Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История становления психологической науки

В своем развитии психология прошла несколько этапов.

Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе ос­новывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н. э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и оп­ределения собственно психологической терминологии, отличаю­щейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с условностью периодизации развития психологии, есте­ственной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов.

Иногда появление самостоятельной пси­хологической науки связывают со школой В.Вундта, т.е. с нача­лом развития экспериментальной психологии.

Однако психологи­ческая наука определилась как самостоятельная значительно рань­ше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики.

Такое самостоятельное поло­жение психологии было зафиксировано и с появлением ее как пред­мета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середи­ не XIX в. становление экспериментальной психологии.

Но в любом случае необходимо признать, что время существо­вания психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психо­логическая наука претерпела существенные изменения. Изменя­лись и предмет психологии, и содержание психологических иссле­дований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

На протяжении длительного времени предметом психологии была душа (см. табл.), однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание.

В эпоху античности душа по­нималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архе» - первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким об­разом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки.

В эпоху Средневековья душа была предметом изучения, прежде всего для богословия (см. табл.), что существенно сужало возмож­ности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область ис­следования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.

Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых).

В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период ан­тичности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т. е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Проблема предмета психологии снова встала со всей актуальностью. В это время еще было невозможно полностью отказаться от богословско­го подхода к пониманию души.

Поэтому психология меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования. Это позволило отделить предмет психо­логии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.

Однако этот переход привел к тому, что уже к XVIII в. факти­ческим предметом психологии стали познавательные процессы, в то время как поведение, а также эмоциональные процессы, лич­ность и ее развитие не вошли в этот предмет. Такое ограничение области исследования на первых порах имело и положительное значение, так как давало психологии, как уже говорилось, возмож­ность избавиться от сакральности, стать объективной, а позднее и экспериментальной наукой. Это также позволяло ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет, свою область иссле­дования от предмета философии. С другой стороны, такой подход начинал препятствовать развитию психологии, поэтому уже к се­редине XIX в. он был пересмотрен.

Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч.Дарвина, работам Г.Спенсера и других исследователей, психо­логия не только отошла от философии, идентифицировав себя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, вы­ведя его, как сказал И. М. Сеченов, «из поля сознания в поле пове­дения». Таким образом, кроме познавательных процессов в пред­мет психологии были включены поведение и эмоциональные про­цессы. Важно, что стремление стать объективной наукой не при­вело еще к появлению новых методов исследования психики, так как до 80-х годов XIX в. ведущей остается интроспекция (самопознание).

Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В.Вундта, сделавшего психоло­гию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе кото­рого и выстраивал свою модель психологии В. Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распростра­нен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности человека. Ограниченным было и приме­нение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психо­логии в начале XX в.

Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то время (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуще­ствовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил назва­ние периода методологического кризиса (см. табл.).

Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 10-30-х годах XX в. психология разделилась на не­сколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данным психоло­гическим направлением под психикой. Так, в психологии появля­ются: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также такие школы, как французская социологическая, или понимающая, психология (см. табл.).

Во второй половине XX в. возникают новые школы и направ­ления - гуманистическая психология, генетическая (или эпистемо­логическая) психология, а также когнитивная психология, которая сформировалась уже в 60-е годы. Это последняя из появившихся в XX в. психологическая школа (см. табл.). Таким образом, мож­но сказать, что с середины XX в. психология вступила в совре­менный нам этап своего развития, для которого характерно уже не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению.

Таблица. Основные этапы развития психологии.

 

