Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приключения Пиноккио






День 1

Мастеру Антонио по кличке «мастер Вишня» попадается кусок дерева. Мастер Вишня собирается сделать из него ножку для стола. Как только мастер Вишня начинает работать, полено жалуется на боль и щекотку. Мастер Вишня падает в обморок от страха.

К Антонио заходит его друг Джеппетто по прозвищу «Кукурузная лепёшка», которому пришла в голову идея сделать деревянного человечка, умеющего плясать, фехтовать и кувыркаться в воздухе. Антонио дарит другу странное полено. Полено обзывает Джеппетто Кукурузной лепёшкой, а потом падает ему на ноги. В каждой проделке полена Джеппетто обвиняет Антонио, старики дерутся, а потом мирятся.

Джеппетто решает дать человечку имя Пиноккио:

Это имя принесёт ему счастье. Когда-то я знал целую семью Пинокки: отца звали Пиноккио, мать — Пиноккия, детей — Пинокки, и все чувствовали себя отлично. Самый богатый из них кормился подаянием.

У куклы получается длинный нос, кроме того, Джеппетто забывает сделать уши. Уже в процессе изготовления Пиноккио начинает безобразничать: показывает отцу язык, сдёргивает парик. Быстро научившись ходить, Пиноккио убегает. Его ловит полицейский. Джеппетто ведёт человечка домой за шиворот, твердя:

Сейчас мы пойдем домой. А когда мы будем дома, я с тобой рассчитаюсь, будь уверен!

Услышав эту угрозу, Пиноккио ложится на землю и отказывается идти дальше. Прохожие возмущаются жестокостью Джеппетто, а полицейский его арестовывает.

Пиноккио возвращается домой, где встречает Говорящего Сверчка, живущего в комнате Джеппетто уже больше ста лет. Он выгоняет Сверчка. Перед уходом Сверчок говорит ему великую правду:

Горе детям, которые восстают против своих родителей и покидают по неразумию своему отчий дом! Плохо им будет на свете, и они рано или поздно горько пожалеют об этом.

Пиноккио заявляет, что уйдёт из дома и будет есть, пить, спать, наслаждаться и с утра до вечера бродяжничать. Сверчок предупреждает, что все, кто так поступает, кончают или в больнице, или в тюрьме, и советует вместо этого учиться или работать. В конце концов Пиноккио, разозлившись на поучения Сверчка, кидает в него деревянный молоток. Сверчок остаётся висеть на стене, как мёртвый.

Пиноккио мучит голод. Он кидается к камину, но камин оказывается нарисованным на стене. Он находит в куче мусора яйцо и разбивает его над сковородой, но из яйца выпрыгивает цыплёнок и улетает. Другой еды в комнате нет. Признав правоту Говорящего Сверчка, Пиноккио идёт в ближайшую деревню просить еды, но вместо этого его обливают водой. Еле живой от усталости и холода (дело происходит зимой), промокший Пиноккио возвращается домой, где засыпает, положив ноги на жаровню. Во сне его ноги сгорают.

День 2

Возвращается Джеппетто, отдаёт Пиноккио три груши — весь свой завтрак и мастерит ему новые ноги. Пиноккио хочет пойти в школу, но для этого нужна одежда и букварь. Отец делает Пиноккио одежду из бумаги, ботинки из древесной коры и колпак из хлебного мякиша, и продаёт единственную куртку, чтобы купить букварь.

На улице Пиноккио слышит музыку и идёт по направлению к ней («школа не убежит»). Музыка раздаётся из кукольного театра, представление которого как раз начинается. Пиноккио продаёт букварь, чтобы купить билет в театр. (В это время отец, продавший куртку, дрожит от холода.) В театре куклы узнают Пиноккио и приглашают на сцену. После представления хозяин кукольного театра Манджафоко, страшный на вид, собирается сжечь Пиноккио, чтобы изжарить барашка. Пиноккио умоляет не убивать его. Хозяин, у которого на самом деле доброе сердце, жалеет Деревянного Человечка, и решает вместо него сжечь Арлекина. Пиноккио с достоинством, высоко подняв голову, говорит:

Вяжите меня и бросайте в пламя. Я не могу допустить, чтобы бедный Арлекин, мой добрый друг, умер вместо меня!

Услышав эти героические слова, Манджафоко решает не убивать ни Пиноккио, ни Арлекина, а съесть недожаренного барашка. На радостях куклы пляшут до восхода солнца.

День 3

Узнав, что отец Пиноккио беден и продал свою последнюю куртку, чтобы купить сыну букварь, добрый Манджафоко даёт Пиноккио пять цехинов. По пути домой Пиноккио встречает Лису и Кота. Лиса притворяется хромой, а Кот слепым. Они советуют Пиноккио зарыть монеты на Волшебном Поле в стране Болвании, обещая, что из них вырастут две тысячи цехинов. Сидящий на ветке Дрозд пытается предостеречь Пиноккио, но Кот съедает Дрозда. Пиноккио соглашается.

Весь день Кот и Лиса куда-то ведут Пиноккио. К вечеру они приводят его в таверну «Красного Рака», где заказывают обильный ужин и хорошие комнаты, и ложатся спать.

День 4

В полночь хозяин таверны будит Пиноккио. По его словам, Кот и Лиса ушли два часа назад, потому что Кот получил известие, что его котёнок отморозил лапки. За ужин и комнату Лиса с Котом не заплатили, потому что они слишком воспитанные персоны, чтобы допустить такую бестактность. Пиноккио вынужден заплатить один золотой цехин и продолжать путь в кромешной тьме один.

В темноте Пиноккио встречает светящееся насекомое, которое представляется как тень Говорящего Сверчка. Насекомое советует Пиноккио возвращаться домой и отдать отцу оставшиеся четыре цехина, а также даёт совет:

Не доверяйся, мой мальчик, тем, кто обещает сделать тебя богатым по мановению руки. Они, как правило, или сумасшедшие, или мошенники.

