Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынки сельскохозяйственой продукции и современные тенденции из развития






 

На рынках сельскохозяйственной продукции численность продавцов в силу низкой концентрации достаточно велика, а продукция однородна. Поэтому никакой производитель не может влиять на цену. Что касается барьеров входа и выхода, то такие классические барьеры, как барьер высоких капитальных затрат, патентов или рекламы, здесь отсутствуют.

Это дает основания рассматривать в экономической теории рынок сельскохозяйственной продукции в качестве рынка, близкого к свободной конкуренции.

В действительности имеется ряд факторов, нарушающих классические условия рынка свободной конкуренции.

1. Во-первых, нарушается условие легкости входа на рынок и ухода с него. Это связано с ограниченностью, невоспроизодимостью и иммобильностью важнейшего сельскохозяйственного ресурса - земли. Уход с рынка связан с необходимостью продажи не просто производственных объектов, но и всей фермы, которая, как и любая недвижимость, не является высоколиквидным товаром. Сельскохозяйственное производство - это не только место приложения труда, но и сфера жизнедеятельности людей. Уход или приход в эту отрасль означает перемену образа жизни, поэтому можно говорить о наличии институционального барьера входа и выхода с сельскохозяйственного рынка.

2. Во-вторых, сельское хозяйство является отраслью, в наибольшей степени контролируемой и поддерживаемой государством. Поддержка сельского хозяйства является важным аспектом государственной политики большинства развитых стран. Эта практика имеет многолетнюю историю и по многим параметрам выводит сельское хозяйство из сферы свободной конкуренции.

3. В-третьих, все возрастающая часть сельскохозяйственной продукции продается не на свободном рынке, а конкретному покупателю по контракту с заранее оговоренными условиями. Эта продукция выбывает из сферы свободного рыночного ценообразования.

4. В-четвертых, сельскохозяйственное предприятие (ферму) далеко не всегда можно рассматривать как классическую фирму, действующую на свободно конкурентном рынке. В действительности далеко не всегда действует допущение о том, что основополагающей целью ферм является максимизация прибыли.

Тем не менее, сельское хозяйство из всех существующих секторов экономики ближе всего стоит к рынку свободной конкуренции. Из этого следуют ряд существенных моментов, которые отличают его от других сфер агробизнеса и экономики в целом, определяют судьбу и поведение фермера на рынке.

Важнейшим институтом открытого сельскохозяйственного рынка является товарная биржа.. Возникновение бирж связано с формированием национальных рынков сельскохозяйственной продук­ции, а последующая эволюция - с усложнением и развитием функций, выполняющихся в маркетинговых каналах.

Первоначально товарные биржи являлись крупнейшими пунктами оптовой наличной торговли сельскохозяйственными товарами. Однако с ростом масштабов производства и сделок все острее стали ощу­щаться недостатки торговли наличным товаром, поступающим нерав­номерно и в больших количествах из различных районов. Скопления больших партий товара обостряли и без того существенные сезон­ные колебания цен. В послеуборочный период фермерам прихо­дилось отдавать продукцию за бесценок. В то же время к весне ощу­щался дефицит зерновых, повышавший рыночные цены. Резкие сезон­ные колебания цен неблагоприятно сказывались на различных участниках рыночного процесса. В период уборки урожая прежде всего страдала продавцы эерна - фермеры и владельцы зерновых элеваторов, вынужденные реализовывать его по низким ценам. Вес­ной проигрывали покупатели эерна - мукомольные в хлебопекарные предприятия. Соответственно колебались конечные потребительские цены на хлеб.

