Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мартин Ллойд-Джонс - Духовная депрессия. Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее

 

 

В этой книге рассматриваются причины возникновения духовной депрессии и пути избавления от нее. Автор сначала подводит читателей к анализу общих принципов, а затем — к рассмотрению частных вопросов. В своих рассуждениях он опирается на библейское учение при решении каждой конкретной проблемы.

«Вот такой рецепт. Не истязайте себя в молитве, умоляя Его даровать вам силу. Живите христианской жизнью. Живите так, как Он вам заповедал. Молитесь, размышляйте о Нем, проводите с Ним время. Просите, чтобы Он явил вам Себя. А остальное предоставьте Ему. Он даст вам силу. „Как дни твои, будет умножаться сила твоя". Он знает нас лучше, чем мы знаем сами себя, и Он даст нам по потребностям. Поступайте так и сможете повторить вслед за апостолом: „Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе"».

 

Ллойд-Джонс, Мартин

Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее: Пер. с англ. / Мартин Ллойд-Джонс. — 3-е изд. — СПб.: Мирт, 2008. — 176 с.

Религиозное издание ISBN 978-5-88869-244-8.

Перевод с английского 3-е издание Санкт-Петербург Издательство «Мирт» 2008 ББК 86.37 Л67

Martin Lloyd-Jones SPIRITUAL DEPRESSION

© 1965 D. Martin Lloyd-Jones © Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. ISBN 978-5-88869-244-8

© МРОЕХ «ХЦ «Мирт», 2000

 

Оглавление


Введение. Общие соображения.... 3

Глава 1. Истинное основание 12

Глава 2. Проходящие люди, как деревья 24

Глава 3. Ум, сердце и воля.. 34

Глава 4. Этот один грех 43

Глава 5. Напрасные сожаления 53

Глава 6. Страх будущего.. 59

Глава 7. Чувства. 67

Глава 8. Работники в винограднике.. 73

Глава 9. Где ваша вера?. 82

Глава 10. Глядя на волны.. 89

Глава 11. Дух рабства 97

Глава 12. Ложное учение 105

Глава 13. Уставшие отдобрых дел.. 115 Глава 14. Дисциплина.. 122 Глава 15. Искушения. 131 Глава 16. Наказание.. 140

Глава 17. ШколаБога 148

Глава 18. МирБожий 155

Глава 19. Учитесь быть довольными 162

Глава 20. Самое лучшее средство.. 169


 

Доктор Ллойд-Джонс (1899-1981) был квалифицированным врачом, нов 1927 году он оставил медицинскую практику и стал церковным служителем в Южном Уэллсе. В течение последующих 30 лет, вплоть до выхода на пенсию в 1968 г., он служил в Вестминстерской Часовне в Лондоне. Сейчас он считается одним из самых известных проповедников и писателей XX века.

 

Введение.

Общие соображения

Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще

славить Его, Спасителя моего и Бога моего.

Пс. 41: 6, 12

 

Простейшее определение Книги Псалмов звучит так: это книга, содержащая в себе богодухновенные молитвы и хвалы Богу Израиля. В ней Бог открывает нам истину, преломленную через чувства, желания и страдания Божьего народа. Именно поэтому псалмы в течение многих столетий служили для Божьих людей неизменным источником утешения и поддержки.

Что мы видим в этой книге? Мы видим людей, у которых масса внутренних и внешних проблем. Их души мечутся в поисках ответа на насущные вопросы. Эти люди обращаются к себе и к своей душе, анализируя свои проблемы. Они то обличают и осуждают, то утешают и ободряют самих себя. Временами они ликуют, временами подавлены, но всегда неизменно честны и искренни. Они всегда искренни. Именно поэтому описание их переживаний может сослужить нам величайшую службу — если, конечно, и мы, подобно им, будем честны перед самими собой.

Когда мы читаем псалом 41, то понимаем, что псалмопевец — в беде, он чувствует себя несчастным. Свое тяжелое душевное состояние он передает очень ярко, сообщая и о причине этого состояния. Видимо, что-то мешает ему присоединиться к другим людям во время богослужения. Но этого мало. Текст недвусмысленно показывает, что он окружен врагами и они делают все возможное, чтобы унизить его, привести в угнетенное состояние. Нас главным образом интересует его поведение в сложившейся ситуации, то, как он пытается восстановить внутреннее равновесие.

Таким образом, предмет нашего разговора мы можем определить так: «Духовная депрессия: отчего она появляется и как следует с ней справляться». В Священном Писании мы часто встречаемся с примерами духовной депрессии очевидно, этот недуг был широко распространенным явлением. Божий народ и раньше впадал в духовную депрессию, а в настоящее время это стало особенно наболевшей проблемой.

Причин множество. Одна из них — страшные события нашего века, особенно две мировые войны с последующими социально-политическими переменами, которые коренным образом (и зачастую негативным) меняли условия и образ жизни людей. Тяжелые события прошлого и сейчас отрицательно сказываются на душевном состоянии многих христиан, делая их несчастными; души таких людей, подобно душе псалмопевца, «унывают и смущаются».

Цель данной книги — обстоятельно проанализировать это состояние. И прежде всего необходимо исследовать библейское учение по этому вопросу. Затем можно будет рассмотреть примеры депрессивных состояний, данные в Писании. Мы увидим, как при этом вели себя люди и как вел себя со страдающими людьми Бог. Этот подход следует применять при решении любой духовной проблемы. Всегда нужно сначала выяснить, что же конкретно говорит Библия по данному вопросу. А говорит она всегда очень ясно и недвусмысленно. После этого следует перейти к рассмотрению примеров из того же источника — то есть из Библии.

Некоторых людей интересуют только примеры, и они не слишком вникают в принципы, стоящие за тем или иным рассказом. Однако если и мы будем поступать таким же образом, то рискуем не улучшить свое состояние, а лишь усугубить его. Крайне важно в первую очередь понять учение. Многие люди потому оказываются в тяжелом состоянии, что пытаются жить, ориентируясь на опыт других людей. Опираясь лишь на чужие мнения, они блуждают во мраке именно потому, что берут свидетельства других людей за основу. Вместо этого им следовало бы сначала вникнуть в библейское учение, понять и прочувствовать его и сделать самостоятельные выводы. Библия всегда начинает с простого и ясного изложения истины. А затем Бог в Своей благодати подтверждает истины яркими жизненными примерами. Тем самым Он помогает нам увидеть, как фундаментальные принципы воплощаются в повседневной жизни.

Проблемой духовной депрессии необходимо заниматься, во-первых, ради людей, находящихся в этом состоянии. Их надо освободить, избавить от этого несчастья, от внутренней неуверенности и изматывающей тревоги — от переживаний, так ярко описанных в псалме 41. Очень печально, что многие проживают таким образом большую часть своей жизни. Эти люди — христиане. Но они очень многое упускают в своей христианской жизни — депрессия обкрадывает их. Так что ради них надо серьезно изучить эту проблему.

Но есть и вторая, более важная причина, которая заставляет нас отнестись к проблеме депрессии со всей серьезностью. Сделать это надо ради Царства Божьего и ради Божьей славы. Во фразе «угнетенный христианин» содержится глубокое внутреннее противоречие, не говоря уже о том, что такой человек не лучшим образом представляет Евангелие. В наше время людей все больше интересуют конкретные результаты, а не отвлеченные истины. Люди отчаянно ищут помощи. Думается, что Бог расширяет границы Своего Царства, используя, в частности, и простую христианскую жизнь вполне обычных людей. Если христианин несчастен, то у окружающих создается впечатление, что быть христианином — значит быть несчастным. Разве это способствует расширению Царства Божьего? Поэтому очень важно избавиться от состояния угнетенности — хотя бы ради окружающих, ради тех, кого свет Евангелия еще не озарил. Многие люди, живущие чисто мирской жизнью, с большим увлечением и восторгом относятся к тем вещам, которые их занимают. Они, как безумные, вопят на футбольных матчах; или оживленно обсуждают увиденные фильмы. Они полны радости и энтузиазма и жаждут поделиться своими чувствами с первым встречным. По контрасту с ними, христиане часто выглядят не слишком счастливыми, им как будто недостает истинной радости и свободы. В результате многие утрачивают всякий интерес к христианству. Ради Божьей славы мы должны жить так, чтобы не вызывать в людях недоверие к Христу, представителями Которого мы являемся, а напротив, привлекать их к Нему. Да, не всегда можно изменить обстоятельства. Но мы всегда должны быть такими, чтобы у окружающих была возможность воскликнуть: «Я хотел бы жить в этом мире так, как живет он!»