Этап Предмет Методы Основные достижения
Донаучный До 7-6 вв. до н.э. Душа - без раскрытия ее конкретного содержания и функций нет Общее представление об охранительной и активной роли души. Аристотель, Сократ, Платон, Эпикур, Лукреций Кар, Демокрит, Софокл, Пифагор, Гераклит, Протагор, Горгий
Философский (научный) 7-6 вв. до н.э. – конец 18-начало19 века 1.Античная –душа источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения Использование методов других наук – философии, медицины, математики при исследовании содержания и функций души. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека. Платон, Аристотель, Декарт, Демокрит, Фалес.
Философский (научный) 7-6 вв. до н.э. – конец 18-начало19 века 2. Средневековье – душа, исследование активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Интроспекция – первый психологический метод. Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс. Аврелий, Ф.Бэкон, Платон, Ибн Сина, Р.Бэкон
Философский (научный) 7-6 вв. до н.э. – конец 18-начало19 века 3. Эпоха Возрождения и Нового времени – сознание, его содержание и пути его формирования. Интроспекция и частично логика – методы индукции, дедукции, анализа и т.д. Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теорий рефлекса, а также первой попытки ввести а предмет психологии бессознательное. Б.Телезио, Х.Вивес, Х.Уарте.
Ассоцианистическая психология, конец 18-начало19-сеоедина 19 веков. Сознание, состояшее из ощущений, представлений и чувств. Предмет психологии – психические познавательные процессы, а также поведение. Интроспекция, логика, использование метода проб и ошибок (при формировании поведения). Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественнонаучного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепции бессознательного. О.Конт, Д.Милль, Г.Спенсер, А.Бэн, И.Гербарт, В.Вундт, Т.Браун, Ф Бэкон.
Экспериментальная психология, середина 19-начало 20 века. Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы. Экспериментальный метод, интроспекция, анализ продуктов творческой деятельности человека, появление первых тестов. Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов. Начало методологического кризиса. Декарт, Гартли, И.Прохазки, Ч.Белл, Г.Гелбмгольц, В.Вундт, Г.Эббингауз, И.П.Павлов.
Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10-30 годы 20 века. Появление направлений психологического знания: структурализм, функционализм, глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, Советская психология. Психоанализ, проективные методики, инструментальный метод (советская психология), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей. Появление первых концепций личности, теории сознания, теории научения и развивающего обучения, творческого мышления. Первые экспериментальные исследования личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии. В.Келер, К.Левин, М.Вертгеймер, З.Фрейд, К.Юнг, А Адлер, К.Хорни, Э.Фромм, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.
Развитие психологических школ, 40-60 годы 20 века Новые направления психологии: гуманистическая, экзистенциальная, генетическая, когнитивная. Появление опросников, методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного. Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий. Ж.Пиаже, Г. Олпорт, А.Маслоу, К. Роджерс, П.Я.Гальперин, Л.Кольберг, Г.Келли,
Современная психология, 60 годы- конец 20 века. Развитие предмета психологии в рамках разных психологических школ. Совершенствование методов экспериментального исследования психики. Появление разнообразных диагностических методик. Появление тенденций к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.

 

Направления психологии:

  1. структурализм – изучает элементы психики, ее свойства;
  2. функционализм – изучает функции психики, ее влияние на сознание человека.
  3. глубинная психология - изучает взаимодействие сознательного и бессознательного (психоанализ);
  4. бихевиоризм – поведенческая психология;
  5. гештальтпсихология – изучает основные элементы психики как целостные образования (гештальты) из которых состоит психическое поле, структура и динамика развития личности;
  6. советская психология – изучает высшие психические функции и деятельность;
  7. гуманистическая - исследование личности, как открытой системы; выявление структуры личности, ядра личности, проблемы становления личности, самоактуализации и постоянному личностному росту;
  8. экзистенциальная - изучает человека в конкретный период времени (здесь и сейчас), занимается проблемами сохранения полученного опыта человека;
  9. генетическая – изучает проблемы развития психики ребенка, развития интеллекта в детском возрасте;
  10. когнитивная – развивающая психология на разных возрастных этапах жизни человека, способности человека предназначенные для переработки информации.

Официальное оформление научная психология полу­чила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной пси­хологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и филосо­фий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказан­ного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. Еще раз подчеркну: это — наука особого типа. Перейдем к следующему пункту нашей лекции — вопросу о соотношении научной и житейской психологии.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, фи­зика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начи­нают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Давайте задумаемся над вопросом: чем же отличаются житейские психологические знания от научных?

Я назову вам пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания, конкрет­ны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкрет­ным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные прагмати­ческие задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проница­тельности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются кон­кретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные поня­тия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, со­относятся друг с другом, связываются в законы.

Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех за­конов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.

То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только эконо-мизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологи­ческих понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, зна­чения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: «Это то, что следует проверить по документам». Я не буду сейчас говорить о том, как понятие «личность» определяется в научной психологии, — это сложный вопрос, и мы им специально займемся позже. Скажу только, что определение это сильно расхо­дится с тем, которые было предложено упомянутым школьником.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они при­обретаются путем практических проб и прилаживаний.

Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической ин­туиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя.

Часто педагоги и тренеры находят эффективные спо­собы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие по­ложительные результаты, т. е. в определенном смысле «идя на ощупь». Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и про­верке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ог­раничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Глу­бокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуи­цию в написанных им произведениях, мы их все про­чли — стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов — выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания крис­таллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

Четверное различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в резуль­тате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти усло­вия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспе­риментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как и уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

Пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фак­тическим материалом, недоступным во всем своем объе­ме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в спе­циальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная пси­хология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными усло­виями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т.п., - психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Список дополнительной учебной, учебно-методической и научной литературы | Лекция 11 История становления и развития гостиничного дела.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.