Но Пиноккио опять не слушается. На дороге встречает двух закутанных в мешки грабителей (в действительности Лису и Кота), которые пытаются отобрать деньги. Пиноккио прячет монеты в рот. Кот пытается разжать ему зубы. Пиноккио удаётся откусить коту лапу и убежать. После долгого преследования, Пиноккио добегает до белоснежного домика и стучится, но появившаяся в окне Девочка с красивыми лазурными волосами не открывает ему. Грабители хватают Пиноккио и пытаются зарезать. Поскольку Пиноккио деревянный, их нож ломается. Тогда грабители вешают его на дубе и уходят, пообещав вернуться завтра утром: тогда Пиноккио будет мёртвым, и рот его будет широко открыт.

Девочка с лазурными волосами (на самом деле добрая Фея, живущая здесь уже больше тысячи лет) жалеет Пиноккио. Она посылает сначала Сокола, чтобы вынуть Пиноккио из петли, а потом пуделя Медоро, чтобы привезти Пиноккио. У постели умирающего Пиноккио собирается врачебный консилиум из Ворона, Сыча и Говорящего Сверчка. Ворон и Сыч произносят ничего не значащие фразы, а Говорящий Сверчок заявляет, что Пиноккио продувной негодяй, мошенник, бездельник, бродяга и непослушный мальчишка, который загонит в гроб своего бедного обездоленного отца. Услышав эти слова, Пиноккио плачет и Ворон с Сычом соглашаются, что пациент жив.

Фея даёт Пиноккио горькое лекарство. Он отказывается пить, требуя кусочек сахара. Получив сахар, Пиноккио всё равно не хочет пить лекарство. Приходят четыре кролика-гробовщика с маленьким гробиком для Пиноккио. Они объясняют Пиноккио, что он через несколько минут умрёт, поскольку отказался пить лекарство. Услышав такие слова, Пиноккио выпивает лекарство и выздоравливает.

По просьбе Феи Пиноккио рассказывает ей о своих злоключениях. На вопрос о монетах Пиноккио врёт, что потерял их где-то в лесу, а узнав, что Фея может найти всё потерянное в её лесу — что он нечаянно проглотил их вместе с лекарством. На самом деле они лежат у него в кармане. При каждом вранье нос Пиноккио удлиняется. Фея смеётся над ним, объясняя это так:

Мой милый мальчик, враньё узнают сразу. Собственно говоря, бывает два вранья: у одного короткие ноги, у другого — длинный нос. Твоё враньё — с длинным носом.

Пиноккио сгорает от стыда, но не может даже бежать из комнаты, потому что его нос теперь не проходит в дверь. Добрых полчаса Фея игнорирует вопли и стенания Пиноккио, чтобы наказать его за ложь. Потом она вызывает тысячу дятлов, которые несколько минут долбят его нос, после чего он становится таким же, как прежде. Фея предлагает Пиноккио жить в её доме, и она будет ему сестрой, а он ей братом. Туда же она пригласит и его отца. Пиноккио с радостью соглашается и выходит, чтобы встретить отца.

В лесу он опять встречает Лису и Кота. Они вновь уговаривают его пойти на Волшебное Поле, приводят в город Дураколовку, там он зарывает монеты и поливает водой. Кот и Лиса велят ему вернуться за урожаем через 20 минут, прощаются и уходят. Вернувшись, Пиноккио застаёт Попугая, который громко смеётся над ним. На вопрос о причинах смеха Попугай объясняет, что для честного заработка нужно трудиться собственными руками и думать собственной головой, и рассказывает, что Лиса и Кот выкопали его монеты и скрылись.

Пиноккио обращается в суд. Судья, старая обезьяна, доброжелательно выслушивает его и выносит вердикт:

У бедняги украли четыре золотые монеты. Стало быть, вяжите его и немедленно посадите в тюрьму.

Четыре месяца в тюрьме

Пиноккио сидит в тюрьме 4 месяца. По окончании этого срока в честь победы короля Болвании над соседней страной объявляют амнистию всем преступникам. Тюремный смотритель не хочет выпускать Пиноккио, поскольку тот не совершил никакого преступления и, следовательно, не попадает под амнистию. Пиноккио заявляет, что он тоже преступник. Его с извинениями выпускают.

День 1 после тюрьмы

Пиноккио бежит к Фее, глубоко раскаиваясь в своём поведении и решив отныне вести себя примерно. По дороге он встречает змею. В течение нескольких часов змея лежит на дороге, не пропуская его и не реагируя на просьбы. Затем она притворяется мёртвой, а когда Пиноккио хочет через неё переступить, бросается на него. Пиноккио, испуганный, отскакивает и падает в грязь. Змея так смеётся, что у неё лопается грудная жила, и умирает.

Пиноккио идёт дальше. Мучимый голодом, он срывает две грозди винограда и попадает в капкан, поставленный крестьянином на куниц. Светлячок объясняет Пиноккио, что голод — не причина брать чужое. Пиноккио полностью соглашается. Приходит крестьянин-хозяин виноградника и обвиняет Пиноккио, что это он воровал кур из курятника крестьянина:

Кто ворует чужие гроздья, тот ворует и чужих кур.

Поскольку собака у крестьянина недавно подохла, работать дворнягой заставляют Пиноккио: сажают на цепь, разрешают укрываться от дождя в конуре и приказывают лаять при появлении воров.

День 2 после тюрьмы

В полночь приходят четверо куниц и предлагают Пиноккио сделку: он не будет лаять, а куницы взамен отдадут ему одну из украденных кур. Такой же договор был у них с покойным псом. Пиноккио для виду соглашается, а когда куницы пробираются в курятник — заваливает дверь камнями и начинает лаять. Крестьянин выбегает с ружьём, и Пиноккио рассказывает ему всё, умалчивая лишь о договоре с собакой, чтобы не говорить плохо о мёртвых. Куниц крестьянин обещает продать трактирщику, чтобы тот сделал из них жаркое, а Пиноккио хвалит за честность и отпускает.