Для сглаживания сезонных колебаний цен стали применяться форвардные контракты, при которых оплата товара по заранее огово­ренной цене осуществлялась до поставки, а иногда и до производ­ства товара. Введение форвардных контрактов позволило несколько упорядочить цены реализации и стабилизировать выручку продавцов и покупателей. Однако их применение выявило целый ряд недостат­ков. Во-первых, предварительное установление цены товара, выгод­ное впоследствии и продавцу, и покупателю, оказывается наиболее сложным именно в сельскохозяйственном производстве. Его зависи­мость от многих внешних условий, неустойчивость факторов, влияющих на издержки производства и рыночные цены, зачастую приводят к переоценке условий сделки в глазах одной из сторон. Так, рост рыночной цены против установленной в контракте делает невыгод­ной форвардную сделку для продавца, который предпочел бы нару­шить контракт и продать продукцию по более высокой цене другим покупателям. Наоборот, падение рыночной цены в момент поставки товара делает невыгодным исполнение контракта для покупателя, имеющего возможность найти более дешевую продукцию. Случаи от­каза от выполнения форвардных сделок происходили на практике, что подрывало доверие к данному механизму.

Дальнейшее развитие биржевых операций привело к созданию системы, свободной от недостатков форвардных контрактов. Прежде всего требовалось устранить индивидуальный характер контрактов, привязывающий друг к другу конкретных продавцов и покупателей и лишающий их свободы маневра в случае изменения производствен­ное или рыночной ситуации. Для этого было необходимо принципи­ально изменить порядок заключения сделок, ликвидировать их отличительные особенности и привязать к единому унифицированному стандарту. Стандартность новых контрактов означала возможность их перехода из рук в руки, выкупа продавцом до установленного срока поставки товара, т.е. отделение их кругооборота от по­родивших их сделок с наличным товаром.

Появление стандартных унифицированных контрактов на покуп­ку или продажу товара в определенный срок - фьючерсов - означа­ло качественно новую стадию в развитии товарных бирж. Они стали рынками преимущественно фьючерсных контрактов, выполняющими та­кие общественно важные функции, как координация спроса и предло­жения, определение цены, а также страхование ценового риска. Унифицированность фьючерсных контрактов превра­тила их в особый товар, совершающий на бирже многочисленные кругообороты, довольно редко завершающиеся реальной сделкой с наличным товаром.

Фьючерсный контракт, как обычный и форвардный, содержит сведения о количестве и качестве товара, месте, сроках поставки и цене. Однако если в обычных и форвардных контрактах все эти параметры устанавливаются в порядке индивидуального соглашения между покупателем и продавцом, то для фьючерсов все неценовые параметры товара и сделки устанавливаются биржей на стандартной основе. Цена же выявляется в процессе биржевого торга; так, фьючерсный контракт на продажу зерна содержит обычно следующие сведения: единицу контракта (партию товара) - например, 5000 бушелей; наименование товара с указанием сорта а определенных па­раметров качества - например, желтая кукуруза № 2 влажностью не более 15, 5%; время поставки (декабрь) и место поставки (Чикаго). Время поставки (сроки исполнения контракта) устанавливается бир­жей отдельно для каждого товара. Например, месяцами поставки пшеницы являются июль, сентябрь, декабрь, март или май. Тор­говля фьючерсами происходит в установленные биржей дни и часы вплоть до указанного срока исполнения контракта. Поскольку фью­черсные контракты могут заключаться на год и более вперед, тор­говля фьючерсами выявляет долговременную динамику сделок по контрактам и цен на них.

Фьючерсные контракты были впервые разработаны и использо­ваны в 1865 г. на крупнейшей в мире Чикагской товарной бирже. Товарная биржа представляет собой специализированное учреждение для проведения крупнооптовых торговых операций, осуществляемых по строго определенным правилам. Преобладающая доля операций современных товарных бирж - торговля фьючерсными контрактами. Торговля за наличные реальным товаром составляет незначительный удельный вес биржевого оборота. Так, на Чикагской товарной бир­же наличная торговля зерном составляет менее 5% объема торгов­ли. В свою очередь торговля фьючерсными контрактами редко за­канчивается действительной поставкой товара (на Чикагской бир­же - менее чем по 20% контрактов).