В этой главе я хочу в общих чертах рассмотреть причины духовной депрессии и пути избавления от нее. А затем мы поговорим о том, что нам делать (опять же пока в общем и целом), если депрессия настигнет нас самих.

Всегда разумно сначала рассмотреть общие принципы и, не торопясь, оценить свое собственное состояние. Следует избегать искушения немедленно сосредоточиться на каких-то конкретных деталях.

Только после этого можно переходить ко второму, не менее важному, этапу: к внимательному и осторожному анализу наших личных проблем в свете общих принципов.

В псалме 41 представлена чрезвычайно достоверная картина духовной депрессии. Мы видим, до какой степени этот человек подавлен и удручен. Обратите внимание на разницу между стихами 6 и 12 1. В стихе 6 псалмопевец провозглашает, что вид Божьего лица всегда утешает и помогает: «Я буду еще славить Его за помощь, которую дает вид Его лица». Но в стихе 12 он говорит уже о своем лице: «Я буду еще славить Его, Кто есть мой Бог и здоровье моего лица». Когда человек удручен и несчастен, это всегда проявляется в выражении его лица. О нем говорят: у него расстроенный вид. Достаточно одного взгляда, чтобы понять, в каком состоянии он находится. Но псалмопевец утверждает: «Когда я по- настоящему смотрю на Бога, то мне становится лучше, и лицо у меня светлеет: ведь Он есть здоровье моего лица». Созерцание Бога излечивает человека. Лицо его утрачивает тревожное выражение, светлеет, становится радостным и спокойным. И дело тут не в натягивании какой-то маски. Эти изменения неизбежны. Если мы угнетены, то, хотим мы того или нет, это скажется на выражении нашего лица. Точно также, если наши взаимоотношения с Богом правильны, то это отражается на нашем внешнем облике и поведении.

Герой псалма выглядит так, как будто вселенная всей своей тяжестью легла ему на плечи. Он плачет в смятении и страхе: «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь». Его тревожит собственная судьба. Его беспокоят враги, которые нападают со всех сторон и ложными выдумками чернят его самого и его Бога. Кажется, мрак затопил его целиком. Он не в силах больше контролировать свои чувства. Он потерял аппетит, это видно из его слов «слезы мои были для меня хлебом». Нам всем знакомо такое состояние. Когда мы в тревоге, то не хотим есть, пища кажется почти отвратительной.

Печально, но когда мы находимся в таком состоянии, то зачастую настолько озабочены собственными переживаниями, что уже не думаем о впечатлении, которое производим на окружающих. Сумей человек увидеть себя со стороны — и во многих случаях это стало бы первым шагом к победе. Он бы отчасти уже избавился от эгоистичной сосредоточенности на своем несчастье и от мрачного самокопания.

Охарактеризовав это состояние в целом, мы можем приступать к рассмотрению причин его возникновения. Самая первая из них — это темперамент. С полной определенностью можно утверждать, что существуют различные типы людей. И с этим необходимо считаться.

Некоторые христиане полагают, что христианство упраздняет различия в темпераменте и, следовательно, нет нужды принимать их во внимание. Возражение очень серьезное. Конечно, ни темперамент, ни психологические особенности, ни физическая конституция не оказывают ни малейшего влияния на наше спасение. Это, слава Богу, незыблемый фундамент нашей христианской позиции. Каковы бы ни были наши личностные особенности, мы все одинаково спасены — одним актом Бога, совершенным Им через Своего Сына — нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Это наш ответ тому критическому отношению к христианству, которое часто возникает при изучении психологии. Мы не признаем такого понятия, как «комплекс религиозности». Мы торжествуем и радуемся тому факту, что в Церкви живого Бога находят себе место (и еще найдут) люди всех типов темперамента. Но, подчеркивая, что темперамент ни в малейшей степени не сказывается на нашем спасении, я тем не менее настаиваю, что он чрезвычайно серьезно сказывается на нашем опыте христианской жизни.

 

1 В русском переводе эта разница отсутствует. Автор в своем рассуждении опирается на английский текст Библии. В данном случае будет даваться смысловой перевод отрывков из псалма. — Примеч. пер.

 

Что касается познания самих себя, то тут есть несколько важных моментов, которые всегда надо принимать во внимание. Все мы разные. Проблемы, которые перед нами встают, битвы, которые мы ведем в своей христианской жизни, — все это в значительной мере определяется особенностями нашего темперамента. Мы все принимаем участие в одной и той же битве, поскольку спасены одним общим на всех спасением и имеем одни и те же основные потребности. Однако неразумно подходить к проблеме духовной депрессии, полагая, что все христиане полностью идентичны во всех отношениях. Это не так. Они не идентичны, они разные изначально, по Божьему замыслу.

В физической сфере мы не настолько безрассудны, чтобы пытаться изменять законы вселенной. Мы не практикуем одинаковые для всех диеты или системы упражнений, как будто люди — это машины. Разумно будет не пытаться делать что-либо подобное и в сфере духовной.

Люди делятся на две основные категории. Это так называемые интроверты и экстраверты. Первые ориентированы в основном на свой внутренний мир, вторые — на мир внешний. Если мы действительно хотим познать самих себя, то нам надо определить, к какой категории мы относимся. Следует также помнить, что интроверты более подвержены духовной депрессии, чем экстраверты. Это ни в коей мере не означает, что они чем-то хуже; многочисленные факты подтверждают, что наиболее выдающиеся и прославленные в церковной истории люди часто были именно интровертами. Дело в том, что экстраверты подчас несколько поверхностны. Интроверты же всегда стремятся анализировать себя и все свои поступки. Они беспокоятся о возможных последствиях своих действий. Их часто мучит тщетное чувство сожаления о содеянном. Они тратят массу времени и сил, анализируя, осуждая и обвиняя самих себя, даже если знают, что ничего уже нельзя изменить. Когда подобное поведение переносится в сферу духовной жизни, оно легко принимает характер болезненного самоанализа.

Люди этого типа, если утрачивают бдительность, перестают отличать самооценку от самокопания. Каковы признаки размывания этой границы? Мы явно выходим за рамки самооценки и вступаем в область интроспекции, если не занимаемся ничем, кроме исследования самих себя, и если подобное исследование становится главной целью нашей жизни. Разумеется, необходимо периодически исследовать и оценивать себя. Но если мы без конца кладем свою д/шу на тарелку и препарируем ее — то это уже интроспекция. Если единственной темой наших разговоров с людьми становится наша драгоценная особа и ее проблемы, то это эгоцентрическая интроспекция, которая ведет к патологии.

Итак, всегда следует начинать с вопроса: знаем ли мы самих себя? Знаем ли мы слабости, к которым особенно склонны и которым особенно подвержены? Библия учит нас внимательно относиться и к сильным, и к слабым своим сторонам. Задумайтесь о Моисее. Он был кротчайшим человеком на земле. Тем не менее величайшей его неудачей стал момент, когда он поставил свою волю выше воли Божьей, разгневался и ударил посохом о камень (Чис. 20: 8-12). Надо внимательно отслеживать моменты, когда наши сильные или слабые стороны начинают принимать гипертрофированный характер. Интроверту, к примеру, надо вовремя пресекать бессознательное перерастание самоисследования в болезненное самокопание. Точно также и экстраверту следует знать самого себя и быть настороже. Только тогда он устоит против искушений, характерных для его темперамента.