Пиноккио бежит туда, где был домик Феи. Его больше нет. Вместо него - мраморная доска с надписью «Здесь похоронена Девочка с лазурными волосами, умершая в страданиях, потому что она была покинута своим маленьким братом Пиноккио». Пиноккио рыдает всю ночь напролёт.

День 3 после тюрьмы

Прилетает большой Голубь. Он рассказывает Пиноккио, что Джеппетто уже больше четырёх месяцев повсюду ищет своего сына. Последний раз Голубь видел Джеппетто три дня назад более, чем в тысяче километров отсюда, на берегу моря. Старик мастерил лодку, чтобы отся на поиски Пиноккио в далёкие страны Нового Света.

Верхом на спине Голубя Пиноккио летит к океану. Они летят весь день.

День 4 после тюрьмы

Утром Голубь доставляет Пиноккио к берегу моря и улетает. Бушует буря. Джеппетто уже отплыл, но его лодка ещё видна вдалеке. Вдруг появляется гигантская волна, и лодка исчезает. Пиноккио бросается в воду, чтобы спасти отца, и плывёт всю ночь напролёт. Будучи деревянным, он сам утонуть не может.

День 5 после тюрьмы

Пиноккио выбирается на берег какого-то острова. Буря стихает. Подплывает любезный Дельфин и на расспросы Пиноккио отвечает, что, скорее всего, Джеппетто съела плавающая поблизости Акула величиной с пятиэтажный дом, а его лодка утонула.

Пиноккио, который не ел больше суток, идёт по тропинке и попадает в Деревню Трудолюбивых Пчёл. Все её жители чем-то заняты. Пиноккио просит денег, и каждый готов ему дать несколько сольдо, но только в обмен на работу. Работать Пиноккио не хочет. Наконец, у какой-то женщины, несущей кувшины, Пиноккио просит попить. Женщина поит его. Тогда Пиноккио жалуется ей на голод. Женщина предлагает Пиноккио помочь ей донести кувшины в обмен на хлеб, цветную капусту и ликёрную конфету. Пиноккио соглашается. Донеся кувшины до дома, он получает еду, а утолив голод, видит, что эта женщина — на самом деле Фея с лазурными волосами. Она выросла и теперь будет ему не сестричкой, а мамой.

Пиноккио хочет тоже вырасти. Фея объясняет ему, что для этого он должен стать человеком, потому что Деревянные Человечки не растут. А чтобы стать человеком, Пиноккио должен быть послушным, прилежно учиться и работать, охотно ходить в школу и так далее. Пиноккио обещает всё это.

Школа

Первый день

Пиноккио приходит в школу. Из-за того, что он деревянный, в первый день другие ученики его дразнят: пытаются подрисовать усы, привязать ниточки и т. д. Пиноккио требует уважения, но насмешки только усиливаются. Тогда он пребольно бьёт одного из обидчиков своей деревянной ногой, а другого острым деревянным локтем в живот. Убедившись, что Пиноккио очень больно дерётся, другие ученики начинают относиться к нему с уважением и становятся его друзьями.

Первый год учёбы. Визит к акуле.

Пиноккио ходит в школу ежедневно. Учитель хвалит Пиноккио за ум и усердие. Но ни учителю, ни Фее не нравится дружба Пиноккио с отпетыми бездельниками. Однако Пиноккио игнорирует предостережения взрослых.

В какой-то день по дороге в школу Пиноккио встречает семерых бездельников. Бездельники говорят, что к берегу моря приплыла огромная акула. Они предлагают немедленно пойти к морю и прогулять уроки, ведь до конца занятий акула уплывёт, а до моря всего полчаса ходьбы. Надеясь узнать что-то об отце, Пиноккио соглашается. На берегу моря одноклассники признаются, что выдумали историю про акулу, чтобы Пиноккио прогулял занятия, и требуют, чтобы Пиноккио стал таким бездельником, как они, и возненавидел уроки, школу и учителя. Пиноккио отказывается, и начинается драка.

Один из бездельников кидает в Пиноккио его же учебник, но попадает в другого бездельника, по имени Эдженио. Тот падает без чувств. Остальные бездельники разбегаются. Пиноккио остаётся и пытается привести в чувство раненого одноклассника. Подходят полицейские. Пиноккио объясняет, что Эдженио был ранен его учебником, но ранил его не Пиноккио. Полицейские арестовывают Пиноккио и уходят.

С головы Пиноккио слетает колпак и отлетает на десять шагов. Пиноккио просит разрешения поднять колпак, надевает его и убегает. За ним гонится полицейская ищейка Алидоро. Пиноккио прыгает в море и уплывает, а Алидоро начинает тонуть. Алидоро просит Пиноккио спасти его. Пиноккио спасает пса, и тот благодарит спасителя.

Пиноккио плывёт вдоль берега и видит скалу с пещерой, из которой поднимается дым. Он подплывает к скале, надеясь укрыться в пещере, но попадается в сеть. Подходит странный рыбак с зелёной кожей, зелёными волосами и зелёной бородой. Рыбак вынимает из сети рыб и Пиноккио, чтобы их изжарить. Пиноккио уверяет, что он не рыба, а Деревянный Человечек, и есть его нельзя, потому что он разумен и умеет говорить. Однако рыбак заявляет, что не упустит шанса отведать такой необычной рыбы. В последний момент вбегает Алидоро и спасает Пиноккио.

От живущего в хижине на берегу старика Пиноккио узнаёт, что Эдженио выздоровел. Уже ночью он достигает деревни. В окне появляется Улитка, заявляет, что Фея спит и просила, чтобы ее не будили. Улитка обещает открыть дверь, но путь к двери занимает у неё много часов. Пиноккио, страдающий от холода и дождя, хочет постучать в дверь молотком, но молоток превращается в угря и выскальзывает из рук. Пиноккио стучит в дверь ногой, и нога застревает в двери. Лишь к утру Улитка открывает дверь, но вынуть ногу Пиноккио из двери она не может. Через несколько часов Улитка приносит ему прекрасный завтрак, посланный Феей, но завтрак оказывается поддельным (хлеб из гипса и т. д.) Пиноккио падает без чувств. Когда он приходит в себя, то оказывается на диване. Фея прощает его и на этот раз.

