Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нового времени






Обсуждая кризисные явления современной культуры, мы говорили о том, что современное индустриальное развитие и современная культура требуют, чтобы мысль обратилась к человеку, чтобы истина, которой издавна преданы наука и человек, не исключала ценность. Мы говорили о том, что современное общественное развитие неимоверно расширило сферу социального и исторического действия человека, а это требует расширения горизонта сознания человека на все человечество, требует от человека сознания ответственности за человечество.

Формирует ли современная система образования необходимый сейчас человеку тип мышления - мышление аксиологическое? Формирует ли современная система образования необходимый сейчас тип сознания - сознание человечества, сознание ответственности? Вряд ли можно дать на это положительный ответ. Конечно, есть педагоги, которые достигают таких результатов. Конечно, есть учащиеся, которые поднимаются на этот уровень. Но это делают отдельные педагоги, и этого достигают отдельные ученики, и не благодаря системе образования, а благодаря их личным качествам. Почему существующая система образования и почему сам педагогический процесс не реализуют этого? Потому что в структуре образования и педагогической деятельности, в их строении не заложена эта цель.

Педагогическая деятельность организует внутри культуры канал образования, через который проходит, если не все, то самое существенное и основное для данной культуры содержание, чтобы стать достоянием конкретного индивида и его деятельности, а через них снова вернуться в культуру. Канал образования специфичен тем, что он находится внутри культуры и через него культура пропускает себя, чтобы снова вернуться к себе. Работа канала будет эффективной тогда, когда его архитектоника, его строение будет соответствовать строению культуры, логике организации ее материала. Иначе культурное содержание " не пройдет" через канал образования, так как форма, строение, способ действия этого канала будут не соответствовать требованиям содержания. Архитектура педагогического пространства проявляется в строении коммуникации учитель - ученик и объективируется в структуре и элементах системы образования, в конце концов, даже в элементах школьного пространства. Архитектоника образования должна быть подобна логике культуры, должна быть калькой с нее. Мы обращали на это внимание, когда рассматривали исторические типы культур.

Каковы главные элементы в структуре современного образования?

Главная фигура педагогической деятельности - учитель-предметник. Главный элемент в архитектуре педагогического пространства - урок. Это выражается прямо и в архитектуре школьного здания - классы-кабинеты выступают главными школьными помещениями. Вторая фигура педагогической деятельности - ученик, ранжированный по уровню знаний. Это приводит к появлению второго элемента в педагогическом пространстве образования нового времени - класса. Вот два кита, на которых держалась и продолжает держаться современное образование. Классно-урочная система, как известно, была создана на заре нового времени усилиями великих педагогов (Коменский, Песталоцци, Гербарт и др.), затем она видоизменялась, модернизировалась, но ее архитектурный модуль - предметное содержание (знание), разделенное на уровни сложности (или - специализированное и иерархированное знание) - оставался неизменным.

Такой модуль образовательного пространства порожден характером культуры нового времени, логикой организации культурных значений.

Культура нового времени формируется как культура " отраслевая", что было обусловлено прогрессирующим разделением труда в обществе. В новое время разделяются промышленность и сельское хозяйство. Внутри промышленности выделяются различные отрасли, даже внутри одного производства обособляются операции и возникает масса профессий. После универсализма Возрождения наука и искусство оформляются в особые специализированные деятельности. Философия отделяется от теологии, мораль от религии. Сама наука дифференцируется по отраслям знания: основатели философии нового времени Френсис Бэкон и Рене Декарт уделяют особое внимание классификации наук, а просветители во главе с Дени Дидро создают " Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел". Отраслевая структура культуры отражается в поурочной структуре процесса обучения. Предмет, специализированный урок - представитель той или иной содержательной стороны культуры. В идеале система образования хотела бы каждой культурной отрасли поставить в соответствие свой " урок". С этим связано разделение школ по специализациям, с этим связано постоянное расширение " учебных планов" учебных заведений, с этим связана дифференциация высших учебных заведений (вместо единого университета появляются специализированные институты) и т.п.

Культура нового времени формируется как культура рационалистическая. Каждая из отраслей культуры выступает рационально организованной системой со своими исходными принципами и правилами перехода от одного состояния к другому, от одного знания к другому. Логика последовательности операций в научном мышлении или в любой другой деятельности становится определяющей при их планировании и организации. Поиск исходных оснований, которые удовлетворяли бы требованиям логики и разума, становится важнейшей задачей науки и философии (вспомним Декарта, который доходит до очевидности " Мыслю, значит существую"). Разделение содержания знания в науке на исходное, фундаментальное и производное знание становится основанием иерархии знания и разделения его на " порции", которые подаются в последовательности классов. Так рождаются " ступени лестницы" классов как организация педагогического пространства школы нового времени. " Вся совокупность научных занятий должна быть точно разделена на классы так, - пишет Ян Амос Коменский в своей " Великой дидактике", - чтобы предыдущее повсюду пролагало путь последующему и возжигало для него свет" [67].

