Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания к семинару. 1. Дайте определение понятиям:баскак, батыев погром, боярин, варяги, великий князь, вервь, вече, волость






 

1. Дайте определение понятиям: баскак, батыев погром, боярин, варяги, великий князь, вервь, вече, волость, вотчина, глаголица, дружина, иго, кириллица, ключник, корм и кормление, летопись, междоусобица, меченосцы, митрополит, монархия, мытарь, наместник, нойон, окольничий, погост, полюдье, посад, путь «из варяг в греки», «Русская Правда», струг, темник, тиун, удельная Русь, улус, число, ярлык.

2. Подготовьте сообщение по темам:

ü Норманнский вопрос в истории Древней Руси.

ü Крещение Древней Руси.

ü Ярослав Мудрый и его политика.

ü Памятники культуры Древней Руси.

3. Работа с первоисточниками.

Повесть временных лет (отрывок).

“ Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли они за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля... Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик...! (Повести Древней Руси, М., 1983, - С.131-132).

 

Вопросы к тексту.

1. Что в тексте сказано про варягов, кто они такие, чем занимались?

2. Почему славяне решили пригласить к себе варягов?

3. Какие варяжские князья пришли на Русь, где стали править?

 

4. Подготовьте презентацию или творческий проект по теме:

ü Основные факторы российского исторического процесса в оценке крупнейших отечественных исследователей.

ü Проблема происхождения древнерусского государства в источниках и историографии.

ü Развитие системы налогообложения от Древней Руси к России (IX - конец XVII вв.).

ü «Повесть временных лет» как источник по древнейшей истории России.

ü Княжеские междоусобицы X – XII вв. как исторический феномен.

ü Проблема общественного строя Киевской Руси в трудах отечественных историков.

ü Власть и общество в Киевской Руси.

ü «Русская правда» как исторический источник. Структура и основные этапы развития.

ü Княжеская власть и основные категории населения Руси по нормам «Русской правды».

ü Жизнь и деятельность князя Ярослава Владимировича Мудрого - историческая реальность и оценка историков.

ü Основные этапы жизни и деятельности князя Владимира Всеволодовича Мономаха.

ü Родина российского самодержавия. Северо-Восточная Русь в XII – первой трети XIII вв.

ü Самый европейский из русских городов. Основные черты экономического, социального и политического развития Новгорода Великого.

ü Иконопись как специфический вид живописи. Основные эстетические и религиозные аспекты иконописи.

ü Христианский храм как способ организации пространства. Семантика православного храма.

ü Проблема монгольского владычества на Руси. Историческая реальность и мнения историков.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль в образовании древнерусского государства сыграли варяги?

2. Что Вы знаете о первых русских князьях?

3. Перечислите причины принятия христианства на Руси? Как повлияло крещение Руси на ее историю?

4. Расскажите о социальной структуре Киевской Руси; как развивался аппарат государственного управления на Руси?

5. Выделите этапы распада Киевской Руси, с именами каких князей они связаны?

6. Становление древнерусской духовной культуры отличалось значительным своеобразием, в чем состояло это своеобразие?

7.Каковы причины феодальной раздробленности на Руси?

8.Как развивались русские земли до нашествия монголо-татар?

9.Какие точки зрения существуют по вопросу монголо-татарского нашест-

вия на Русь?

 

Основная литература:

 

1. История России. Курс лекций в таблицах и схемах./ Под ред. Калинова В.В. М.: ФГУП «Изд-во нефть и газ» РУ нефти и газа им. И.М Губкина, 2007.

2. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. 4-е изд. испр. М.: Высш. шк., 2007; 5-е изд. - М.: Высшая шк., 2009, М.: Юрайт, 2009, 2011.

Дополнительная литература:

 

1. Блок Марк. Апология истории или ремесло историка. Издание второе, дополненное. - М.: Наука, 1986.

2. Диакон Лев. История. -М.: Наука, 1988.

3. Взгляд на историю как на науку: Первая половина XIX века. Сост. Р.А. Киреева, К.Б. Умбрашко. М., 2009.

4. Ионов И.Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: Проблемы взаимодействия. М.: Изд-во «Наука», 2007.

5. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. пособие для вузов / Л. В. Милов [и др.]; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006.

6. Красняк О.А. Всемирная история. Единое представление о закономерностях исторического развития стран Запада и Востока с древнейших времен до наших дней. 2-е изд. М.: Книжный дом «Либроком», 2009.

7. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: РОССПЭН, 2001

8. Смоленский Н.И. Теория и методология истории: Учеб.пособие. М.: Изд-во «Академия», 2010.

 

Тема 2. Формирование Российского национального государства (конец ХIII – первая половина ХVII вв.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.