До конца года Пиноккио хорошо учится и хорошо себя ведёт. На экзаменах он отмечен как лучший ученик в школе. Фея обещает Пиноккио, что завтра он станет настоящим мальчиком. В честь этого Фея устроит праздник.

Пять месяцев в Стране Развлечений

Фея отпускает Пиноккио в город, чтобы тот мог пригласить на праздник друзей. Все они обещают прийти, кроме Фитиля, ленивого и бесстыдного мальчика. Фитиль объясняет, что едет в Страну Развлечений, где нет школ, книг и учителей, круглый год осенние каникулы, четверг — выходной, неделя состоит из шести четвергов и воскресенья, а дети целыми днями развлекаются. После долгих колебаний Пиноккио едет с Фитилём. Повозку с сотней детей, уезжающих в Страну Развлечений, везут ослики почему-то в сапогах. Поскольку повозка переполнена, Пиноккио садится на спину одного из осликов. Ослик бьёт Пиноккио мордой и скидывает его. Кучер Господинчик, притворяясь, что шепчет что-то ослику на ухо, откусывает ему уши.

Во время поездки Пиноккио слышит тихий голос:

Имей в виду, болван! Мальчики, бросившие учение и отвернувшиеся от книг, школ, учителей, чтобы удовольствоваться только игрой и развлечениями, плохо кончают. Я это знаю по собственному опыту и могу тебе это сказать. В один прекрасный день ты тоже будешь плакать, как я теперь плачу, но тогда будет слишком поздно.

С удивлением Пиноккио видит, как ослик плачет.

Пиноккио приезжает в Страну Развлечений и вместе с другими детьми от восьми до двенадцати лет живёт там, наслаждаясь бездельем.

Через пять месяцев у него вырастают ослиные уши. Маленький Сурок объясняет Пиноккио, что у него ослиная лихорадка. Через 2-3 часа он должен превратиться в осла. Никакого лечения от этого нет.

Ибо написано в книгах мудрости, что все ленивые мальчишки, которые отвернулись от книг и учителей и проводят свои дни только в играх и развлечениях, раньше или позже должны стать ослами, все без исключения.

Пиноккио идёт в гости к Фитилю, собираясь устроить ему взбучку. Выясняется, что и у Фитиля тоже ослиные уши. При виде ослиных ушей друг друга мальчики начинают хохотать до упаду, и прямо во время хохота превращаются в ослов. Заходит кучер Господинчик и отводит двух ослов на базар. Фитиля продают какому-то крестьянину, а Пиноккио — директору цирка.

Три месяца в цирке

В течение трёх месяцев осла Пиноккио дрессируют, обучая танцевать на задних ногах, прыгать через обруч и так далее. Кормят его только сеном и овсом, и постоянно бьют бичом. Наконец, Пиноккио выступает перед публикой. Среди зрителей он видит Фею. Во время прыжка через обруч он, зацепившись за обруч задними ногами, падает. Ветеринар говорит, что он охромел на всю жизнь. Директор цирка продаёт Пиноккио за одну лиру. Покупателю осёл нужен только для того, чтобы сделать из его шкуры барабан.

Первый день после цирка

Чтобы убить Пиноккио, покупатель привязывает ему на шею тяжёлый камень и опускает его в море на верёвке. Фея посылает рыб, которые объедают ослиную шкуру, и Пиноккио снова становится Деревянным человечком. Он объясняет покупателю, что случилось. Покупатель решает пустить Пиноккио на дрова, но тот уплывает. В море он видит скалу из белого мрамора, а на ней Козочку с лазурной шерстью. Пиноккио радостно плывёт к ней, поняв, что это Фея. Его пожирает Акула. В желудке Акулы он встречает проглоченного Тунца, а потом и своего отца Джеппетто. Пиноккио предлагает отцу бежать. Вместе они идут к глотке спящей Акулы и пытаются выпрыгнуть (Акула спит с открытым ртом из-за астмы). В последний момент Акула их проглатывает, но Пиноккио и Джеппетто снова проходят тот же путь и выпрыгивают изо рта Акулы. Пиноккио сажает себе на спину Джеппетто, не умеющего плавать, и плывёт с ним к берегу. Незадолго до берега он выбивается из сил, но его и Джеппетто спасает Тунец.

Второй день после цирка

Пиноккио и Джеппетто выбираются на берег и встречают Кота и Лису, просящих милостыню. Кот из-за того, что всё время притворялся слепым, действительно ослеп, а Лиса постарела, облезла и так обеднела, что вынуждена была продать свой хвост. Они уверяют, что теперь действительно бедны. Пиноккио заявляет, что поделом им, и спокойно идёт дальше, не дав им ничего.

Пиноккио и Джеппетто стучатся в хижину, прося о ночлеге. В хижине живёт Говорящий Сверчок. Сверчок рассказывает, что получил хижину в подарок от Феи. Он пускает туда жить Пиноккио и Джеппетто.

Пиноккио идёт к огороднику Джанджо просить стакан молока для отца. Он получает молоко в обмен на тяжёлую работу: вытягивание 100 вёдер воды из колодца. У Джанджо Пиноккио встречает ослика, умирающего от непосильного труда и голода. На ослином наречии тот говорит ему, что он Фитиль, после чего умирает.

