Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. (продолжительность – 5 минут)






(продолжительность – 5 минут)

 

Подытоживая сказанное, отметим основные выводы, которые можно сделать из содержания лекции:

1. Философская антропология – это один из важнейших разделов философии, предметом которого является человек как целостное, многоуровневое существо, взятое во всем богатстве своих душевных и телесных, природных и социальных характеристик.

2. Центральной проблемой философской антропологии является проблема сущности (природы) человека, которая имела несколько вариантов решения. Классические представления о сущности человека считают, что его главными качествами являются социальность, труд, язык, нравственность и разум. Неклассические трактовки человека, появившиеся в 20-м веке, делают акцент на противоречивости и самодетерминированности как главных качествах человека.

3. Далее сущность человека раскрывается через такие понятия, как индивид, индивидуальность и личность. Индивид – это единичный человек, носитель личности, индивидуальность – уникальное для каждого индивида сочетание личностных черт, личность – это человек, как существо, наделенное волей, свободой, способное нести ответственность за свои поступки.

4. По вопросу о жизни и смерти в культуре также существует две противоположные позиции. В буддизме и стоицизме жизнь рассматривается как череда страданий, а смерть – как избавление от них, переход в иное, лучшее существование. В большинстве других направлений жизнь, напротив, воспринимается как великий дар, а смерть как наказание. Наиболее радикальным «критиком» смерти является Н.Ф. Федоров, полагавший, что смерть – главное зло нашей жизни, а ее преодоление, установление бессмертного порядка бытия – центральная задача, «общее дело» всего человечества.

5. Проблема смысла жизни получила наиболее глубокую разработку в логотерапии В.Франкла, в рамках которой показывается, что существует три основных пути обретения смысла: в созидательной деятельности, любви и преобразовании страдания в достижение.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЧТЕНИЮ ЛЕКЦИИ  
При подготовке к чтению лекции по теме «Философия о сущности и предназначении человека» необходимо проанализировать рабочую программу дисциплины по соответствующей специальности (направлению), проверить и дополнить презентацию, изучить имеющуюся в библиотеке учебную и учебно-методическую литературу, подобрать примеры из области таких наук, как биология, медицина, генетика, психология, мысленно продумать последовательность изложения вопросов и подвопросов, их связь с презентацией, имеющейся учебно-методической литературой и направлением подготовки обучающихся.
Во вступительном слове: изложить актуальность темы лекции, ее цели и задачи, связать с предыдущей темой, дать определение философской антрологии, обозначить ее основные проблемы. В первом учебном вопросе: следует сначала рассмотреть эволюцию воззрений на природу человека в истории философии и науки, после чего перейти к освещению вопроса об атрибутах экзистенции и видах человеческого существования. Во втором учебном вопросе: необходимо провести дистинкцию между такими понятиями, как личность, самость, индивид и индивидуальность, далее перейти к изучению ролевой концепции личности и моделей взаимоотношения человека и общества. Наконец, в конце рассмотрения вопроса отметить основные детерминанты человеческого существования и зафиксировать определение свободы и её основные разновидности. В третьем учебном вопросе: рассказать о двух основных позициях в истории философии по отношению к смерти и жизни, далее рассмотреть пути обретения смерти, после чего обратиться к проблеме смысла жизни человека, сделав основной акцент на логотерапии В. Франкла, в которой эта проблема решается наиболее глубоко и последовательно. В четвертом учебном вопросе: целесообразно начать рассказ о видах любви с типологии любви, выработанной в Древней Греции, после чего можно сразу перейти к современным воззрениям на любовь, прежде всего, о бытийной любви и её основных признаках.
ЛИТЕРАТУРА:
а) основная: 1. Липский В.Н., Бабин Ю.М., Киричек А.В., Филатова Г.А. Философия. Практикум: Учебно-методическое пособие. – М.: АГПС, 2014. 2. Философия. Тематический план. Планы семинарских занятий для курсантов, обучающихся по программе специалитета по специальности «Пожарная безопасность» (5 лет очно) / Сост.: А. В. Киричек. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2011. 3. Миронов В. В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2009. С. 197-207. 4. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2010. С. 180-204. 5. Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 201-204, 355-356, 448-491, 496-505.
б) дополнительная: 6. Киричек А. В. Бытийная любовь в «философии сердца» Сафо / Публикация на сайте: «Экзистенциальная и гуманистическая психология», 2007 / https://hpsy.ru/public/x2761.htm 7. Липский В. Н. Нравственно-эстетические традиции деятельности российской полиции и ратной службы как факторы формирования личности сотрудников пожарной охраны // Проблемы культуры сотрудников Государственной противопожарной службы: Сборник трудов. – М., АГПС МЧС РФ, 2003. 8. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие. М., 2002. 9. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1976. 10. О человеческом в человеке / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991. 11. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 12. Русский Эрос, или Философия любви в России – М.: Прогресс, 1991. 13. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990. 14. Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика – М.: Искусство, 1991 15. Франк С.Л. Смысл жизни / Вопросы философии, 1990, № 6. 16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 17. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990. 18. Фромм Э. Искусство любить. – М.: Педагогика, 1990. 19. Шарден Т. Феномен человека. М., 1987. 20. Шелер М. Положение человека в космосе. Избр. произв. М., 1994.
в) нормативная: 21. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации» (https://минобрнауки.рф/документы/2974) 22. Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 " О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (https://минобрнауки.рф/документы/2257) 23. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (https://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml) 24. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (https://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=985)
г) справочная: 25. Философский энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2011.
  доцент кафедры философии, канд. философ. наук, доцент
(должность, ученые степень и звание автора лекции) Полковник внутренней службы ________________Киричек А.В.
(специальное звание, подпись, инициалы и фамилия)
(Дата)

 


[1] Древнегреческому софисту Протагору принадлежит мысль о том, что «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Сократ же свое философское кредо выразил словами: «Меня интересуют не деревья в лесу, а люди в городе, ибо первые не могут меня ничему научить, тогда как у каждого из людей я могу чему-то научиться».

[2] Персонализм -- философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью. Сформировался в кон. XIX века в России (Н.А. Бердяев, Л. Шестов), получил развитие в 30-х гг. XX века во Франции (Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Рикер).

[3] Философская антропология (в узком смысле) — идеалистическое течение в западноевропейской философии XX века, преимущественно немецкой, основанное в 1920-х гг. Максом Шелером (1874-1928) и Хельмутом Плеснером (1892-1985).

[4] Здесь нелишне напомнить, что родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант считал вопрос о сущности человека центральным для философии в целом. Именно к вопросу: что есть человек? сводятся три других основных вопроса кантовской метафизики: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться?

[5] Имеется в виду работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», увидевшая свет в 1876 году.

[6] Этология -- наука, изучающая поведение животных в естественных условиях.

[7] Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990, с. 237.

[8] Согласно Р. Кэттелу, черта — это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Главная особенность черты – устойчивость.

[9] Гельвеций в работе «О человеке» настаивает, что «у всех одинаковые умственные способности».

[10] «Злому, -- пишет Шопенгауэр, -- его злоба настолько же врождена, как змее её ядовитые зубы и её ядовитый мешок, и он столь же мало может измениться, как и она» // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М.: Республика, 1992, с. 8.

[11] Экстраверсии / интроверсии примерно соответствуют общительность / замкнутость, а «силу Сверх-Я» несколько огрубляя можно отождествить с совестью.

[12] Бихевиоризм – направление в американской психологии XX века (Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.), считающее единственным предметом психологии поведение, основным методом – эксперимент, и рассматривающее человека как сложную машину, целиком детерминированную внешними факторами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.