Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материально-технический сервис в сельской местности






 

Наиболее распространенной за рубежом формой организации материально-технического сервиса является дилерская сеть. Она особенно развита в США. Дилеры организуют продажу техники, обслуживают и ремонтируют ее, поставляют запчасти, предоставляют машины в аренду и прокат, проводят обучение пользователей и оказывают многие другие виды услуг.

Дилеры – это посреднические организации от фирм изготовителей, которые занимаются поставками технических средств и их последующим гарантийным и постгарантийным обслуживанием. Дилеры выступают связующим звеном между фирмами-изготовителями и хозяйствами-получателями технических средств. Разветвленная сеть дилерских центров позволяет фирмам производителям технических средств реализовывать свою продукцию и расширять рынок.

Основная функция дилерской деятельности – организация продажи технических средств и запасных частей к ним. Она предполагает выявление спроса и платежеспособности покупателей, составление заказов на материально-технические ресурсы и запасные части, реализацию технических средств и проведение расчетов, ведение рекламной работы. Эта деятельность обычно составляет 70 – 80 % общего оборота дилерских организаций. Второй важной функцией дилерских организаций является предпродажное обслуживание, а после продажи гарантийное и послегарантийное обслуживание, консультирование по эксплуатации технических средств. Технический сервис стал занимать 20 - 25 % общего объема продаж. Вместе с тем с развитием рыночных отношений расширяются другие функции дилерской сети. В соответствии со своим функциями дилеры оказывают многообразные услуги.

Так, у фирмы «Джон Дир» имеется 5 региональных отделов сбыта по регионам США и 1017 дилерских пунктов. Каждый дилерский центр обслуживает 1200 – 1800 фермеров в радиусе 35 – 40 миль. Организация дилерской деятельности основана на прогнозе потребностей сельскохозяйственных производителей в технике и организации ее доставки в определенные сроки.

Экономические взаимоотношения между дилерами и сельскохозяйственными производителями строятся на основе заключаемых договоров, доставка техники на дилерский пункт производится за счет фирмы – производителя. Взаимодействие дилеров с заводами-изготовителями и покупателями основывается на контрактных условиях. При этом предоставление технической продукции дилеру осуществляется на условиях консигнации. Как правило, дилерскую деятельность организует генеральный агент-дилер.

Выплата производителю за поставленную технику осуществляется после ее продажи. Как правило, оплата поставляемой техники покупателями производится после ее доставки. Покрытие издержек по доставке, хранению и сбыту технических средств осуществляются за счет предоставляемой скидки в размере 23 % от стоимости машин и 35% от стоимости запасных частей. Размер скидок позволяет дилерам возместить все расходы и получать прибыль в размере 5% от стоимости машин. Фирмой гарантируется доставка любой запасной части в любой регион в течение суток с момента получения заказа. В случае, если дилер не смог реализовать продукцию в течение 9 – 10 месяцев, он выплачивает фирме полную ее стоимость или возвращает технику, компенсировав все издержки и убытки. На аналогичных принципах организует свою дилерскую сеть американский тракторный завод фирмы «Уайт».

В Германии дилеры получают до 8 – 10 различных видов скидок, общая величина которых составляет до 40 % цены машин. Так, скидка за обслуживание машины в гарантийный период составляет 20 %, за реализацию новой техники – 5 %, за сбыт устаревшей техники – 5 %, пр привлечении субдилера – 3 %, за реализацию партии машин установлена дополнительная скидка – 1 – 7 %, при получении предоплаты фирмой изготовителем – еще 2 %.

В большинстве случаев дилерские пункты осуществляют техническое обслуживание продукции нескольких фирм. Так, крупнейшие дилерских пункты фирмы «Джон Дир» обслуживают продукцию фирмы «Кейс Интернешнл», фирмы «Дини -Джон». Дилерские пункты обслуживают не только новую технику, но и подержанную.

Нужно отметить, что в цене техники доля сбытовых расходов составляет до 30 %. При этом если обычные продавцы получают комиссионные в размере до 10 %, то дилеры – до 25 %.

Нередко дилерские пункты осуществляют функции комплексного снабжения материально-техническими ресурсами. Так, американский дилерский пункт «Риерсон Имплемент» в штате Айова, специализирующийся главным образом на реализации и обслуживании техники фирмы «Джон Дир», обслуживает также подержанную технику различных других фирм и снабжает фермеров различными производственными материалами. В общем объеме продаж фирмы доля новой и подержанной техники, минеральных удобрений, семян и т.п. составляет 45 %, запасных частей 30 %, сервисных услуг – 30 %.

Использование услуг дилеров обеспечивается определенными экономическими стимулами. Например, фермер может сдать дилеру подержанную технику и получить взамен новую с зачетом остаточной стоимости подержанной техники. Кроме того, обновление технических средств стимулируется путем снижения на 15 % подоходного налога и до 7 % разового налога (эквивалентен применяемому в России налогу на добавленную стоимость).

Система агросервиса в западной Европе несколько отличается от американской дилерской системы. Так, в Германии, Дании, Бельгии снабженческий сервис осуществляется через сеть малых предприятий, а также кооперативные формы продажи обслуживания сельхозтехники. Часто местные кооперативы объединяются в крупные региональные и федеральные. Кроме того, в системе снабжения действуют семейные дилеры, состояние из 5 – 7 человек. Эти формы снабжения менее устойчивы и осуществляют небольшие объемы продаж техники и услуг. Сельскохозяйственная техника поступает от фирмы-изготовителя к генеральному агенту, или в филиал этой фирмы, или в акционерные фирмы, которые затем передают технические средства субдилерам для их продажи. Генеральный агент обеспечивает снабжение дилеров специализированным оборудованием для проведения технического обслуживания и ремонтов, обеспечивает их запасными частями и информацией.