Следующие пять месяцев

Пиноккио много работает: каждый день вытягивает 100 вёдер воды в обмен на стакан молока для больного отца и плетёт корзины из камыша. Он делает изящное кресло на колёсиках для отца. По вечерам Пиноккио упражняется в чтении и письме. Ему удаётся скопить 40 сольдо себе на костюм. По пути на рынок Пиноккио встречает Улитку. Та объясняет, что Фея попала в больницу. Пиноккио отдаёт ей для Феи все свои деньги и предлагает прийти через два дня, чтобы он смог дать ещё пару сольдо. Он решает работать больше, ложится спать позже и сплетает вдвое больше корзин, чем обычно. Во сне Пиноккио видит Фею, которая хвалит его за доброе сердце и прощает все его проделки.

Проснувшись, он оказывается не Деревянным Человечком, а настоящим мальчиком. Рядом с кроватью Пиноккио находит новенький костюм, а в кармане костюма — новенький кошелёк из слоновой кости с 40 цехинами вместо 40 сольдо. Вместо соломенной хижины — новая светлая комната, а Джеппетто здоров и бодр. Он объясняет Пиноккио, что скверные дети, становясь хорошими детьми, обретают способность делать все вокруг себя новым и прекрасным.

 

 

Ян Амос Каменский

(1592 – 1670)

Начиная с XIII века Восточную Европу охватили децентрализационные процессы. Объединенные в течение тысячи лет единой религией и общими врагами люди и народы обратились к новым ценностям. Этот поворот произошел не вдруг. Католическая церковь, пытавшаяся унифицировать мир по принципам, которые они считали изначально и единственно правильными, за эту тысячу лет превратилась в огромную империю, носящую политический, религиозный и культурный характер. Начавшееся антикатолическое движение имело неоднородный характер. В Восточной Европе оно совпало с становлением национального характера. Вместе с Возрождением и Новым временем к западным славянам пришло особое чувство " самости". Именно эти причины приводят нас к анализу многих положений теории одного из самых знаменитых педагогов мира - Яна Амоса Каменского. У древних китайцев существовало проклятье: " Чтоб ты жил в эпоху перемен". Коменский не просто жил в эпоху перемен, он был одним из творцов перемен, одним из строителей современного мира.

" Ян родился 28 марта 1592 года в городке Нивница, на большой, прочно построенной мельнице, несколько похожей на крепость. Наверное, это была одна из лучших мельниц в Моравии. Она принадлежала дяде Яна, а его отец, Мартин, одно время служил в Нивнице при имении дворянина из Куновиц. Сам Мартин был из соседней Комне, куда семья перебралась из Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский".

Детство Коменского пришлось на период разгула в Европе последнего страшного " бича человеческого" - чумы. За несколько лет, когда ему было десять лет, подряд умерли его отец, мать, две сестры. Кроме того, Чехия, зажатая между вечно противоборствующими Австрией и Венгрией, оказалась в полосе постоянных стычек армий и иррегулярных банд обоих сторон. И как обычно в такой ситуации ответом на притеснения с обеих сторон становится собственное сопротивление. Оно выразилось в создании гуситского (табористского) движения. Его умеренным, культурно-религиозным крылом стала протестантская секта Чешских (Моравских) братьев.

В 1608 году Ян Коменский становится учеником школы Чешских братьев в Пшерове, крупнейшей и " лучшей среди братских учебных заведений".

В 1611 году он проходит обряд протестантского крещения и прибавляет в своему имени второе - Амос. По рекомендации ректора школы Яна Ланеция он, в том же году, отправляется в Герборнский университет. В 1613 году Коменский перебирается на богословский факультет Гейдельберга.

Вернувшись в Пшеров 26-летний Ян был возведен в ранг протестантского священника. Он женится на Магдалене Визовской и принимает место управляющего Советом братской Общины и учителя-проповедника в Фульнеке. В Фульнеке он начинает свой первый труд " Письма к небу". Это произведение направлено против несправедливости земного устройства, и ведется в защиту бедности от произвола богатства. Здесь же он выпускает антикатолическую книгу " Разоблачение Антихриста". " В этот период в трудах Коменского эмоциональное возмущение и нравственное негодование постоянно преобладают на конкретным анализом действительности".

Постепенно обстановка в Европе и в Чехии накаляется. Противостояние католицизма и протестантизма приводит к созданию огромных межнациональных союзов. В 1619 году начинается Пражское восстание, ставшее прелюдией к Тридцатилетней войне. Фульнек неоднократно подвергался нападениям и разграблениям. Летом 1621 года чешское восстание потерпело поражение от Габсбургской коалиции. Начались расправы над протестантами. Коменский, как один из видных руководителей Чешских братьев вынужден бежать. Во время своих скитаний он узнает, что от чумы умерли его жена и двое сыновей, а его библиотека сожжена. В этот период им написаны произведения " Скорбный" и " Лабиринт света". Постепенно продвигается религиозная карьера Коменского. Он входит в экспедиции священников, которые подбирали места для убежищ Чешским братьям в других странах, его посылают с посольством к низвергнутому монарху Чехии Фридрих Пфальцскому. В 1624 году он обручается с Доротой Кирилловой, дочерью видного деятеля Чешского братства. 4 февраля 1628 года вместе с группой протестантов ему вновь пришлось покинуть Чехию и отправиться в город Лешно. Здесь он становится ректором национальной школы и примерно в этот период Ян Амос Коменский начинает свой труд " Великая дидактика". Он приходит к мысли, что одной из главнейших наук человечества является педагогика. Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенные государства и хозяйственные системы, считал великий педагог. Он пишет трактаты " Открытая дверь языков", " Открытая дверь предметов" (" Всеобщая мудрость христианская..."), " Предвестник пансофии" (всеобщей мудрости). Произведения Коменского становятся известными среди протестатских педагогов и Самуэль Гартлиб, известный английский реформатор, приглашает его в Англию.