Поскольку основой фьючерсной торговли является строгая стан­дартизация контрактов, далеко не по каждому товару могут заклю­чаться фьючерсные сделки. К так называемым биржевым товарам предъ­являются довольно жесткие требования. Они должны подлежать стандартизации, а значит, быть однородными и делимыми. Во-вторых, это должны быть товары массового спроса и масштабного производства, в купле-продаже которых заинтересовано значитель­ное количество продавцов и покупателей. В-третьих, цены на това­ры, лежащие в основе соответствующих фьючерсов, должны отличать­ся зависимостью от многих факторов, непостоянством и значительны­ми колебаниями. Сельскохозяйственные товары удовлтворяют этим требованиям.

Фьючерсные рынки сельскохозяйственной продукции включают около 50 наименований. К ним относятся различные зерновые культуры, масличные, скот, хлопок, кофе, какао, цитрусовые, расти­тельное шсло, сахар, мука и др.

Правила биржевой торговли приближают фьючерсный рынок к рынку свободной конкуренции. Во-первых, это обеспечивается одно­родностью и стандартизированностью биржевых товаров - фьючерс­ных контрактов. Во-вторых, в торгах принимают участие большое число продавцов и покупателей, так что никто из них не может повлиять на конечную рыночную цену (сговор и фиксирование цен на биржах строго запрещены). В-третьих, через брокерские конто­ры доступ на фьючерсный рынок открыт для всех желающих. Обяза­тельная регистрация сделок и электронные средства связи делают информацию о ходе торгов доступной не только их участникам, но и далеко за пределами биржи. Наконец, техника проведения тор­гов, равное положение всех участников делают механизм ценообра­зования максимально конкурентным.

Торг на бирже происходит методом так называемого открытого двойного аукциона. Это означает, что все его участники имеют аб­солютно равные возможности предложения своих условий сделки. Торг организован таким образом, что все его участники видны друт другу и имеют равную возможность предлагать свою цену на контракты. Все сделки фиксируются, по ним рассчитывается и показывается на электронном табло средняя рыночная цена на каждый данный момент. Информация о совершенных сделках собирается работниками биржи и по телефонам доводится до клиентов. Непосредственное участие в торгах принимают лишь члены биржи – брокеры.

Именно биржа является тем местом, где осу­ществляется максимально близкое и быстрое сведение общественно­го спроса и предложения, максимально конкурентное выявление цены. Максимально точное определение цен фьючерсных контрактов считается наиболее важной общественной функцией товарных бирж.

Появление фьючерской торговли и вытеснение с товарных бирж реальных товаров, разумеется, не ликвидировало наличные товарные рынки. Однако в то время как торговля фьючерсами централизова­лась и концентрировалась на биржах крупнейших торговых центров, торговля наличным товаром постепенно децентрализовалась, переме­щаясь на локальный уровень и в сферу прямых договоров (контрак­тов). В этих условиях и процесс ценообразования протекал менее централизованно. Поэтому уже в результате географических различий мест формирования реальных и фьючерсных цен, влияющих на издержки производства и транспортные расходы, их уровни не могут быть оди­наковыми. Из-за различия масштабов реальных и фьючерсных рынков неодинаково и число факторов, влияющих на цены. Однако тенденции изменения реальных и фьючерсных цен, как правило, совпадают.

По мере приближения сроков поставки товаров по фьючерсам влияние факторов, оказывающих различное воздействие на обе цены, постепенно ослабевает. В результате ко времени исполнения конт­ракта разницу между фьючерсной и реальной ценой составляют лишь транспортные расходы. Наоборот, в период выпуска фьючерсного кон­тракта разница между фьючерсной и реальной ценой максимальна. Помимо транспортных расходов, реальная цена включает издержки хранения товара на весь предполагаемый период до времени закры­тия контракта.

Взаимная связь и схожая динамика фьючерсных и реальных цен позволяет использовать колебания первых как ранние сигналы изме­нения реальной рыночной ситуации. Так, повышение в октябре цены майского фьючерса на пшеницу должно насторожить покупателей зер­на и в то же время стимулировать продавцов увеличить предложение. Наоборот, снижение этих цен стимулирует спрос и предотвращает расширение предложения. Чем выше уровень концентрации продавцов и покупателей на фьючерсной бирке и шире ее границы, тем большее количество факторов отражается колебаниями биржевых цен.