Теперь перейдем к рассмотрению второй важной причины духовной депрессии: внешние условия и наше физическое состояние. Вы удивлены? Некоторые считают, что если ты христианин, то твое физическое состояние уже не играет никакой роли. Тот, кто так думает, вскоре испытает разочарование. Объективные условия и физическое состояние играют существенную роль в возникновении депрессии. В действительности трудно даже провести границу между этой причиной и той, о которой мы говорили выше. По-видимому, темперамент всегда до определенной степени обусловлен физическими показателями. Есть люди, которые уже по своему физическому сложению более склонны к этому тяжелому душевному состоянию. Некоторые соматические заболевания также способствуют депрессии.

Чарлз Сперджен, один из действительно великих проповедников, был подвержен духовной депрессии. Причиной этого была подагра, причинявшая ему ужасные боли. Эта болезнь в итоге и убила его. Сорок лет он проповедовал в Лондоне, и все это время он страдал от духовной депрессии, часто в острейшей ее форме. Болезни, усталость и перенапряжение — все это часто стоит за депрессией. Мы не можем отделить духовное от физического. Мы, человеческие существа, состоим из тела, души и духа. Даже самые величайшие христиане в момент физической слабости более склонны к духовной депрессии, чем в периоды хорошего самочувствия. Многочисленные тому примеры мы находим и в Священном Писании.

А теперь несколько слов предупреждения. Мы не должны позволить дьяволу заманить нас в очередную ловушку. На этот раз его уловка заключается в том, что он заставляет людей рассматривать явления по определению, физические, как духовные. Мы не должны идти на поводу у плотских искушений, становясь духовно глухими. Однако если вы осознаете, что объективные условия или ваше физическое состояние частично являются причиной вашей депрессии, и сделаете на это разумную скидку (то есть, примете эхо в расчет), то вам будет легче найти способ улучшения вашего духовного состояния.

Еще одна причина духовной депрессии — это реакция, наступающая после какого-то большого благословения или необычного или исключительного духовного опыта. Илия сидел «под можжевеловым кустом и просил смерти себе» у Бога после того, как посрамил всех пророков Ваала на горе Кармил (3 Цар. 19). Похожие переживания испытывал и Авраам (Быт. 15). Поэтому, когда люди приходят ко мне с рассказами о выдающемся духовном опыте, я радуюсь вместе с ними и благодарю Бога. Но при этом я внимательно наблюдаю за ними впоследствии, опасаясь, как бы не вступила в свои права реакция. Этого не должно происходить, но если человек не проявит предельной бдительности, то может случиться.

Теперь перейдем к следующей причине. В конечном счете, единственная причина духовной депрессии — дьявол. Он запутывает нас, вводит в заблуждение. В результате мы позволяем своему темпераменту управлять нами. А должно быть наоборот — мы должны властвовать над своим темпераментом. Никогда не следует забывать, что цель дьявола — ввести Божьих людей в угнетенное состояние. Тогда он сможет сказать мирскому человеку: «Взгляни на этих христиан. Ты что, хочешь быть похожим на них?»

В итоге я с полной убежденностью утверждаю следующее: первопричиной духовной депрессии во всех ее видах является неверие. Если бы не маловерие, то даже дьявол ничего не мог бы с нами сделать. Мы оступаемся и падаем потому, что слушаем дьявола, а не Бога. Псалмопевец снова и снова повторяет себе: «Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его». Он напоминается себе о Боге. Почему? Потому что он был угнетен, подавлен й забыл о Боге.

В результате его вера в Бога и Его могущество оказалась не такой, какой ей надлежало быть. Повторяю: первопричина, глубинная подоплека депрессии — неверие.

Ну вот, мы рассмотрели причины. Что же можно сказать о лечении, точнее, пока о самом общем подходе к нему? Во-первых, вслед за героем мы понимаем, что надо взять себя в руки. Но он делает нечто еще более важное: он разговаривает сам с собой. Этот человек говорит, обращаясь к самому себе: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» Но мы ведь совсем недавно утверждали, что проводить слишком много времени за анализом своих переживаний опасно, это может стать источником многих бед; разве тут нет противоречия?

Нет. Суть мудрого, подхода в данном вопросе заключается в следующем. Надо осознать, что множество несчастий в нашей жизни происходит от привычки слишком внимательно прислушиваться к себе, вместо того чтобы говорить с собой: Возьмем, к примеру, самые первые мысли, которые приходят вам в голову, когда вы просыпаетесь утром. Помимо вашей воли начинается разговор с вами, в памяти пробуждаются проблемы вчерашнего дня, воспоминания и так далее. Кто-то с вами разговаривает. Кто? Ваше «я». Герой псалма не позволяет своему «я» распоясаться и диктовать условия, он сам начинает беседовать с собой. «Что унываешь ты, душа моя?» — спрашивает он. Его душа угнетала, сокрушала его. Поэтому он встает и говорит: «Послушай-ка минутку, я собираюсь поговорить с тобой». Он берет на себя инициативу и переходит в наступление в этой битве за контроль над своими мыслями и чувствами.

Основное в духовной жизни — уметь общаться с самим собой. Вы должны держать себя в руках, проповедовать себе, задавать себе вопросы. Нужно спрашивать свою душу: «Что унываешь ты, душа моя? Почему ты в такой тревоге?» Вы должны обращаться к себе со словами: «Уповай на Бога». И вы должны постоянно напоминать себе о Боге, о том, Кем и чем Он является, что Он сделал и какие дал обещания. И сделав все это, завершите разговор на замечательной ноте: бросьте вызов себе и другим людям, бросьте вызов дьяволу и целому миру. Скажите им всем: «Я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего».

В этом и состоит суть процесса лечения. В следующих главах мы поговорим об этом подробнее. Это «я», этот другой человек внутри нас, нуждается в достаточно жестком обращении. Не прислушивайтесь к нему, не идите у него на поводу. Относитесь к нему критически, напоминайте ему об истине, которую знаете. Будьте активны. Если вы займете по отношению к нему пассивную позицию, то вы позволите ему вогнать себя в депрессию. Этого он в конечном итоге и добьется, если вы отдадите бразды правления в его руки. Дьявол вцепится в «я» мертвой хваткой и будет использовать его в качестве орудия, чтобы погрузить вас в угнетенное состояние. Мы должны, подобно герою псалма, встать и сказать: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Прекрати это' Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его; Его, Который есть здоровье лица моего и мой Бог»

 

2 Здесь, как и в предыдущем случае, приводится смысловой перевод английского текста псалма.

— Примеч. пер.

Глава 1.

Истинное основание

Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

Рим. 3: 28

Я хочу поразмыслить над этим высказыванием в свете того отрывка из псалма 41, о котором мы говорили во Введении. Несомненно, жалобы на духовную депрессию — очень распространенное явление. Мы столь подробно говорим о ней, потому что человек в таком состоянии неизменно вызывает искреннее сочувствие. Еще досаднее то — и это важнейший аспект проблемы, — что такие люди дают искаженное представление о христианской вере. Христиане — это люди, обладающие глубинной радостью и уверенностью, которую неспособны поколебать никакие невзгоды; именно этим они отличаются от других. В Священном Писании мы повсюду встречаемся с такими Божьими людьми, которые всегда излучают уверенность и радость. Несмотря на самые тяжкие обстоятельства, они живут, как победители.