Путешествие в Англию начинается летом 1641 года. Сразу по приезду Ян Амос пишет " Путь света". Его работа " Предвестник пансофии" переводится сразу на несколько языков и расходится по Европе. Но политические страсти настигают его и здесь. В конце 1641 года Англия погружается в пучину гражданской войны. Коменский уже устал от постоянных приключений, он ищет более спокойного места, и в 1642 году переезжает в Гаагу, а затем и в Лейден, где встречается со знаменитым философом и математиком той эпохи Рене Декартом. Здесь, в Нидерландах, он окончательно принимает предложение поехать в Швецию. Таким образом он пытается достичь сразу нескольких целей. Он оказывается в протестантском государстве, получает возможность беспрепятственно творить, и, кроме того, удовлетворять финансовые запросы Общины. В Швеции, по замыслу канцлера этого государства, Каменский должен на практике осуществить реформу школы, описанную педагогом в " Великой дидактике". Местом для эксперимента был избран Эльбинг (ныне территория Польши). Работа продвигалась трудно, приходилось переводить на другие язык ранее написанные книги. Много времени отнимала и дипломатические протестантские миссии, которые часто поручали Каменскому. И в 1648 году, не дождавшись результатов деятельности Яна Амоса, шведы приняли за платформу школьную реформу, предложенную упсальским университетом. Практически в тоже время умирает вторая жена Коменского. Коменский, оставшись без покровителей, возвращается в Лешно и становится епископом. Протестантский священник такого ранга не мог быть холостым, и 17 апреля 1649 года Коменский женится на Яне Гаюсовой. К тому времени постоянные военные неудачи подорвали дух Чешских братьев и отражением этого является трактат Коменского " Завещание умирающей матери - Общины братской - своим сыновьям и дочерям, коим вручает она богатства свои и назначает наследников".

В 1650 году Коменский получает очередное предложение высоких особ - князь Сигизмунд Ракоци предложил ему осуществить реформу трансильванских школ в Верхней Венгрии. 13 февраля 1651 года началось преподавание по новой системе в городе Шарош-Патак. Успехи преподавательской деятельности заставляют отказаться Каменского от политической деятельности, он начинает работу над " Миром чувственных вещей в картинках", пожалуй, одним из первых пособий подобного рода в истории европейской педагогики. Он составляет песенно-драматический сборник " Школа-игра" для обучения детей латинскому языку.

Наладив деятельность новой школы Коменский покинул хозяев "... в начале июня 1654 года, и далеко за городские ворота провожали учителя толпы горожан, профессора и студенты Шарош-Патака". И вновь в работу педагог вмешивается война. Польша, оккупированная Швецией восстала, и 27 апреля 1656 года польские партизаны осадили Лешно. Город пал и началась резня протестантов. Коменский бежал из города. Коменский утратил все имущество, накопленное за 28 лет, и, что более ужасно для потомков, большую часть своих рукописей. Многие протестантские центры наперебой зазывали к себе Яна Амоса. Он решил избрать для своего поселения Амстердам (столицу Батавии). Сын давнего покровителя Коменского Лаврентий де Геер взялся оплачивать труд педагога и издание его сочинений. Результаты не замедлили сказаться. В Нюрнберге выходит " Мир чувственных вещей в картинках". В 1657-1658 году издана наконец " Великая дидактика" в четырех томах. Книгу ожидал оглушительный успех. " Сам автор перестал пренебрежительно относиться к своему творению, считая его тормозом для более важной " Пансофии" ". Ученый начинает работу над " Всеобщей мудростью".

И вновь (который раз!) война. Англия и Нидерланды, непрерывно расширяя свои колонии в Новом Свете вошли в конфликт. Однако, авторитет Коменского в тот момент уже стоял на недосягаемой высоте. По призыву педагога воюющие стороны заключили мирный договор. Результатом жизненных размышлений о собственных коллизиях и судьбе Европы становится труд " Всеобщее исправление". В этом всеобъемлющем труде наряду с наивными, идеалистическими мыслями Коменский рисует облик устройства мира, знакомого жителям второй половины XX века.

Постепенно годы и невзгоды берут свое. Последние работы Коменского он уже диктует. В ноябре 1670 года Яна Амоса Коменского не стало.

Философские основы педагогической системы Коменского.

Говоря о Яне Амосе Коменском мы должны учитывать его разнородную деятельность. Он и публицист, и проповедник, и политик, и педагог. Сам же для себя он избирал главнейшим делом философию. "... Главенствующей идее философии Коменского и его понимания человека является старое представление его " еретических" предшественников о том, что человек может и должен достичь совершенства, утраченного много веков назад низвережением в пучину грехов и зла. Эту триаду исторической судьбы и перспективы рода человеческого после Коменского повторили Руссо и Фейербах". Философия Коменского была прежде всего антроподицеей (оправданием существования человека в бурном мире). Еще обучаясь в Гернборнском университете у профессора Альштеда он формулирует три основных принципа своей деятельности. " Прежде всего это жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий, который в ту эпоху действительно переливался через край прямо на глазах. Второе - необходимость подчинить необъятные масштабы науки определенной системе, а точнее, вывести из нее определенную систему. И наконец - стремление при всей разнородности познаваемого " материала" прийти в его понимании к общей гармонии, которая, особенно на превых порах, должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, " явленной" в Священном писании".

Философия зачастую соприкасается с обучением. Многие из классических философов были одновременно и педагогами. Высшееуниверситетское образование в Западной Европе от рождения до сегодняшних дней неразрывно связано с философским знанием. Но ни в одном учении, кроме дидактики Яна Амоса Коменского, мы не наблюдаем такого взаимопроникновения идей философии и педагогики.

Коменский живет в одно время со многими известными личностями человеческой истории. Среди его современников называют Шекспира и Сервантеса, Лопе да Вега, Меркатор, Бруно, Коперник, Декарт, Гоббс, Спиноза и Гассенди, известно, что Ян Амос близко был знаком с Рембрандтом в последний период своей жизни. Коменский стоя на пороге двух эпох. В его время формировалось лицо современной науки, ее методология и методы. Хорошо знакомый с трудами античных авторов, таких Платон, Аристотель, Плутарх, Сенека, Коменский подхватывает традицию античного отношения к человеку. С его точки зрения цель человека - использовать данные Богом качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром. Такая гармония " космического" характера являетс одной из самых прогрессивных идей древнегреческих и римских мыслителей.

