Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иллюстрации 8 страница






Если обозначить как-то это предлагаемое направление исследований, то наиболее логичным и последовательным было бы громоздкое слово " коммуникационизм", но, вероятно, более специфическим и опознавательным было бы " секвенционизм"

Однако по тогдашним условиям, да и вследствие своей занятости другими интересными проблемами, я не сумел представить свои идеи в виде книги, да еще на повсеместно читаемых языках. Я смог выпустить только несколько очень небольших статей на русском языке, с конспективным изложением теории (Клейн 1972, 1981, 1997). Их почти никто не заметил. Только одна коллега (В. Б. Ковалевская), сказала мне, что это самая интересная из моих работ. Я готов с ней согласиться. Работа осталась невостребованной.

Хотелось бы надеяться, что время признания этой работы еще впереди. К сожалению, мое личное время уходит.

 

10. Заключение и некоторые уроки. Итак, мы рассмотрели основные разновидности современного эволюционизма как, пожалуй, ведущего течения современности в археологии. Рассмотрели и возможный выход из него. Сказать, что это то, что пришло на смену пост-процессуализму, нельзя: то и другое появилось в 80-е годы. Но пост-процессуализм оказался громче, а третий эволюционизм, с его Дарвиновской археологией, живучее. Если пост-процессуализм согнулся под бременем критики, то некоторые варианты Третьего эволюционизма всё еще успешно разрабатываются.

Выход же из него и вовсе обращен в будущее. Ибо другой такой концепции пока не разработано, а эта (я имею в виду свою) только намечена. Я включил ее в главу, посвященную новым вариантам эволюционизма, потому что в ней тоже общим объектом является культурная эволюция человечества, и потому еще, что в ней я тоже в поисках первопричин изменений. Но в основном на этом сходство и кончается. Эволюционизм предусматривает непременно направленный поток изменений, в моей концепции учитывается любой. Все виды эволюционизма искали внешние и внутренние факторы, воздействующие на культуру и формирующие ее, я же, не отвергая их, переношу исследование на само протекание культурно-исторического процесса – на его конкретное русло и на его механизм, т. е. передачу культурной информации от поколения поколению. Тут я ищу причины многих изменений в культуре.

Какие частные уроки каждый из Вас мог бы извлечь из всей этой истории для себя?

Прежде всего, конечно, это урок такой: не презирать старые идеи, они могут быть очень живучими и перспективными. Эволюционизм сформировался в середине XIX века, а в своих модификациях живо обсуждается и сейчас. Любая другая идея, за которой стоят внушительные блоки материала, при всей ее возможной тривиальности и при всех гиперболизациях может воспрянуть в неожиданных модификациях – идеи диффузии, миграции, трансмиссии, социальной обусловенности и т. д.

Во-вторых, это, мне кажется, урок не увлекаться односторонним выдвижением одного какого-нибудь объяснения в противовес всем другим, искать воможности свести воедино противоречивые и, казалось бы, взаимоисключающие объяснения, пытаться обнаружить их взаимодополнительность. Это может открыть путь к более глубокой и широкоохватной теории.

В-третьих, это урок – относиться более продуманно к выдвижению своих стратегических приоритетов. Не повторять моей ошибки: ведь я в погоне за эмоционально возбуждающими и эффектными целями, за решением увлекательных иследовательских задач, откладывал и откладывал разработку идеи, ценность которой я понимал с самого начала. И она так и осталась только намеченной. Оглянитесь вокруг себя. Вполне возможно, что какая-то из Ваших идей напрасно лежит втуне. А если это и не Ваша идея, это не препятствие к ее разработке. Ведь еще вопрос, чья заслуга больше – того ли, кто высек эту искру или того, кто разжег из нее пламя.

 

Вопросы для продумывания

1. В чем вы видите основные отличия Третьего эволюционизма от неоэволюционизма?

2. Все ли перечисленые школы эволюционизма можно объединить общей шапкой?

3. Какой термин Вы бы предпочли для обозначения того, что здесь обозначено как Третий эволюционизм?

