Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие внешних воздействий и ошибочные реакции человека






Реакция человека на любое внешнее воздействие (раздра­жение) и превращение ее в защитное действие хорошо про­слеживаются на схеме рефлекторной дуги (рис. 4.1).

 

Согласно этой схеме энергия раздражителя поступает на рецепторы человека и далее по нервным волокнам в виде нервных импульсов передается в центральную нервную систему. В коре головного мозга (высшем органе ЦНС) информация анализи­руется и по нервным волокнам передается к исполнительным органам человека для компенсации внешнего воздействия. Результат компенсационного действия передается по обрат­ной связи на рецептор.

Датчиками системы восприятия внешних воздействий являются структурные нервные образования, называемые рецепторами. Они представляют собой окончания чувст­вительных нервных волокон, способные возбуждаться при действии раздражителя. Часть из них воспринимают изме­нения в окружающей среде, а часть - во внутренней среде организма.

Согласно классификации рецепторов по характеру ощу­щений различают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные рецепторы, рецепторы боли и положения тела в пространстве.

При длительном воздействии раздражителя происходит адаптация рецептора, и его чувствительность снижается. Однако когда действие раздражителя прекращается, чувствительность рецепции растет снова. Для адаптации рецепторов нет одного общего закона. Различают быстро адаптирующиеся (напри­мер, барорецепторы) и медленно адаптирующиеся (фоторе­цепторы) рецепторы.

Полученная рецепторами информация, закодированная в нервных импульсах, передается по нервным путям в цен­тральные отделы и используется для координирующей работы исполнительных органов.

Иногда поступающая информация непосредственно переключается на исполнительные органы. Такой принцип пере­работки информации заложен в основу многих безусловных рефлексов (врожденных, наследственно передающихся). Например, сокращение мышц конечностей, раздражаемых электрическим током, теплотой или химическими веществами, вызывает реакцию удаления конечности от раздражителя.

При длительном воздействии раздражителя на основе приобретенного опыта формируются условные рефлексы.

Человек обладает рядом специализированных перифе­рийных образований - органами чувств, обеспечивающими восприятие действующих на организм внешних раздражителей (из окружающей среды). К ним относятся органы слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания. Не следует смешивать понятия «орган чувств» и «рецептор», например, глаз - орган зрения, а сетчатка - фоторецептор, один из компонентов органа зрения. Помимо сетчатки в состав органа зрения вхо­дят преломляющие среды глаза, различные его оболочки, мышечный аппарат.

Понятие «орган чувств» в значительной мере условно, так как сам по себе он не может обеспечить ощущение. Для воз­никновения субъективного ощущения необходимо, чтобы возбуждение возникло на рецепторах и поступило в цен­тральную нервную систему.

С помощью анализаторов человек получает обширную информацию об окружающем мире. Количество информации принято измерять в двоичных знаках - битах.

Нервная система человека подразделяется на централь­ную нервную систему, включающую головной и спинной мозг, и периферическую, которую составляют нервные волокна и узлы, лежащие вне ЦНС.

Нервная система функционирует по принципу рефлекса. Рефлексом называют любую ответную реакцию организма на раздражение из окружающей или внутренней среды, осу­ществляющуюся с участием ЦНС.

Защитные функции организма, преимущественно двига­тельные, реализуются через мозг и его память. И только тогда, когда там не найдено адекватной программы реакции на сиг­нал, подключается сознание, прежде всего проявляя стерео­типность мышления.

Человек обладает долговременной и оперативной памя­тью. Поскольку воспоминание, т.е. обращение в долговременную и кратковре­менную память, зависит от большого числа внешних факто­ров, то результат его носит во многом случайный характер. Хранение представлений в памяти тоже может видоизме­няться вследствие стирания отдельных элементов инфор­мации или возникновения новых элементов, отсутствующих в оригинале.

Процесс сознательного поиска решения является очень медленным и для обычной жизни малопригодным. В экстре­мальных быстроразвивающихся ситуациях вероятность того, что человек найдет нужное решение в процессе мышления, очень мала. Основной путь подготовки человека к действиям вконкретных защитных ситуациях состоит в постоянном обучении и тренировке с целью перевода действий на уро­вень стереотипов.

Стереотип - это устойчиво сформировавшаяся в преж­нем осознанном опыте рефлекторная дуга, выводимая в погра­ничную зону «сознание - подсознание».

Чем чаще идут одинаковые импульсы, тем прочнее стано­вится система их передачи от рецептора к исполнительному органу. При этом вероятность определения двигательной реакции на определенное раздражение нарастает. Однако эта вероятность никогда не сможет достичь единицы в силу существования опасности искажения сигнала в проводящей системе. Следовательно, процесс принятия решения является многовариантным, в том числе и содержащим ошибки.

Таким образом, любая деятельность человека несет в себе потенциальную опасность совершения ошибочного действия, так как вероятность неправильного решения всегда суще­ствует. Это объективно обусловлено тем, что часто трудно вспомнить и выстроить многовариантные процессы пере­дачи сигналов по рефлекторной дуге. Если в прошлом такого опыта вообще не было, то решения принимаются методом проб и ошибок.

Свобода выбора решений таит в себе потенциальную опас­ность от вмешательства человека в любой процесс. Отсюда следует аксиома о потенциальной опасности деятельности человека: «Реакция человека на внешние раздражения может быть ошибочной и сопровождаться антропогенной опасно­стью».

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Дайте характеристику сенсорных и сенсомоторных полей.

2.Как оценивается совместимость человека и технической системы?

З.Что представляет собой рефлекторная дуга? Какова ее схема?

4.Назовите органы чувств человека.

5.Почему человек способен совершать ошибки при принятии
решений?

 

 

Глава 5 ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.