Мы обозначили в общих чертах проблему депрессии. Мы поговорили (также в общем и целом) о ее основных причинах. Мы убедились, что суть лечения — это честный взгляд на самих себя. И вместо того, чтобы позволять своему «я» навязывать нам свои настроения и диктовать условия, мы должны сами говорить с ним. Мы должны, подобно псалмопевцу, спрашивать себя: «Почему ты унываешь? Почему смущаешься? У тебя нет никаких оснований для этого». Герой псалма спорит с самим собой и вновь возвращает себя на позицию веры. Он увещевает и убеждает себя, что надо верить Богу. Наконец вера оживает в нем. И он приходит в молитвенное состояние.

Если мы принадлежим к числу тех, кто еще не познал радость спасения и радость пребывания в Господе, то нам необходимо понять, почему это происходит. Существует множество причин, и мы будем довольно подробно разбирать их одну за другой. Ничто не следует принимать бездумно, как само собой разумеющееся. Фатальная склонность принимать те или иные вещи как изначально неоспоримые - главная причина беды. Многие люди так и не заняли истинно христианскую позицию именно потому, что так и не уяснили для себя некоторые фундаментальные понятия. Они не пытались разобраться в них, а принимали как данность то, что им говорили.

Проблема, которую мы обсуждаем сейчас, особенно характерна для людей, воспитанных в религиозном окружении. Они с детства находятся под влиянием церкви. Их глубоко волнует все, что касается христианства. Однако стоит сравнить их с «новым человеком во Христе», как он описан в Новом Завете, и огромная разница буквально бросается в глаза. Да они и сами видят эту разницу. И эта трезвая самооценка часто становится главной причиной их духовной депрессии. Они видят радостное состояние других христиан и думают: «А я почему-то не такой. Должно быть, у этого человека есть что-то, чего нет у меня». Для них христианская жизнь — это какой-то вечный груз, который надо тащить, надрываясь и внутренне стеная. Они читают книги, посещают конференции, они беспрерывно ищут что-то, и не могут найти. Главное, чего не хватает этим людям, — ясности в понимании самых основных принципов христианской веры. Я часто обнаруживал, что причина их беды коренится именно в этой неясности. Я не говорю, что из-за этого они перестают быть христианами. Но я назвал бы их несчастными христианами. Они не поняли сути спасения, поэтому все их усилия пропали втуне, а убеждения на практике оказались бессильными. Они часто концентрируются на вопросе освящения. Но это им не помогает, потому что они не поняли доктрину оправдания. Изначально допустив, что находятся на правильном пути, они сделали вывод, что их единственная задача — это продолжать по этому пути следовать.

Классический пример такого состояния — замечательный английский евангелист Джон Уэсли. Этот человек пытался обрести счастье, активно помогая другим. Он проповедовал заключенным в тюрьмах Англии и Америки. Однако он не понимал доктрины оправдания верой. И только встреча с моравскими братьями и беседы с Петером Белером помогли ему это сделать. Тогда он избавился от своего жалкого состояния и вступил в царство истинной христианской свободы.

Однако множество людей в наше время по-прежнему находятся в этом состоянии. Они считают, что правильно понимают основополагающие постулаты. Но они так и не осознали непосредственно их касающуюся идею оправдания. А это льет воду на мельницу дьявола: он использует это упущение, чтобы еще больше запутать их. Сатана — мастер в таких делах. Его вполне устраивает, что люди без конца думают только об освящении, святости и других подобных вещах. Но они всегда и во всем будут заблуждаться, если не определятся по отношению к этой доктрине. Следовательно, нам следует начать именно с этой великой доктрины — доктрины об оправдании. Если сатане удастся запутать нас в этом пункте, то он будет даже поощрять в нас праведность — он сможет тогда использовать ее в своих целях. Он определенно достигает в этой области успеха. Ярким свидетельством этого служит то, что средний человек, посещающий церковь, считает других людей христианами на том единственном основании, что они совершают определенные действия. А то, что они порой пребывают в глубочайшем заблуждении по поводу этой, предваряющей все, основополагающей истины, для него, среднего человека, ничего не меняет. Они поступают так-то и так-то — значит, они христиане. В этом заключалась главная беда иудеев. Именно об этом наш Господь снова и снова напоминал фарисеям. И именно это, безусловно, было главным предметом споров апостола Павла с иудеями. Их подход к закону был принципиально ошибочным. Иудеи полагали, что Бог дал закон для того, чтобы человек спасался через его исполнение. Они утверждали, что для оправдания необходимо лишь соблюдать закон. Если ты соблюдаешь закон, то этим и оправдываешься. Если ты прожил свою жизнь в соответствии с законом, то Бог примет тебя и ты будешь угодным в Его глазах. Они считали, что могут сделать это, потому что никогда не понимали закона. Они затемнили закон своими собственными истолкованиями, превратив его в нечто удобное и достижимое для себя. И считали, что все в порядке. Повсюду в Новом Завете фарисеи показаны именно таким образом. В этом заключалась вся беда иудеев, и в этом же суть проблемы многих современных людей. Необходимо осознать, что существуют определенные вещи, относительно которых у нас в голове должна быть полная ясность. Только при этом условии мы сможем обоснованно надеяться на обретение внутреннего мира и радостной христианской жизни.

Этот предварительный и основополагающий пункт мы лучше поймем, если внимательно прочитаем третью главу Послания к Римлянам. По сути, все первые четыре главы этого великого Послания посвящены этой теме. Павел делал все возможное, чтобы как можно яснее растолковать, просто-таки «вдолбить», что праведность Божья обретается верой в Иисуса Христа. В главе 1, стихах 16 и 17, сказано: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: „праведный верою жив будет"». Да, все правильно. Но остается вопрос: почему же не так думали?

Почему далеко не всякий, услышавший эти слова, воспринимал их как величайшую Благую Весть, когда-либо приходившую в мир? Ответ прост: они не верили этому, потому что не ощущали потребности в оправдании свыше. У них было ложное представление о праведности. Праведность, о которой ведет речь Павел, означает, что человек прав в глазах Бога. В конечном итоге не может быть ни счастья, ни мира, ни радости, если мы не правы перед Богом. В этом пункте между несчастным христианином и христианином радостным и уверенным в своем будущем разногласий нет. Разногласия начинаются, когда речь заходит о способе обретения этой правоты перед Богом. И тут несчастный христианин заблуждается точно также, как заблуждались иудеи. Они были убеждены, что правота в глазах Бога достигается соблюдением закона, как они его понимали. Но дело в том, что их представление о законе было в корне ошибочным. Они извратили закон. Причем извратили до такой степени, что то самое орудие, которое Бог вручил им, чтобы с его помощью двигать вперед дело спасения человечества, стало в их руках главным препятствием на пути этого спасения.

Так в чем же суть библейского учения о спасении? Прежде чем мы сможем хотя бы надеяться на христианское спасение, надо совершенно четко уяснить для себя некоторые простые принципы. Первый принцип — это осуждение греха. У нас должно быть абсолютно ясное понимание собственной греховности. Здесь я, следуя методу апостола Павла, выдвину воображаемое возражение. Представим себе, что какой-то человек говорит мне: «И ты собираешься проповедовать нам о грехе? Ты утверждаешь, что твоя цель — сделать нас счастливыми. Но тогда причем здесь разговоры об осуждении греха? От них мы лишь почувствуем себя еще более несчастными. Или ты намеренно пытаешься заставить нас ощущать себя жалкими неудачниками?» И ответ на это звучит так: «Да!» Таково учение великого апостола, изложенное в первых четырех главах Послания к Римлянам. Как бы парадоксально ни звучало это учение, оно абсолютно верно. Прежде чем познать истинную христианскую радость, вы должны действительно почувствовать себя жалким, потерпевшим крах, неудачником. Истинная проблема несчастного христианина заключается в том, что он никогда не был по-настоящему несчастен тем несчастьем, которое приносит признание и осуждение в себе греха. Он проскочил необходимый предварительный этап, предшествующий радости; он принял как данность то, что принимать как данность не имел никакого права.