Сам неоднократно переживший ужасы войны Коменский считает, что человек должен употребить все свои силы на уничтожение войны. В трактате " Панегерсия" он восклицает: " Если все мы - граждане Вселенной, что мешает нам соединиться и жить по единым законам? " В его трудах проявляется характерная для славянизма чертапрославление " общего дела", которое должно объединить всех людей Земли в единую совокупность.

Обращаясь к личности Сократа, он указывает, что значение трудов античного автора состоит прежде всего в том, что он отступил от " мудрствования" и перешел к нравственной антропософической философии. Особо выделяет Коменский в труде Платона " Апология Сократа" идею о том, что для обретения истинной мудрости необходимо развивать собственный язык. Мудрое красноречие, или риторика в педагогической системе Коменского составляет немаловажную часть. До сих пор многие чешские ученые отмечают вклад Яна Амоса в развитие современного литературного чешского языка. Как истинно верующий человек Коменский не мог обойти вниманием творчество Платона, родоначальника научной идеалистической философии. При открытии школы в Патаке, педагог произнес речь, известную как " О пользе точного наименования вещей". " В ней вещь, ее наименование, познание вещи, значение этого познания рассмотрены в глубоком философском аспекте...

Не случаен поднятый Коменским вопрос о сущности вещей и понятиях о вещи. Спор номиналистов и реалистов по этому поводу знаменовал собой практически все Средние века. Лишь с приходом Нового времени, философов прогрессивной формации эта проблема потеряла свою былую остроту. "... Если понятия не соответствуют вещам, которые они должны отражать, то они становятся нетвердыми, шаткими, сомнительными". Коменский отходит от методов схоластики и патристики, которые считали, что можно познать мир не прибегая к реальным вещам. Сам обладая несомненными задатками философствования, Коменский, тем менее четко отделяет языческое знание от христианского, осмеивает многих из древних авторитетов. "... Проникнутая сарказмом критика философов ведется на протяжении всего повествования".

Но даже более чем язычество Ян Амос Коменский не любит самовосхваление. Он считает, что излишнее самомнение метафизиков, физиков, астрономов, политиков, математиков и богословов порождает искажение истины в их трудах. Кроме того, на пути научного прогресса стоит ряд затруднений. " Поистине гениальные мысли развивает Коменский, говоря о трех причинах трудности научных занятий. Первой причиной он считает рабский способ постановки занятий; второй причиной - порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах; третья причина - несовершенство метода. Точно также существуют три причины того, что истина в книгах, в литературе страдает. Эти причины таковы: а) разногласия между науками; б) недостаточная внутренняя связь метода с самими вещами; в) частью небрежность, частью неуместная пышность выражений и стиля".

Из этих научно-методологических посылок напрямую вытекает педагогический метод Яна Амоса Коменского. Он изгоняет из своей школы косность, тупую зубрежку и равнодушие учеников. Вместо этого Коменский отдает предпочтение объяснению вещей и процессов, признает бескрайний полет творческой мысли. " Коменский требует демонстративности при объяснении вещей, при их изложении, а это - не что иное, как наглядность. Кроме того, он требует обоснования, опирающегося на причины и их ближайшие следствия. Одним словом, главное, необходимое состои в том, чтобы вещи изучались (познавались) на основании самих вещей, а не по их внешним признакам."

Характерным для педагогической философии Коменского является построение его теории познания по принципу триады. Он называет такую триаду тремя ступенями мудрости. Первая из них - теория. Вслед за Декартом он выдвигает правила познания, состоящие из нескольких этапов: представление предмета со всех сторон, разложение проблемы на несколько составных частей, и автопсия (естественная наклонность человека самостоятельно рассматривать и созерцать материальные предметы внешнего мира). На второй ступени - практике так же три уровня. Вначале ученик должен получить образец вещи, уяснить себе смысл деятельности. Затем индуктивным методом человек выясняет как из частей изучаемого может получиться целая вещь. И, наконец, мудро подражая умелым, повторяя их действия совершать автопраксию (самоупражнение). Завершением триады деятельности, по Коменскому, выступает хресис (применение). В первую очередь оно начинается с уяснения функциональной сущности вещи, затем нахождение правильного способа применения вещи. И, главное, «применять уже добытое знание только на доброе»

Философия Коменского предлагает разработанную методику научного постижения мира, разумную систему перехода от теоретической к практической деятельности и наоборот. Но в целом философия Коменского являет нам две стороны своего учения: прежде всего она подчинена главной задаче - педагогике, с другой стороны. задумав цельную систему пансофии, он не смог довести ее до конца. Очевидная причина того, что Ян Амос не смог довести задуманное до конца, состояние разросанности, в котором он находился постоянно. Не успев решить одну проблему, он переходил к другой. В результате в общей канве пансофии Коменского там и тут зияют провалы.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ «ВЕЛИКОЙ ДИДАКТИКИ».

Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая дидактика». Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник педагогической теории. Полное название книги звучит следующими образом: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы ты ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни».

Такое длинное название характерно для книг того периода. Заменяя собой современную аннотацию оно предваряло ознакомление читателя с книгой, информировало о содержании, становилось своеобразным рекламным проспектом.

Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья обращается ко «Всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей». В данном вступлении автор определяет дидактику как «универсальное искусство всех учить всему»

При этом в характерной для Коменского нравственной манере он ставит целью своего учения панморалистское воспитание человека. Укажем также на антропологическую направленность введения. Ян Амос Коменский пишет, что Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека. Педагог пытается опереться в своем произведении прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.

Педагогическая система Коменского представляет собой прежде всего протестантское христианское учение, и направлено на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей и восстановление авторитета церкви. Но вместе с этой целью, которая может быть оспорена по тем или иным мотивам (секулятивным или религиозным), он определяет сверхзадачу своей дидактики: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...»