В системе материально-технического снабжения функционируют предприятия по восстановлению подержанной сельскохозяйственной техники. Так в США насчитывается около 500 предприятий и пунктов по восстановлению подержанной техники. Эффективность восстановления обеспечивается более низкими ценами восстановленных технических средств, деталей и узлов. Цены на восстановленные технические средства и агрегаты составляют около 60% от цен на новые.

В системе технического сервиса и снабжения идут интенсивные процессы концентрации. Так, если в 1940-х гг. в США было 35 тыс. дилерских пунктов, то к концу 1990-х гг. - до 8 тыс. Основными факторами концентрации являются сокращение общего числа сельскохозяйственных производителей, расширение объема продаж отдельными дилерами, разорение убыточных сбытовых предприятий.

Помимо продажи новой техники дилеры осуществляют реализацию подержанной техники.

Важнейшим инструментов сбыта технических средств дилерами является организация ее проката с участием оператора этой техники или без него. При краткосрочном прокате пользователь приобретает технику на период от нескольких часов до нескольких месяцев. В случае приобретения данной техники 80 – 85 % платы за прокат может быть зачтено в счет покупки машины.

Особое место в материально-техническом снабжении села и сервисном обслуживании техники занимает кооперация.

Кстати, большую роль в материально-техническом снабжении фермеров США и Канады играют фермерские снабженческо-сбытовые кооперативы. Так в 90-х гг. в США действовало более 5 тыс. таких кооперативов. Они обеспечивали фермеров горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями, стройматериалами, кормами, семенами и др. ресурсами.

Кооперативно-снабженческая сбытовая деятельность осуществляется как в форме местных кооперативов, так и через кооперативные объединения. В частности, американский снабженческо-сбытовой кооператив «Гроумарк» объединяет 140 местных кооперативов в штатах Айова, Иллинойс и Висконсин. Это объединение имеет крупный центральный склад, 90 торговых автомобилей, 200 фургонов, 90 цистерн для топлива и 340 специализированных автомобилей для транспортировки жидкого аммиака. Оно обеспечивает общий годовой объем продаж около 2 млрд. долл., в том числе 733 млн. долл. оптовой торговли и 1 млрд. долл. – розничной. Местные кооперативы реализуют средства производства по розничным ценам. Надбавка к оптовой цене составляет по минеральным удобрениям – 18 – 20 %, бензину – 5 – 8 %, ядохимикатам – 3 %.

Местные кооперативы имеют сравнительно небольшой круг обслуживаемых хозяйств и небольшую зону обслуживания. Так, американский кооператив «Род Айа» в штате Айова обслуживает 300 фермеров а радиусе 15 миль. Кооператив владеет зернохранилищем, комбикормовым заводом, хранилищем нефтепродуктов, складом удобрений, техникой для проведения агрохимического обслуживания.

В ФРГ также большая роль принадлежит снабженческо-сбытовым кооперативам в обеспечении сельскохозяйственных производителей материально-техническими ресурсами. Все снабженческо-сбытовые кооперативы являются членами крупнейшего кооперативного объединения «Немецкий райффайзенский союз». Кооперативы оказывают производственно-технические услуги и обеспечивают совместное использование техники входящими в них сельхозпроизводителями. В Великобритании закупочно-снабженческие функции осуществляют товарищества по совместному приобретению и использованию сельскохозяйственной техники и оборудования. Высока доля снабженческих кооперативов в обеспечении сельскохозяйственных производителей в Финляндии (около 60 %).

В Российской практике кооперативное движение находится в зачаточном состоянии. Тем не менее имеется определенный положительный опыт.

Важным инструментом материально-технического снабжения села является логистическая система. Логистика обеспечивает товародвижение для сельских хозяйств и осуществляет управление материалопотоками, начиная от поставки ресурсов до конечного изготовления готовой продукции. Основными задачами логистики является оптимизация товаропотоков и своевременное снабжение хозяйствующих субъектов материально-техническими ресурсами в установленные сроки и по приемлемым ценам. Оно осуществляется в системе предприятий материально-технического снабжения и обусловливает эффективность материально-технического обеспечения села горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями, средствами защиты растений, кормами, семенами, запасными частями и материалами, инвентарем и др.

Для надежного обеспечения российского села техническими средствами особое значение имеет развитие эффективной дилерской сети. Это обусловлено как сложным текущим состоянием технической оснащенности села, так и объективными факторами, связанными с большой удаленностью изготовителей техники, рассредоточенностью сельских потребителей, сложными природно-климатическими условиями большинства регионами страны.

Одним из перспективных направлений агросервисного обслуживания является создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их союзов. Такие некоммерческие организации обеспечивают более эффективное взаимодействие с агросервисными предприятиями и организациями. В развитии такого направления интеграции товаропроизводителей с агросервисными предприятиями возможны два пути:

q преобразование существующих агросервисных предприятий, представленных в настоящее время различными ОАО, ЗАО, ООО и государственными предприятиями в кооперативные;

q создание новых агросервисных предприятий за счет паевых взносов (в денежной или имущественной форме) участников – сельскохозяйственных производителей.

В сложившихся условиях наиболее подходящим является первый путь. Он предполагает изменение формы собственности существующих агросервисных предприятий и установления нового организационно-правового статуса. При этом следует иметь ввиду, что производственны фонды и уставный капитал бывших государственных и межхозяйственных агросервисных предприятий в значительной степени были созданы путем неоправданного переоформления средств сельхозтоваропроизводителей. При осуществлении второго пути для образования новых агросервисных предприятий будут требоваться дополнительные средства от участников, и поэтому такие предприятия на начальном этапе окажутся маломощными и ограниченными по предоставлению услуг сельскохозяйственным производителям.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.