Позвольте мне привести еще одну цитату из Библии. Помните престарелого Симеона, как он стоял, держа на руках младенца Господа Иисуса Христа (Лк. 2: 25-35)? Своей фразой «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» Симеон выразил очень глубокую мысль. Не будет восстания, пока вначале не будет падения. Это неоспоримое правило. И тем не менее, к сожалению, именно эту важнейшую истину многие наши современники забывают. Одни забывают, а другие — и их не меньше

— принимают позицию первых как данность. Но в Священном Писании указан порядок. И если мы хотим получить все, что обещает нам христианское спасение, то должны этот порядок соблюдать. В сущности, одно только может подтолкнуть человека к Христу и заставить его полагаться лишь на одного Христа — это осуждение греха. Мы блуждаем во мраке, потому что не осудили себя до конца в своем грехе. Именно поэтому проблемы в этой области особенно часто возникают у людей, воспитанных в христианской или другой религиозной среде. Сплошь и рядом их главная беда — неверное представление о грехе. Я помню, как однажды один человек излагал мне это в очень ярких и драматичных тонах. Это была женщина, воспитанная в чрезвычайно религиозной семье. Она неизменно посещала все богослужения, принимала активное участие в жизни церкви. Кроме того, она была членом церкви, в которой произошел целый ряд внезапных обращений людей. Одни обратились просто от мирской жизни, а другие — от разного рода зол, например, пьянства. Я как сейчас помню ее слова: «Вы знаете, мне почти жаль, что меня воспитали именно так. Где-то в глубине души я хотела бы сначала пожить их жизнью, чтобы потом иметь возможность испытать те удивительные переживания, которые испытали они». Что она имела в виду? Суть ее слов заключается в том, что она никогда в жизни не ощущала себя — именно себя — грешницей.

Почему же так случилось? На это есть много причин. Люди такого типа воспринимают как грех только поступок, греховное действие. И мало того, они видят грех только в греховных действиях определенного рода. В результате они оказываются в очень комфортабельной позиции: поскольку они не виноваты в данных конкретных поступках, то и вообще не считают себя грешниками. Иногда они эысказывают это довольно откровенно: «Я никогда не думал о себе, как о грешнике; но в этом, разумеется, нет ничего удивительного: с самого раннего детства я был в духовном смысле защищен. Я никогда не подвергался искушению поступать таким образом, а потому никогда и не ощущал себя грешником». Суть этого заблуждения состоит в их представлении о грехе. Они воспринимают грех только как поступок, конкретное действие, и сравнивают свое поведение с образом жизни других людей. По этой причине они никогда не осуждают себя по-настоящему, не ощущают своей греховности и своего падения. Так откуда же может возникнуть потребность в Господе Иисусе Христе — самая главная и жизненно важная потребность? Они многократно слышали проповеди о Христе, Который умер за наши грехи. Они утверждают, что верят этому. Но на самом деле они и понятия не имеют, до какой степени они сами нуждаются в Нем.

Каким же образом можно помочь таким людям увидеть их собственный грех? Как сделать так, чтобы они осознали и осудили его? Об этом говорит Павел в 3-й главе Послания к Римлянам. Там он выдвигает свой великий тезис: «Нет праведного ни одного. Все согрешили и лишены славы Божией». Кто же эти «все»? Павел вновь и вновь повторяет — иудеи наравне с язычниками. Иудеи, естественно, соглашались — в той части, которая касалась язычников, — эти-то уж точно грешники. Но Павел, по сути, говорит им: «Минуточку! Вы точно такие же грешники, ничем не лучше». Почему иудеи ненавидели Христа и распяли Его? Почему сограждане Павла обращались с ним так, как они с ним обращались? Почему понадобилось говорить о «соблазне креста» (Гал. 5: 11)? Именно потому, что в свете христианства иудей предстает точно таким же грешником, как и язычник. Христианство утверждает, что «правоверний иудей», т. е. человек, который всегда считал, что живет праведной и благочестивой жизнью, столь же грешен, сколь любой, даже самый распутный язычник. «Все согрешили». В глазах Бога иудеи и язычники в равной степени осуждены.

Эта истина от времени не потускнела. Она так же верна, как и раньше. Если мы хотим составить себе истинное представление о собственной греховности, то надо бросить вредную привычку рассуждать о каких-то конкретных видах греха. Как же это трудно для нас! Все мы имеем те или иные предвзятые мнения. Мы ограничиваем понятие греха каким-то определенным «набором» поступков. И если мы не совершаем данных конкретных поступков, то на этом основании считаем себя праведными. Но таким путем свою греховность не осознаешь, не убедишься в ней. Не этот путь привел Джона Уэсли к осознанию себя грешником. Вы помните, что помогло ему увидеть свою греховность и осудить себя? Он стал свидетелем истинно христианского поведения нескольких «моравских братьев» во время шторма в Атлантическом океане. Джона Уэсли шторм привел в ужас; они же казались не менее счастливыми и безмятежными, чем тогда, когда сияло солнце. Им было все равно — что ураган, что штиль. Джон Уэсли понял — раз он боится, смерти, значит, что-то с ним неладно. Похоже, он не знает Бога так, как знают Его эти люди. Иными словами, он почувствовал свою недостаточность, ущербность.

А это всегда начало пути, который приводит к осознанию своего греха и к осуждению его.

Что нам чаще всего мешает осознать себя грешниками? Привычка сравнивать себя с окружающими. Поэтому необычайно важно никогда этого не делать. Лучше встаньте прямо перед законом Бога, смотрите в это зеркало, не завешивая его никакими вуалями. Что гласит закон? Правильно — не убей, не укради. «Я никогда не делал ничего подобного, значит, я не грешник», — скажете вы. Но, друг мой, это ведь закон не во всей его полноте. Вы хотели бы узнать, что есть полный Закон Божий? Пожалуйста. Там, к примеру, сказано: «„Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею": вот, первая заповедь! Вторая подобная ей: „возлюби ближнего твоего, как самого себя"» (Мк. 12: 30, 31). Выбросьте из головы мысли об алкоголиках. Забудьте людей, о которых вы читали в газетах. Спросите лично себя: а я люблю Бога всем своим существом? Если нет, то я грешник. Это — безошибочный тест. «Все согрешили и лишены славы Божией». Бог сотворил нас, и Он сотворил нас для Себя. Он сотворил нас, чтобы через нас прославиться. Человеку Он предназначил быть Его представителем, жить в единении с Ним, жить целиком и полностью для Него. Бог отдал сотворенный мир под владычество человека; задача человека

— каждым поступком прославлять Бога. Древний Символ веры гласит: «Основное предназначение человека прославлять Бога и радоваться о Нем вовеки». А если вы этого не делаете, то тут просто не может быть двух мнений: вы — грешник. А знаете ли вы это, чувствуете ли вы это или нет — объективно ничего не меняется.