Разница между фьючерсной и реальной ценами является важной категорией биржевого процесса. Она получила название базиса. Мно­голетний опыт использования фьючерсных контрактов показал, что базис остается относительно постоянным при колебаниях фьючерсных и реальных цен. Уровень и изменения базиса являются гораздо более предсказуемыми, чем изменения реальных товарных цен. Это обстоятельство существенно расширяет функции товарных бирж и вовлекает в биржевую торговлю гораздо более широкий, по сравне­нию с рынками наличного товара, круг участников.

Биржевые спекулянты - лица, наиболее далекие от движения реальных товаров. Они участвуют в купле-продаже фьючерсов толь­ко для выигрыша на разнице цен. Однако при этом ими ускоряется и интенсифицируется обращение фьючерсов и выполняется обществен­но значимая функция страхования ценового риска.

К страхованию ценового риска, или хеджированию, прибегают различные категории продавцов и покупателей сельскохозяйственной продукции. Это - фермеры, желающие защититься от возможного па­дения цен в период между вложением затрат и созреванием урожая; владельцы зерновых элеваторов, стремящиеся защититься от падения цен за время хранения зерна; переработчики сельскохозяйственного сырья, рассчитывающие избежать потерь от возможного его удорожа­ния; экспортеры сельскохозяйственной продукции, страхующиеся от повышения цен на продукцию, законтрактованную для будущих поста­вок; предприятия по откорму скота, защищающиеся от удорожания кормового зерна и возможного снижения цен на скот.

Хеджирование - это процесс страхования от неблагоприятных изменений цен реального рынка с помощью торговли фьючерсными контрактами. Прибегающие к такому страхованию лица в биржевой терминологии называются хеджерами.

Предположим, что владелец зернового элеватора купил на хра­нение зерно, которое он собирается затем продать на терминаль­ном рынке. Однако вполне вероятно, что за время хранения цена может упасть, и владелец элеватора понесет убытки. Для того, что­бы застраховать себя от убытков, элеваторщик «запирает» цену на уровне цены приобретения зерна. Для этого он продает фьючерсный контракт по цене приобретения зерна плюс базис. Тем самым он берет на себя обязательство поставить зерно в определенный срок по установленным биржевым стандартам по цене, которая сложится на бирже ко времени истечения контракта. Если ожидания элеваторщика оправдываются и цена падает, он продает зерно по понизив­шимся рыночным ценам. Однако убыток на реальном зерновом рынке компенсируется выигрышем от выкупа фьючерсного контрактаю так­же снизившейся цене. В результате проигрыш на реальном рынке в точности компенсируется выигрышей на фьючерсах. Элеваторщик не получает ни прибыли, ни убытка от этой операции, однако избега­ет влияния колебаний цен. Если цена на реальном зерновом рынке не снизилась, как ожидалось, а возросла, то возросла, следовательно, и цена зерновых фьючерсов. В этом случае элеваторщик выигрывает на зерновом рынке. Однако поскольку он должен выку­пить фьючерсный контракт по более высокой цене, его чистая при­быль также равна нулю

Хеджер имеет полное право и физические условия не выкупать контракт, а выполнить его условия на товарной бирже. Однако на практике ему чаще всего это оказывается невыгодно. По определе­нию, фьючерсный контракт строго стандартизирован. Это значит, что продукция и процедура ее продажи должны удовлетворять строго определенным требованиям. Имеющийся в наличии хеджера товар вовсе не обязательно им удовлетворяет. Кроме того, для поставки продукции на центральную биржу требуются дополнительные издерж­ки. Поэтому если у продавца имеется возможность реализовать то­вар на близлежащем локальном рынке, он предпочтет ею воспользо­ваться.

