Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль налоговых поступлений в формировании доходов бюджета






 

Экономика страны это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) развиваются неравномерно.

Нормальное функционирование народнохозяйственного комплекса возможно лишь при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого. Согласованное функционирование различных частей экономики достигается путем ее регулирования. В условиях рыночных отношений данный процесс обеспечивается, прежде всего, путем перераспределения финансовых ресурсов, которые формируются благодаря налоговым и др. обязательным поступлениям в бюджеты различных уровней.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства. [4]

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Налоговый кодекс РФ (п.1 ст.8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Место и роль налогов в финансовой системе государства определяют такие показатели как:

- степень собираемости налогов;

- степень покрытия налогом финансовых потребностей сферы своего назначения;

- размер убытка или дохода от действия той или иной налоговой льготы.[1]

Условием успешного развития экономики любой страны является динамичный рост производства. Сдерживающее влияние на этот рост может оказать чрезмерный объем изъятия части дохода налогоплательщиков в виде налоговых платежей и платежей в социальные фонды. Совокупное воздействие налогов на налогоплательщика характеризуется понятием «налоговое бремя», определяемое как соотношение полученного налогоплательщиком дохода и суммой уплаченных налоговых платежей. При оценке налогового бремени за период анализа обычно берется финансовый год.

Рассмотрим более подробно структуру налоговых доходов в бюджет Российской Федерации.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней, который включает в себя федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъектов РФ.

Доходы бюджетов формируются за счёт:

1. налоговых доходов;

2. неналоговых доходов;

3. безвозмездных поступлений. [6]

Налоговые доходы в бюджеты различных уровней представлены в таблице 1.

 

 

Таблица 1 – Анализ поступления налоговых доходов в бюджеты различных уровней (млрд. руб.)

  Вид бюджета Годы
         
           
Федеральный бюджет РФ          
Консолидированный бюджет субъекта:          
из него в доходы местных бюджетов          
Итого налоговых поступлений          

 

Анализ данных приведённых в таблице 1 показывает, что в период с 2009 года по 2012 год поступление в федеральный бюджет РФ увеличился на 2662 миллиарда рублей, а в 2013 году наблюдается уменьшение поступлений на 322 миллиарда рублей и составила 4840 миллиардов рублей.

Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ с каждым годом возрастали и достигли пика в 2012 году – 5791 миллиард рублей. В период с 2009 – 2012 гг. доходы увеличились на 2008 миллиардов рублей, из них 220 миллиардов рублей составили увеличение местных бюджетов. А 2013 году доходы консолидированного бюджета снизились на миллиардов рублей. Удельный вес и структура налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ в целом по экономике за 2009-2013 гг. представлена в таблице 2.

 

Таблица 2– Удельный вес и структура налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ в целом по экономике за 2009-2013 г.г., (млрд. руб.)

Наименование показателя 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
Налог на прибыль организаций                    
Налог на доходы физических лиц                    
НДС -   -   -   -   -  
Акцизы                    
Налоги на имущество                    
Другие налоговые доходы                    
Всего налоговых поступлений                    

 

Как видно из таблицы 2, основными источниками формирования доходов бюджета является НДФЛ и налог на прибыль организации.

В связи с тем, что начисленные суммы доходов с каждым годом увеличиваются, повышается и сумма задолженности перед бюджетами различных уровней. В таблице 3 представлена задолженность в бюджеты различных уровней по налогам и сборам. Так, на пример в период с 2009 – 2013 гг. задолженность по налогу на прибыль организации увеличилась на 71 миллиард рублей.

 

 

Таблица 3– Задолженность в бюджеты различных уровней по налогам и сборам в РФ в 2009-2013 гг., млрд. руб.

Задолженность Годы
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
           
Общая сумма задолженности          
в том числе:
По налогу на прибыль          
По налогу на добавленную стоимость          
По платежам за пользование природными ресурсами          
По остальным федеральным налогам и сборам          
По региональным налогам и сборам          
По местным налогам и сборам          
По налогам со специальным налоговым режимом          
             

 

Выводы: Анализ развития современного общества позволяет обоснованно утверждать, что высокая динамичность развития экономики в существенной степени обусловлена совершенностью налоговой системы. Находящаяся в настоящее время в стадии завершения реформа налоговой системы страны в существенной степени облегчила условия экономической деятельности налогоплательщиков посредством сокращения числа налогов, упрощения законодательства, уменьшения налогового бремени путем сокращения ставок налогообложения по ряду налогов, структурной перестройки налоговых органов с учетом интересов их взаимодействия с налогоплательщиками.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.