Я нахожу этот подход очень эффективным. Я проповедую вам то, с чем знаком лично, поскольку сам был воспитан в религиозной среде. Кроме того, мне часто приходилось помогать людям, которые были воспитаны в точно такой же среде. Человек предназначен к тому, чтобы познать Бога. Поэтому вопрос следует ставить так: вы знаете Бога? Я не спрашиваю, верите ли вы в Него или верите ли вы в какие-то вещи относительно Него. Быть христианином означает иметь вечную жизнь. Как сказал наш Господь, обращаясь в молитве к Богу: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17: 3). Так что тест, который мы применяем к себе, заключается не в вопросе: «Делаю я это или это?», а «Знаю ли я Бога? Реален ли для меня Иисус Христос?» Я спрашиваю не о том, знакомы ли вы с определенными истинами о Боге. Я спрашиваю, знаете ли вы Бога, радуетесь ли вы в Нем, является ли Он центром вашей жизни, средоточием вашего существования, источником величайшей радости? По замыслу, ответ на все эти вопросы должен быть положительным. Бог сотворил человека таким образом, чтобы тот мог жить в единении и неразрывной связи с Ним, радоваться в Нем, «ходить пред Богом». Для вас и для меня все это должно быть реальностью. Мы должны быть такими, чтобы это было реальностью. А если мы не таковы, то это наш грех. Грех в чистом виде. Грех самый худший. Иными словами, суть греха состоит в том, что мы не посвящаем свою жизнь целиком и полностью прославлению Бога. Конечно, совершая какие-то конкретные грехи, мы увеличиваем свою вину перед Богом. Но вы можете быть абсолютно невиновны в совершении явных и вопиющих грехов, и все же быть виноватым в ужасном грехе — грехе гордыни, — когда вы удовлетворены своей жизнью и внутренне превозносите себя за свои достижения, смотрите на других свысока и ощущаете себя лучше их. Нет ничего хуже этого, потому что в этом случае вы говорите себе (порой даже не отдавая себе в этом отчета), что вы каким-то образом ближе к Богу, чем они. Однако нет ничего более далекого от истины. Если такова ваша позиция, то вы подобны фарисею в храме, который благодарил Бога за то; что не похож на другого человека, «этого мытаря» (Лк. 18: 11). У фарисея ни разу не возникла мысль, что он сам нуждается в прощении. А нет греха более ужасного, чем эта самодовольная уверенность в собственной праведности. Я не могу представить себе ничего хуже, чем слова человека, говорящего: «Вы знаете, я никогда по-настоящему не ощущал себя грешником». Это апогей греха. Такое заявление — признак полного невежества этого человека, незнания им истин о Боге и истин о себе. Вдумайтесь в аргумент, который развивает апостол Павел. Вы убедитесь, что его логика неопровержима; она приводит к такому выводу, которому абсолютно нечего противопоставить. «Нет праведного ни одного» (Рим. 3: 10). «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3: 19). Если вы так и не осознаете свою виновность перед Богом, то не видать вам никогда и радости во Христе. Христос «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», потому что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мк. 2: 17).

Итак, мы пришли к выводу, что первый шаг — это осознание греха и осуждение его. Если вы не убеждены, что погрязли в грехе и кругом виноваты, если не осознаете свое недостоинство перед Богом и в Его глазах не видите осуждения себе, то думайте только об этом. В такой ситуации ни на что больше не стоит обращать внимания. Пока вы не поймете и не прочувствуете это, радости вам не познать. Вы не избавитесь от своей депрессии, пока не займете правильную позицию в этом вопросе. Осуждение греха — необходимое и обязательное предварительное условие истинного осознания своего спасения.

Это подводит нас к следующему принципу. Истинный христианин осознает, что путь к спасению, как его задумал Бог, лежит через Христа. Это великая Благая Весть. «Вот что я проповедую, — утверждает Павел, — праведность Божию, которая во Иисусе Христе» (Рим. 3: 22) 3. О чем говорит Павел? Можно выразить это в форме вопросов. Что вы думаете о Христе? Для чего Он пришел в мир? Что Бог сделал через Христа? Может быть, Христос просто учитель, пример для подражания? Я не стану тратить ваше время на доказательство абсолютной бесплодности подобных теорий. Нет, праведность Божья в Иисусе Христе — реальна и незыблема. Спасение во всей полноте находится в руках Христа. И если вы не чувствуете себя в Его объятиях, когда все вокруг вас рушится — вы не христианин. И нет ничего удивительного в том, что вы несчастливы. Праведность Божья в Иисусе Христе означает, что Бог послал Его в мир, чтобы Он исполнил закон и чтобы люди могли получить прощение. Вот Тот, Чье послушание Богу было абсолютным. Вот Он, Бог во плоти, Кто добровольно принял человеческую природу. И как человек Он оказывал совершенное почтение Богу. Он был верен Богу до конца и до конца повиновался. Он полностью исполнил Божий закон, не допустив ни малейшего упущения. Но мало того, Павел дает классическую формулировку доктрины искупления: Иисуса Христа «Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3: 25, 26). Это означает вот что. Прежде чем человек сможет примириться с Богом, прежде чем он сможет познать Бога, его грехи должны быть устранены. Бог сказал, что Он будет наказывать грех, и что наказание за грех — смерть и изгнание от лица Божьего, С этим надо что-то делать! И что же произошло? А то, утверждает Павел, что Бог послал в мир Христа в качестве умилостивления. Это средство очищения нас, к которому прибег Бог. Иисус стал умилостивлением за наши грехи. Это означает, что Бог сделал Его ответственным за них.

Они были возложены на Его плечи и наказаны Богом. И поскольку Бог наказал наши грехи, когда они были на Христе, на Его распятом теле, Он может с полным основанием простить нас. Эта доктрина высока. Слова апостола звучат дерзновенно. Тем не менее, об этом надо говорить. И я повторю его слова. Бог, поскольку Он праведен и свят и вечен, не может простить человеческий грех, не наказав его. Он сказал, что накажет грех, — благословенно будь имя Его — Он наказал его. Он справедлив и праведен, и Он оправдывает тех, кто верует в Иисуса. Грех был наказан. Поэтому справедливый и праведный Бог может теперь простить человека.

Как же это все получается? Бог принимает совершенную праведность Христа перед законом, который Иисус исполнил во всей полноте. Он соблюдал закон, повиновался ему. Он, невиновный, принял на Себя положенное по закону возмездие за грех. Закон полностью удовлетворен и дает нам праведность Христа. Если мы ясно увидим свою потребность в прощении и оправдании свыше, если обратимся к Богу и попросим об этом, то Он дарует нам праведность Своего Сына. Он наделяет Христовой праведностью нас, верующих в Него. Теперь Он смотрит на нас как на праведников. Он провозглашает нас праведными в Нем. Это — путь спасения, христианский путь спасения. Вершина этого пути, этого восхождения — оправдание через веру. И, пройдя этот путь, я обнаруживаю, что больше не смотрю ни на кого, и не верю ни в кого, и не ищу никого и ничего, кроме Господа Иисуса Христа. Хорошо говорит об этом Павел. Он спрашивает: «Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры» (Рим. 3: 27). Безрассудные иудеи, говорит Павел, вы хвалитесь тем, что обрезаны, что передаете из поколения в поколение изреченные Богом истины и что вы — Божий народ. Перестаньте хвалиться! Вы не должны успокаиваться на том, что вы — носители традиции и потомки патриархов. Самовосхваление здесь неуместно. Вам следует полагаться исключительно на Господа Иисуса Христа и на совершенное им дело. «Все согрешили и лишены славы Божией». Мы смотрим на Христа и только на Него, а не на себя.

Есть очень простой способ испытать себя. Вы можете проверить, действительно ли вы верите в истинность этой доктрины. Дело в том, что мы выдаем себя тем, что говорим. Сам Господь сказал: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37). И как же это истинно! Мне много раз доводилось объяснять людям идею оправдания через веру и то, что оправдание обретается только во

3 В Синодальном тексте — это переводится как «правда Божия чрез веру в Иисуса Христа». Здесь дан смысловой перевод английского текста, на который опирается в своем рассуждении автор. — Примеч. пер.

