользу своей позиции и т.д.

В конце подводится итог дискуссии, он может быть различным: отказ одной из сторон от своей позиции; принятие решения, согласующего подходы первой и второй стороны; принятие решения о необходимости дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы.

Во время дискуссии важно обеспечить условия, при которых каждый ученик может свободно высказать и обосновать свою точку зрения, поставленная проблема должна обсуждать всесторонне и последовательно. Учитель организует оценку учениками убедительности и правомерности позиции каждой из сторон, подводит учеников к итоговым выводам по обсуждаемому вопросу.

Использование диалогических приемов эффективно на всех этапах обучения, в то время как применение монологических приемов наиболее эффективно только при условии постепенного перехода от применения большинства их учителем к использованию учениками.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.