К современным тенденциям развития сельскохозяйственных рынков относятся децентрализация и вертикальная интеграция.

Децентрализация схематично выглядит следующим образом (рисунок 9.2.):

Централизованный рынок:

продает покупает Продовольственные

Фермер Открытый фирмы

рынок Покупатель

 

Децентрализованный рынок:

- Прямые продажи, минуя центральный рынок

- Переработчик приближает предприятие к производству сырья

 

Рис.9.2. Децентрализация сельскохозяйственных рынков

 

Как видно из рисунка 9.2., децентрализация означает переход к прямым продажам (контрактам) и уход со свободного рынка продавцов, покупателей и собственно сельскохозяйственной продукции. Количественно масштабы данной тенденции в животноводстве США представлены в таблице 7.

Как свидетельствуют данные таблицы 7, в США по основным видам животноводческой продукции доля закупок на централизованных рынках упала с 90% по КРС в 1923 г. до 15% в 1996 г. и соответственно с 76% до 4% по свинине.

 

Таблица 9.7. Структура закупок скота на централизованных рынках.

США, 1923-1996 гг. [51]

  КРС Свиньи
  Центр. Рынки* Прямые закупки Центр. рынки Прямые закупки
         
         
         
         
         
         
         
         

* централизованные рынки –биржи, аукционы

В качестве факторов, способствующих развитию децентрализации рынков, выступают развитие системы локального транспорта, улучшение коммуникаций, улучшение системы стандартизации и контроля качества сельскохозяйственной продукции, физическое укрупнение покупателей и продавцов, оперирующих более крупными партиями товаров. Отмечается также техническое несовершенство открытых рынков, которое перекрывается преимуществами непосредственной связи поставщиков и покупателей на децентрализованных рынках.

В качестве негативных последствий децентрализации отмечаются снижение конкурентности и информационной прозрачности рынков, а следовательно, менее эффективное ценообразование.

Децентрализация рынков сопровождается усилением интеграции между сельскохозяйственными производителями и организациями маркетинговой сферы. Существуют различные стадии интеграции: контрактная система и собственно интеграция. Контракты могут быть двух видов: маркетинговые и производственные. В первом случае контрактуется реализация, а во втором - производство продукции, включая технологию. При контрактной системе сохраняется юридическая самостоятельность фермера, однако производственная самостоятельность ограничивается условиями производственного контракта, что при долгосрочных контрактах приводит к фактической экономической зависимости фермера от контрактора-переработчика.

В качестве причин развития контрактной системы и интеграции выступает стремление продовольственных фирм сэкономить на трансакционных издержках, а также необходимость обеспечения более высоих стандартов качества и повышение требований к определенным параметрам продукции. Очевидно, что тенденция к интеграции в различной степени затрагивает различные сельскохозяйственные отрасли. В наибольшей степени она проявляется в отраслях, производящих продукцию на переработку и не подлежащую длительному хранению –сазарная свекла, птица, скот, овощи и фрукты для производства консервов. В меньшей степени она охватывает продукты хранимые и транспортируемые, такие как производство зерна. Так, в США в конце 90 - х годов в среднем 31% продаж продукции фермерами осуществлялся в рамках контрактов. При этом по сахарной свекле данный показатель составил более 80%, по птице – 65%, по молоку – около 60%, в то время как по кукурузе – менее 10%. [52] Верикально- интегрированная система представляет собой не только производствено-технологическую и экономическую, но и организационную интеграцию участников продовольственной цепочки. Понятно, что при такой системе формируются крупные (мега) производители; сельскохозяйственные производители полностью теряют свою самостоятельность и становятся функциональными звеньями крупной продовольственной фирмы (холдинга).

Рисунок 9.3. представляет три типа связей: открытый рынок, контрактную систему, интеграцию.

 

           
 
   
 
 
 
   
 
 
 
 
   


Поставщики

 

 

Фермеры

 

Оптовики, товарные биржы, аукционы

 

 

Розничная торговля

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.