Христе, и что Бог как бы «надевает» на нас праведность Иисуса. Закончив объяснение, я спрашивал: «Вам все здесь понятно? Вы верите этому?» И мои собеседники отвечали: «Да!» Тогда я говорил: «Ну что ж, в таком случае, вы готовы к тому, чтобы сказать про себя: „Я христианин"». И тут они начинали колебаться, из чего я делал вывод, что на самом деле они не поняли. Я спрашивал: «В чем дело, почему вы колеблетесь?» В ответ слышалось что-нибудь вроде: «Я не ощущаю себя достаточно хорошим для этого». И мне становилось окончательно ясно, что я напрасно тратил время на объяснения. Они не могли взглянуть на происходящее под новым углом зрения; их мышление не выходило за рамки их самих. Они по-прежнему ставили в центр себя и думали, что должны каким-то образом сами сделать себя достаточно хорошими, чтобы иметь право называться христианами, иметь право быть принятыми Христом. Они должны сделать это! «Я недостаточно хорош». Звучит как будто скромно. Но на самом деле это ложь, идущая от дьявола, и отрицание веры. Вы считаете себя смиренным. Но вы никогда не станете достаточно хорошим! Это не удавалось никому и никогда. Суть христианского спасения в том и заключается, что мы недостаточно хороши, но зато достаточно хорош Он, а мы в Нем!

До тех пор пока вы думаете о себе и говорите что-нибудь вроде: «Да, мне бы хотелось стать христианином, но я недостаточно хорош; я грешник, великий грешник», — вы отрицаете Бога. И вы никогда не будете счастливы. Вы по-прежнему будете унывать и тревожиться. Временами вам будет казаться, что «теперь» вы стали лучше. Но потом вновь — в который раз! — убедитесь, что не настолько хороши, как вам показалось. Вы читаете жизнеописания святых и приходите к выводу, что они и вы — это небо и земля. Поэтому вы без конца задаетесь одним и тем же, терзающим вас вопросом: «Что мне делать? Я по-прежнему чувствую себя недостаточно хорошим». Да забудьте же наконец о себе, забудьте все о себе. Христианский путь спасения, уже сам по себе, подразумевает, что ваши личные достоинства не играют никакой роли. Абсолютно неважно, ни кем вы были, ни что натворили. Даже если вы опустились чуть ли не до самых глубин преисподней, совершили убийство, или на вашей совести камнем лежит какое-нибудь другое тяжкое злодеяние — все это не лишает вас возможности быть оправданным перед Богом. Вы не более безнадежны, чем самый уважаемый и уверенный в собственной праведности человек в мире. Вы верите в это?

Есть еще один хороший способ проверить себя. Считаете ли вы, что с точки зрения спасения и оправдания перед Богом все различия между людьми, к которым мы так привыкли, упраздняются? Что ответ на вопрос, грешники мы или нет, зависит не от наших дел, а от наших взаимоотношений с Богом? Тест заключается в следующем. Если вы все правильно понимаете, то с готовностью и без всяких оговорок скажете, что смотрите только на Христа, на Христа одного, и больше ни на кого и ни на что. Вы прекращаете выделять какие-то конкретные грехи и делать на этом основании вывод, что те или иные конкретные люди грешнее вас. Вы вообще перестаете оглядываться по сторонам.

Вам хотелось бы избавиться от духовной депрессии? В таком случае первое, что вам надо сделать,

— это раз и навсегда распрощаться со своим прошлым. Осознайте, что во Христе ваши дурные поступки вычеркнуты из книги жизни. Никогда не оглядывайтесь на свои прошлые грехи. Скажите себе: «С этим покончено, это смыто кровью Христа». Это ваш первый шаг. Сделайте его и перестаньте копаться в себе. Покончите со всеми вариациями на тему «Я недостаточно хорош». Смотрите на Господа Иисуса Христа. Только тогда для вас станут возможными истинные радость и счастье. Вам нужны не бесповоротные решения начать новую и лучшую жизнь «с понедельника», не посты, не работало седьмого пота, не ночные бдения с молитвами. Вам нужно просто сделать этот первый шаг. И вы сразу же обнаружите, что в вас зарождаются неведомые вам прежде радость и освобождение. «Мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3: 28). Да святится Имя Божье за Его дивное спасение, которое Он дарует нам — отчаявшимся грешникам!

Глава 2.

Проходящие люди, как деревья

Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки, и спросил его, видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в

селении.

Мк. 8: 22-26

Духовная депрессия является предметом нашего исследования не только потому, что трагично, когда христианин бывает подавлен и несчастен. Вторая причина столь пристального изучения — это состояние современной церкви в целом. Если бы все христиане просто начали вести себя в соответствии с учением Нового Завета, то проблема евангелизации не стояла бы перед церковью так остро. Именно из-за того, что мы плохие христиане в нашей обычной, повседневной жизни, церковь в глазах большинства значит так мало, и столь немногие тянутся к Богу и приходят к Нему через нашего Господа Иисуса Христа.

Итак, мы сделали общий обзор проблемы и в предыдущей главе рассмотрели один конкретный её аспект. Мы убедились, что некоторые христиане пребывают в плачевном состоянии духовной депрессии, и что причина этого — отсутствие у них четкого понимания великой и центральной для нашей веры доктрины оправдания через веру. Именно это недопонимание было основной причиной многих недоразумений и бед, имевших место до Протестантской Реформации. Реформация вернула в жизнь Церкви те мир, счастье и радость, которые были свойственны ей в ранние века христианства, но которые она успела забыть. Это произошло благодаря «открытию заново» центральной доктрины оправдания через веру. Мартин Лютер радовался и пел, приветствуя обновление. И он, в свою очередь, стал орудием Бога, которое Тот использовал, чтобы привести других людей к пониманию этой великой истины. Разумеется, нельзя безапелляционно утверждать что люди, не понимающие этого вопроса, не являются христианами вовсе. Но что Можно утверждать с полной уверенностью — так это то, что в тот момент, когда они наконец поймут эту истину, они перестанут быть несчастными христианами и превратятся в христиан радостных.

Мне хотелось бы продолжить наш разговор о духовной депрессии, напомнив вам эпизод из жизни и служения нашего Господа, описанный в Евангелии от Марка 8: 22-26. Во многих смыслах это одно из самых замечательных чудес, совершенных нашим Господом. Вспомните во всех подробностях, что Он сделал с этим слепым человеком. Взяв за руку, Он вывел его из селения, плюнул ему на глаза, возложил на него руки и затем спросил, видит ли он что-нибудь. И тот ответил: «Да, вижу. Вижу проходящих людей, как деревья». Тогда наш Господь еще раз возложил руки на глаза человека. На этот раз его зрение полностью восстановилось и он «стал видеть все ясно».

Очевидно, в этом рассказе содержится какая-та очень глубокая и значительная истина. В Новом Завете есть и другие примеры, когда Господь возвращал зрение слепым. Совершенно ясно, что и этого человека Он мог исцелить мгновенно, просто сказав ему: «Прозрей!» Наш Господь обладал властью и силой; для Него не было ничего невозможного. И то, что Он сделал в данном случае, явно было сделано намеренно. Наш Господь не совершил ни одного необдуманного или случайного поступка. Никакой особой трудности данный конкретный случай для Него не представлял. Этапы в ходе исцеления были хорошо продуманы; Господь решил пойти именно таким путем. Для чего? Для того чтобы на примере исцеления этого человека преподать людям определенный урок. Да и любое чудо, совершенное нашим Господом, — нечто большее, чем просто событие, каким бы потрясающим само по себе оно ни было. Каждое из них — в каком-то смысле притча. Это не означает, что мы не верим в реальность Его чудес и не считаем их историческими фактами. Я просто утверждаю, что чудо одновременно является и притчей. И если это утверждение справедливо по отношению ко всем чудесам, то оно особенно справедливо, когда речь заходит об этом чуде с исцелением слепого.

Я согласен с теми, кто полагает, что основной урок в данном случае предназначался для учеников. Вы помните, что произошло незадолго до этого инцидента (Мк. 8: 13-21). Ученики, сев в лодку, «забыли взять хлебов». Все, что у них с собой было — это один хлеб. Они начали беспокоиться из-за этого. И Господь, Который тоже находился с ними в лодке, сказал им: «Берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой». Ученики, «рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас». Услышав слово «закваска», они решили, что Он, должно быть, говорит о хлебе!