Для достижения этой цели Коменский разделяет свою книгу на 33 главы. Вероятно, это число является неслучайным. Дело в том, что в том или ином виде число «три» встречается достаточно часто в трудах великого славянского педагога. В числе глав оно повторяется дважды. Главы разделяются на ряд пунктов, каждый из которых, для удобства читателя, сопровождается подзаголовком.

Из названий глав можно логически вывести несколько основных идей Коменского. Прежде всего, три первых главы представляют собой антроподицею (оправдание человека) в чистом виде. Начиная с утверждения о том, что человек есть совершенное существо, Коменский приходит к выводу о том, что «...жизнь является только приготовлением к вечной жизни»

Повторяя вслед за ведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский тем не менее настаивает, что данные чувства необходимо развивать (главы 4-6). 7-10 главы посвящены общим принципам обучения - обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным. Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы, которую предлагал Коменский. Он считает, что до появления " Великой дидактики" не было " нормальных" школ. "... При образовании юношества применялся столь суровый метод, что школы превращались в пугало для детей и в места истязания для умов". [1, с. 301] Такой порядок должен быть переломлен, считает Коменский, и полагает, что " точный порядок для школы следует заимствовать от природы". Для реальной реформы схоластической школы Коменский предлагает требования к обучению (гл. 16), основы обучения (гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24).

Оставшиеся главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному воспитанию (материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку). Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных дел и должнавсемерно поддерживаться общественной организацией. И в связи с этим словаКоменского, прозвучавшие больше 300 лет назад, звучат особенно актуально дляроссийской педагогики, покинутой государством в трудный момент. Итак, школа должна иметь " достаточный запас панметодических книг". Для подготовки этих книг требуется объединение " талантливых и не боящихся труда ученых мужей". Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ. Заканчивается книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу. " Господи Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени твоего, все это от твоих рук".

 

 

Одоевский Владимир Федорович

(1803 - 1869)

Одоевский Владимир Федорович (1803, по др. данным 1804 - 1869), прозаик.

Родился 30 июля (11 августа н.с.) в Москве. Отец происходил из древнего княжеского рода, родители матери - крепостные крестьяне.

В 1816 - 22 учился в Московском университетском благородном пансионе. Тогда же начал сотрудничать с журналом " Каллиопа" (1820). В это время он увлекся философией Ф.Шеллинга, позднее познакомился с ним, удивив его энциклопедичностью своих познаний.

Принимал участие в деятельности " Вольного общества российской словесности", а в 1823 - 25 возглавил первый философский кружок в России - " Общество любомудрия". Центральное его произведение " Русские ночи" можно считать основным литературным памятником русского любомудрия.

После 14 декабря 1925 он, как мог, помогал Одоевскому и Кюхельбекеру, ходатайствуя о смягчении их участи.

В 1826 Одоевский переезжает в Петербург, поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. В эти годы знакомится с Пушкиным, сотрудничает с " Литературной газетой" и альманахом " Северные цветы". Когда Пушкин начинает издание " Современника", Одоевский становится деятельным его сотрудником и помощником. Здесь публикуется его статья " О вражде к просвещению".

В 1844 вышло его собрание сочинений в трех томах.

С 1846 Одоевский служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея, в связи с переводом которого в 1862 в Москву возвращается в родной город.

Расцвет творчества приходится на 1830 - 40: сборник " Пестрые сказки" (1833), " Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем". Ряд произведений посвящен положению женщины в России: повести " Княжна Мими" (1834), " Княжна Зизи" (1839). " Таинственные повести": " Сильфида" (1838), " Саламандра" (1841).

Одоевский внес вклад в развитие музыкальной критики, пропагандировал творчество композиторов М.Глинки, А.Алябьева, М.Балакирева и др.

Умер Одоевский 27 февраля (11 марта н.с.) 1869 в Москве.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» — образец художественно-познавательной сказки. В ней научный материал подан в занимательной форме. Мальчик Миша получает в подарок от отца музыкальную табакерку. Он поражён её красотой: на крышке ящика изображены ворота, башенка, золотые домики, золотые деревья. Ещё больше его занимает внутреннее устройство чудесной игрушки. У мальчика возникает желание лучше узнать этот мир, и оно исполняется во сне. Путешествуя по сказочному городу, Миша открывает для себя законы перспективы в живописи, музыкальную теорию контрапункта. А главное, когда он просыпается, он понимает, как работает музыкальный ящик.

Главный герой произведения — Миша — очень любознательный, вежливый и несколько наивный мальчик. Порой кажется, что он родился только для того, чтобы задавать вопросы и выслушивать ответы.

Сказка носит воспитательный характер. Главная мысль её заключается в том, что всё в мире движется трудом, всё в мире взаимосвязано. А городок в табакерке оказывается своеобразной микромоделью мира

 

 

Федор Иванович Тютчев

(1803 - 1873)

Федор Иванович Тютчев (1803 - 1873) – поэт, дипломат.

В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности. Окончив университет, начинает работать в Коллегии иностранных дел. Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820 года. Тогда были написаны юношеские стихотворения Тютчева, весьма архаичные.

В 1822 году в жизни Тютчева происходит важная поездка – в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая любовь Тютчева – Элеонора Петерсон.

В конце 1860 годов биография Ф. Тютчева была неудачной как в личной жизни, так и в творческой. Вышедший в 1868 году сборник лирики Тютчева не получил большой популярности. Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а в 1873 году поэт умер.

Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Одной из самых распространенных тематик в творчестве поэта – природа. Так пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других. Красивейшее сравнение колыхающегося дня с морем описано в стихотворении Тютчева «Вечер». Изображение не только природы, но и подвижность, мощь потоков наряду с красотой воды на фоне неба показана в стихотворении Тютчева «Фонтан».

Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей тематикой поэта. Буйность чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.