Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема детерминант человеческого бытия. Биологическое и социальное в личности






Бытие личности, существование человека зависит от множества причин и факторов, которые в совокупности именуются детерминантами человеческого бытия. Они определяют или оказывают влияние на наше поведение и мышление, на нашу личность и поступки, на характер, убеждения, интересы и пр.

Эти детерминанты можно классифицировать по разному. Среди них выделяются: внешние, находящиеся за пределами психики и организма, и внутренние, воздействующие на человека изнутри; сознательные, например, наши цели, желания, убеждения, и бессознательные, к которым относят инстинкты, вытесненные желания, комплексы и др.; ситуативные (напр., нахождение в толпе) и долгосрочные (напр., неблагоприятная семейная обстановка).

Однако центральной парой детерминант, издавна привлекавшей внимание философов и ученых, выступает дилемма биологического и социального. Эта оппозиция включает в себя противоположности природного и культурного, наследственного и приобретённого (гены или воспитание), инстинктивного и сознательного. На макросоциальном уровне анализа к отмеченным противоположностям добавляется дихотомия «естественный отбор» («борьба за существование») -- «социальные законы» («нравственные нормы»). Проблема биологического и социального имеет многовековую историю, в ходе которой происходила абсолютизация роли либо одних, либо других факторов. В частности, французские просветители (прежде всего, К.А. Гельвеций) отстаивали первостепенную значимость социальных детерминант для развития ребенка[9], тогда как А. Шопенгауэр защищал тезис о врожденном характере психологических особенностей личности[10].

В ХХ веке на позициях социологизаторства (т.е. примата социальных факторов) находилась советская педагогика, тогда как на Западе обосновывались более взвешенные взгляды. Общепринятой стала позиция психологов Г. Айзенка и Р. Кэттела. Первый настаивал, что основные личностные черты примерно на три четверти объясняются наследственностью и только на одну четверть – условиями окружающей среды. Заслуга Кэттела состояла в проведении обширных факторно-аналитических исследований, нацеленных на выяснение удельного веса наследственности и окружающей среды в детерминации таких черт личности, как интеллект, сила «Я», сила «Сверх-Я», интроверсия / экстраверсия. Оказалось, что роль наследственности сильно варьирует при переходе от одного фактора к другому: если интеллект зависит от генов на 60-65 %, то экстраверсия / интроверсия – на 50%, а сила «Сверх-Я» -- только на 5 %[11].

На сегодня наиболее продуктивной выглядит именно позиция Кэттела, согласно которой различные личностные особенности индивида в разной степени зависят как от генетических, так и социальных факторов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.