Они понимали Его буквально, им недоставало духовного проникновения в смысл Его слов. Поэтому слово «закваска» навело их на мысль только о хлебе и о своей промашке: не запаслись вовремя! Они испытывали досаду, и беспокойство. Тогда Господь задал им целую серию наводящих вопросов и, наконец, произнес: «Как же не разумеете? Я — здесь» 4. По сути, Он сказал ученикам: «Я проповедовал вам и учил вас. А вы все еще не понимаете. Вы встревожены из-за того, что взяли всего один хлеб. Но ведь вы видели, что пятью хлебами и парой рыбок или семью хлебами Я могу накормить пять или четыре тысячи человек. Как же и после этого вы не понимаете?» Я убежден, что в излечении слепого Он пошел по этому, «необычному пути, именно для того, чтобы дать ученикам возможность взглянуть на себя со стороны. Очень наглядно и доходчиво.

Однако здесь содержится нечто большее, а именно — актуальный во все времена урок для Божьих людей. Многие ведь похожи на этого человека, который словно бы остановился на первой стадии прозрения. Наш Господь, как вы помните, плюнул ему на глаза и спросил: «Видишь ли что-нибудь?» И тот ответил: «Да, я вижу, но вижу проходящих людей, как деревья». Трудно описать состояние этого человека. Больше нельзя сказать, что он слеп, поскольку он все-таки что-то видит. Но и зрячим его можно назвать только с оговоркой, поскольку проходящие мимо люди воспринимаются им, как деревья. Так он слеп или нет? Кажется, можно одновременно назвать его как слепым, так и зрячим.

Точно так и многие христиане несчастливы из-за недостаточной ясности духовного зрения. Каждый раз при встрече с таким человеком у вас возникает какое-то иное впечатление, отличное от того, которое возникло в предыдущую встречу; никогда нельзя с полной уверенностью сказать, христианин он или нет. Они и сами чувстзуют в себе эту зыбкость. Они несчастны, потому что не имеют четкого представления о самих себе. Иногда, после успешного служения, они утверждают: «Да, я христианин». Затем что-то случается и они говорят: «Разве я христианин? Будь я христианином, в голову мне не приходили бы такие мысли. У меня не возникало бы желания делать то, что мне хочется делать». Похоже, их знаний о христианстве хватает ровно настолько, чтобы отравить им всякое удовольствие от жизни. А вот чтобы радоваться и пребывать в мире с самим собой — на это знаний не достает. Они «ни горячи ни холодны». Они и видят, и не видят. Думаю, вы согласитесь, что под это описание подпадает множество людей. Их состояние плачевно, и моя главная задача — убедить читателя, что ни один человек не должен оказываться в этом состоянии. И уж тем более никто не должен длительно пребывать в нем.

Если изложить ответ бывшего слепого Христу в более развернутой форме, то он прозвучит приблизительно так: «Да, я могу видеть, я вижу людей. Но что-то все равно неладно, потому что я вижу их, как проходящие деревья». Люди в состоянии духовной депрессии могут сказать о себе нечто похожее. Им ясно, что что-то с ними неладно. Что-то с ними произошло такое, что создало в них чувство неудовлетворенности самими собой. В прежние времена они были вполне довольны той жизнью, которую вели. Тогда они считали, что с ними все в порядке. Но теперь все изменилось. Они увидели пустоту, тщету, полную бессодержательность тех вещей, которым прежде радовались. И начались страдания — от чувства глубочайшей внутренней неудовлетворенности. Теперь они недовольны собой. Они чувствуют, что дальше так жить нельзя, надо что-то менять в себе. На этой стадии человек, по крайней мере, видит, что все мирские соблазны — пусты и преходящи, что это все «не то». Но он пока еще не осознал, что «то» — это христианство. И именно эта раздвоенность часто толкает людей к цинизму.

Некоторые идут дальше. Они читают Нагорную Проповедь и понимают, какие благословения несет с собой христианская жизнь. И они говорят: «Если бы мы все жили, как там сказано, то этот мир превратился бы в рай».

Они могут пойти еще дальше и даже понять, что Иисус Христос — их единственная надежда, что Он — единственный, Кто каким-то образом может действительно спасти. Я думаю, вы обратили внимание на это «каким-то образом». Они почувствовали, что Он может помочь им, они пришли к пониманию христианства как единственной надежды мира. Они уже прозревают, что именно Он, Иисус, может помочь им. Было время, когда все это их не интересовало, когда они просто отбрасывали мысль о Нем, не давая себе труда серьезно задуматься. Но теперь это уже не так: они убедились в пустоте и тщете всего мирского; увидели какие-то стороны жизни знакомых христиан; осознали, что Иисус — Тот, кто меняет жизнь человека. Они начинают размышлять о Нем и приходят к выводу, что

4 Выделенная курсивом фраза в Синодальном тексте отсутствует, что, однако, не меняет общий смысл высказывания. Она содержится в английском переводе, на который опирается в своем рассуждении автор. — Примеч. пер.

«каким-то образом» Он и есть Спаситель. Это они видят довольно ясно.

В отличие от людей, о которых мы говорили в предыдущей главе, они поняли, что не могут спастись своими силами. Они догадываются об истинной природе христианской жизни, определяющей чертой которой является признание того факта, что человек не в состоянии «вытащить себя за волосы из болота». Подобно человеку из притчи, они начали что-то видеть, но все — туманно. Они просто увидели людей, как проходящие деревья. В каком смысле это высказывание справедливо по отношению к ним? Я попытаюсь выделить три аспекта — с моей точки зрения, наиболее важные.

Во-первых, у таких людей нет четкого понимания определенных принципов. Именно по этой причине я подчеркнул, что для них Христос «каким-то образом» является Спасителем. Но они не понимают, как же это в самом деле Он может спасти. Они, к примеру, не понимают значения смерти Христа и ее абсолютной необходимости. Нет у них и ясного понимания учения о втором рождении, «рождении свыше». Заведите с ними разговор на какую-нибудь из этих тем. Вы убедитесь, что в голове у них царит полная неразбериха. Эти люди говорят, что не видят. И в этих словах есть большая толика правды! Они не видят, не понимают, почему Христос должен был умереть; не понимают и необходимости второго рождения. Они с готовностью рассуждают о Христе как о Спасителе, рады поговорить об этом, но по-прежнему не в состоянии «увидеть», или осмыслить, или оценить определенные истины. В результате они тревожны и не радостны.

Во-вторых, они не осознают, что их сердце лишь частично затронуто. Да, умом они способны многое понять. Но по-настоящему они не чувствуют, что их счастье — только в христианстве. По той или иной причине эмоционально оно их не затронуло, они не находят в нем радости. Им постоянно приходится напоминать себе об этом и внутренне «тащить себя за уши», как бы создавая нужное эмоциональное состояние. Но они не счастливы. Они, кажется, по-прежнему находят радость, если случится, в каком-то другом месте; их сердце не отдано целиком Христу.

И третье — их воля разделена. Они внутренне восстают, не желают понимать, почему человек, если он называет себя христианином, должен делать одно и не делать другого. Они называют это узостью. Тем не менее в целом они отрекаются от прежней жизни и принимают христианскую жизнь. Они признают Христа Спасителем. Однако когда дело доходит до практического применения Его учения — а на это требуется воля, — они оказываются в замешательстве. Им не понятно, почему они должны заставлять себя делать одно и не делать другого. Многие из нас прошли через эту стадию, все это знакомо нам поличному опыту. Одни люди сразу видят все ясно, другим для этого требуется время, им нужно еще пройти через определенные стадии.

В чем здесь причина? Без сомнения, порой ответственность несет евангелист, который способ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В ходе своего развития одномерное общество изменяет отношение между рациональным и иррациональным | Маруся‑2. Таёжный квест




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.