4. Книга Морриса при советской власти не переводилась на русский. В Польше ее перевели, а польские книги продавались у нас в книжной лавке соцдемократий " Мир", и я впервые прочел Морриса на польском. Не переводился тогда и Лоренц. Чем такие книги были опасны для советской власти?

5. Чем книги Морриса, Лоренца и Дольника важны для археолога?

6. Представляется ли Вам тезис " мы – кроманьонцы" любопытным для теоретической разработки в археологии или же только в преистории (или ни там, ни здесь)?

7. Социобиолог Александер и селекционист Даннел работали в Сиэттле. Есть ли нечто общее у социобиологии и селекционизма?

8. Не напоминает ли Вам сформирование понятия " мем" по образцу понятия " ген" аналогичную операцию археологов-структуралистов, назвавших " формемы" по " морфемам" и т. п. Чья позиция выглядит логичнее и почему?

9. Является ли, с Вашей точки зрения, эколого-демографический эволюционизм Вишняцкого подобно другим перечисленным здесь вариантам эволюционизма разновидностью Третьего эволюционизма или его предшественника – неоэволюционизма?

10. Схожий вопрос относительно секвенционной и коммуникационной концепции Клейна – является ли эта концепция разновидностью Третьего эволюционизма или вообще не подходит под существующие рамки?

 

Литература

 

Вишняцкий Л. Б. 2002. О движущих силах развития культуры в преистории. – Восток, 2: 19 – 39.

Дольник В. Р. 1994. Непослушное дитя биосферы. Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М, Педагогика-Пресс.

Клейн Л. С. 1972. О приложимости идей кибернетики к построению общей теории археологии. – Тезисы докладов на секциях, посвященных итогам полевых исследований 1971 г. Москва, Наука: 14 – 16.

Клейн Л. С. 1973. Археологические признаки миграций (IX Международный конгресс антропологических и этнографических наук, Чикаго, 1973. Доклады советской делегации). Москва.

Клейн Л. С. 1975. Проблема смены культур в современных археологических теориях. – Вестник Ленинградского Университета, 8: 95 – 103.

Клейн Л. С. 1981. Проблема смены культур и теория коммуникации. – Количественные методы в гуманитарных науках. Москва, издат. Московского университета: 18 – 23.

Клейн Л. С. 1982. Введение в специальность. – Программа спецкурсов по археологии и этнографии. Свердловск, издат. Уральского университета: 3 – 7.

Клейн Л. С. 1993. Феномен советской археологии. Санкт-Петербург, Фарн.

Клейн Л. С. 1996. Мы кроманьонцы: Дезадаптация человека к современной культуре. – Смыслы культуры. Международная научная конференция 11 – 13 июня 1996 г. Тезисы докладов и выступлений. Санкт-Петербург, издат. не указ.: 205 – 209.

Клейн Л. С. 1997. Культурно-исторический процесс и теория коммуникации. – Грани культуры. Вторая международная научная конференция 4 – 6 ноября 1997 г. Тезисы докладов и выступлений. Санкт-Петербург, б. и.: 107 – 110.

Клейн Л. С. 1999. Миграция: археологические признаки. – Stratum plus (Санкт-Петербург – Кишинев – Одесса), 1: 52 – 71.

Клейн Л. С. 2000. Археология в седле (Косинна с расстояния в 70 лет). – Stratum plus (Санкт-Петербург – Кишинев – Одесса), 4: 88 - 140.

Клейн Л. С. 2005. Культура, первобытный примитивизм и концлагерь. – V Лихачевские чтения. Конгресс петербургской интеллигенции (в печати).

Косарев М. Ф. 1988. О движущих силах экономического развития в древние эпохи (по урало-сибирским материалам). – Материальная культура древнего населения Урала и Западной Сибири. Свердловск,???????????.

Лоренц К. 1994. Агрессия (Так называемое " зло"). Москва, Прогресс – Универс (пер. с нем.).

Мак-Фарленд Д. 1988. Поведение животных. Психобилогия, этология и эволюция. Пер. с англ. Москва, Мир.

Матюшин Г. Н. 1988. Экологические кризисы и их роль в смене культур каменного века. - Природа и человек. Москва,????????:???????.

Моррис Д. 2001. Голая обезьяна. Человек с точки зрения зоолога. Пер. с англ. СПб, Амфора.