Культура нового времени - это культура монологическая, культура одного голоса - разума. Cogito правит бал в этой культуре. Разум оказывает уважение только тому, " что может устоять перед его свободным и открытым испытанием", - провозглашает Кант. " Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно", - формулирует Гегель принцип новой культуры, которая объявляет себя царством разума. Разум, и только он знает Истину, или, по крайней мере, путь к ней. Он всех может просветить, он подлинная основа просвещения. Отсюда доминантная роль учителя в педагогическом действии, ибо он представитель разума и знает ответы на все вопросы. Учитель несет свет истины и просвещает своего темного ученика, а потом он же проверяет, насколько этот ученик постиг истину и соответствует ей. Поэтому урок превращается монолог, где сначала говорит учитель, а потом говорит (повторяет) ученик. Асимметрия пространства взаимодействия учителя и ученика выражается в односторонности оценки - только первый может оценить второго (во всяком случае, принимается только эта оценка). Оценка вводит в архитектуру педагогического пространства экзамен и прочие формы " испытания" соответствия действительного человека требованиям разума.

Наконец, как мы уже говорили, культура нового времени - это культура утилитаристская. Идея пользы, полезность, применимость чего-либо к делу стала культурной доминантой и определяет логику осмысления любого культурного значения. Отсюда ориентация системы образования на подготовку своего выпускника для... вуза, производства, жизни и проч., что завершается аттестацией человека на зрелость (maturitas) и соответствующим его украшением. Академическая шапочка, мантия, диплом и проч. выступают необходимыми архитектурными украшениями современного педагогического пространства (вспомним, что Аристотель не имел диплома Академии Платона).

Таким образом, можно сформулировать основные принципы просвещенческой системы образования: сциентизм (ориентация на науку), дифференциация знания в преподавании (урок), ступенчатость подготовки (класс), монологизм и авторитарность (доминанта учительского голоса), утилитарность (образование для...).

Чтобы успешно действовать в данном педагогическом пространстве, его субъекты должны быть специально подготовлены. Ученик - это резервуар для знаний, который должен быть подготовлен для укладывания истин, он должен быть либо чистым - tabula rasa, либо иметь некоторые приготовленные входные устройства - те или иные нужные навыки. Но в любом случае он должен войти в педагогическое пространство со смирением и с презумпцией правоты своего будущего наставника. Учитель - носитель знания. Во-первых, он должен знать, как организовано знание, следовательно, должен быть специалистом в своем предмете и владеть его логикой, которая, правда, часто заменяется методикой " разбиения предмета на порции" информации. Во-вторых, он должен знать, как устроен ученик-резервуар, следовательно, ему необходима психология в различных ее проявлениях. Поэтому психология и логика были методологической основой педагоги школы нового времени.

Отмеченные принципы строения канала образования в культуре нового времени соответствовали принципам организации этой культуры, и поэтому эта система образования хорошо справлялась со своими задачами - образовывать знающего и готового к функционированию в рационально организованном обществе индивида - до тех пор, пока эта культура сохранялась. И хотя ее изъяны были видны многим педагогам, которые работали над совершенствованием системы просвещения, с особой силой они проявились в двадцатом столетии. Выделим три из них.

Во-первых, построенное для передачи специализированного и иерархированного знания пространство образования не справляется со своей задачей, так как объем знания в культуре не только значительно превысил возможности передачи его через канал образования, но и продолжает расти быстрыми темпами. Удвоение каждые 10-15 лет научной информации, быстрое обновление технологии в производстве, приводит к тому, что школа как средняя, так и высшая не может угнаться за развитием науки и практики.

Во-вторых, развитие массовости образования, демократизация как среднего, так и высшего образования приходят в противоречие с принципом иерархированности учащегося по уровню усвоения знания (с принципом оценки их знания и перевода со ступени на ступень): школа вынуждена либо снижать критерий оценки, ориентируясь на слабо успевающих учащихся, но тогда она " грешит" против истины, либо разделять школы на " элитарные" и " массовые", но тогда она отходит от демократизации образования.

Наконец, в-третьих, сложившаяся в культуре нового времени система образования нацелена на обучение, а не на воспитание, на " образование ума", а не на " образование души". Конечно, воспитание может быть и реально присутствует в школе, но сама архитектура педагогического пространства его не предполагает, в нем просто нет для воспитания и воспитателя места. Содержание урока может иметь воспитательный эффект, и этот эффект может учитель-предметник усилить, но это не функция урока как структурного элемента педагогического пространства. Этот эффект становится либо результатом самостоятельного осмысления учеником содержания знания, либо результатом личностного общения учителя и учеников, а не действием урока как такового. Введение в структуру педагогического поля наставника-надзирателя или классного руководителя воспитание, как правило, сводило (да и сводит) к надзору и контролю за отклоняющимся поведением, что прямо вытекало из асимметрии педагогического взаимодействия, определенного педагогической архитектоникой. Появление в школе педагога свободного времени прямо указывает, что воспитание находится вне, за пределами рабочего времени, т.е. времени учебы ученика, того времени, которое протекает в границах педагогического пространства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.