Самойлов Л. (Клейн Л. С.). 1989. Путешествие в перевернутый мир. – Нева (Ленинград), 4: 150 – 164.

Самойлов Л. (Клейн Л. С.). 1990. Этнография лагеря. – Советская Этнография (Москва), 1: 96 – 108.

Самойлов Л. (Клейн Л. С.). 1993. Перевернутый мир. Санкт-Петербург, Фарн.

Фрейд З. Недостаточность культуры

Хайнд Р. 1975. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии. Пер. с англ. Москва, Мир.

Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., Барникот Н., Рейнолдс. 1979. Биология человека. Пер. с англ. Москва, Мир.

Щукин М. Б. 1979. Современное состояние готской культуры и черняховская проблема. Тринадцать секвенций. – Археологический сборник Гос. Эрмитажа, 20: 66 – 89.

Alexander R. D. 1979 Darwinsm and human affairs. Seattle, University of Washinton Press.

Barton C. M. and Clark G. A. (eds.). 1997. Rediscovering Darwin: Evolutionary theory and archaeological explanation. Washington, DC, Archaeological Papers of American Anthropological Association, 7.

Boon J. L. and Smith E. A. 1998. Is it evolution yet? A critique of evolutionary archaeology. – Current Anthropology, 39: 141 – 173.

Boyd R. and Richerson P. J. 1985. Culture and the evolutionary process. Chicago, University of Chicago Press.

Cavalli-Sforza L. L. and Feldman M. W. 1981. Cultural transmission and evolution: a quantitative approach. Princeton, N.J., Princeton University Press.

Cullen B. S. 2001. Contagious ideas: On evolution, culture, archaeology and Cultural Virus Theory. Oxford, Oxbow Books.

Dawkins R. 1976. The selfisdh gene. Oxford, Oxford University Press.

Degler C. 1991. In search of human nature. Oxford, Oxford University Press.

Mashner H. D. G. 1996. Darwinian archaeologies. New York and London, Plenum Press.

Dunnell R. C. 1980. Evolutionary theory and archaeology. – Schiffer M. P. (ed.). Advances in archaeological method and theory. Vol. 3???????????.

Dunnell R. C. 1989. Aspects of the application of evolutionary theory to archaeology. – Lamberg-Karlovsky C. C. (ed.). Archaeological thought in America. Cambridge et al., Cambridge university Press: 35 – 49.

Godin S 2000

Klejn L. S. 1973. Marxism, the Systemic approach, and archaeology. – Renfrew C. (ed.). Explanation of culture change: Models in prehistory. London, Duckworth: 691 – 710.

Klejn L. S. 1974. Kossinna im Abstand von vierzig Jahren. – Jahresschrift fü r mitteldeutsche Vorgeschichte (Halle), Bd. 58, Deutscher Verlag der Wissenschaften: 7 – 55.

Klejn L. S. 1976. Neolithikum Europas als ein Ganzes. – Jahresschrift fü r mitteldeutsche Vorgeschichte (Halle), Bd. 60 (Behrens-Festschrift), Deutscher Verlag der Wissenschaften: 9 – 22.

Lyman R. L., O'Brien M. J., and Dunnell R. C. 1997. The rise and fall of culture history. New York, Plenum.

Mithen S. 1996. The prehistory of mind. The cognitive origins of art and science. London,??????.

O'Brien M. J. and Holland T. D. 1995. The nature and premise of a selection-based archaeology. – Evolutionary archaeology: methodological issues:????????????.

Sahlins M. 1976. The use and abuse of biology: An anthropological critique of sociobiology. Ann Arbor< University of Michigan Press.

Shennan S. 2002. Genes, memes and human history. Darwinian archaeology and cultural evolution. London, Thames and Hudson.

Trigger B. G. 2003. All people are [not] good. – Anthropologica, 45: 39 – 44.

Trigger B. G. 2004. Producing knowledge for society. – Axelrod P. (ed.). Knowledge matters: Essays in honour of Bernard J. Shapiro. Montreal & Kingston et al., McGill-Queen's University Press: 74 – 81.

Wilson 1975

Wilson 1978

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.