Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое обеспечение предпринимательской деятельности в сельской местности






В дореформенный период деятельность крупных предприятий в стране, в том числе и в сельской местности, регулировалась по двум направлениям: законами, которые принимались Верховным Советом СССР; административными актами, которые принимались соответствующими государственными или общественными органами управления. При этом законов было относительно немного, довлело «административное право», то есть, нормативные акты, принимавшиеся ведомствами.

Деятельность сельскохозяйственных предприятий регулировалась помимо законов общего назначения специальными нормативными актами. Так, основным нормативным актом для колхозов был Примерный устав колхоза, который принимался Всесоюзным съездом колхозников – за все время существования колхозов он принимался трижды. Деятельность государственных предприятий регулировалась Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)», последний вариант которого был принят Верховным Советом СССР в 1987 году. На основе этого закона правительством было утверждено Положение о государственном предприятии (объединении). При этом для совхозов названное положение было утверждено с учетом отраслевых особенностей. Правовые нормативные акты имели для предприятий регламентационный характер, означавший, что делать можно было то, что в них разрешалось.

Реформа экономических отношений была направлена на изменение отношений собственности, что должно было повлечь адекватное изменение организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Поскольку новые формы базировались на частной собственности, они представляли для России фактически новые институты. Поэтому для обеспечения процесса их образования и функционирования должна была формироваться заново правовая база.

В основу законодательной реформы был положен дозволительный принцип предпринимательской деятельности (разрешается делать все, что не запрещено законом). При этом ставилась задача обеспечения законами всех аспектов деятельности граждан и организаций и сокращения по возможности рамок «административного права». В связи с этим многократно возросло количество принимаемых законов.

Особенностью законодательной реформы на первом этапе было издание Указов Президентом РФ, которые имели обязательную силу, но по сути законами не являлись. Фактически в тот период законодательство вообще и в том числе по предпринимательской деятельности формировалось тремя ветвями власти: законодательным органом (сначала Верховным Советом РСФСР, а затем Государственной Думой РФ); Президентом РФ, издававшим Указы; немало законодательных актов было сохранено от прежней системы. При этом названные ветви законодательства существенно отличались по политической и экономической направленности, что нередко приводила к противоречиям в осуществлении реформ.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность, принято подразделять на акты общего назначения, отраслевые, специальные (адресные).

Актом общего назначения является Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году. Она обладает наивысшей юридической силой и выступает в качестве нормообразующего акта при принятии других нормативных актов. Принимаемые нормативные акты не должны ей противоречить.

Конституция предоставила право каждому гражданину организовать и вести предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом (ст. 34). В ней предусмотрены также условия, необходимые для организации и ведения предпринимательской деятельности (использование различных форм собственности, включая и частную, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, предоставление права распоряжаться результатами своей деятельности и другие). Одновременно Конституция гарантировала защиту прав граждан при ведении предпринимательской деятельности.

К актам отраслевого назначения относятся в первую очередь кодексы Российской Федерации – Гражданский, Земельный, Водный, Лесной, Трудовой и другие. В Гражданском Кодексе, введенном в действие с 1 января 1995 года, определены организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в экономике для современного этапа рыночных отношений, изложены общие принципы их организации и функционирования.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса принимаются специальные законы по конкретным организационно-правовым формам. Из специальных законов приняты и действуют федеральные законы: «О сельскохозяйственной кооперации» (1995 г.); «Об акционерных обществах» (1995 г.); «Об обществах с ограниченной ответственностью» (1998 г.); «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (1998 г.). С момента принятия этих законов в них неоднократно вносились поправки.

Если говорить о развитии законодательства по вопросам предпринимательской деятельности в хронологическом порядке, в числе первых серьезных актов можно назвать Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятый в конце 1990 года. Фактически он открыл путь для институциональных преобразований в сельском хозяйстве, инициировал введение первой организационно-правовой формы, основанной на частной собственности. Причем, он не только создал прецедент появления новой формы, но и впервые предложил процедуру выхода работников колхозов и совхозов из их состава с земельным участком и имущественной долей для создания самостоятельного хозяйства. Все последующие законодательные акты, принимавшиеся вплоть до вступления в действие Гражданского Кодекса, использовали положения, заложенные в этом законе.

Важно отметить, что Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрел создание новой организационно-правовой формы хозяйствования со статусом юридического лица. В результате закон возрождал историческую форму ведения сельскохозяйственной деятельности, существовавшую в России в течение длительного времени, позволял реализовать научные идеи и принципы А.В.Чаянова. Принятие данного закона инициировало бурный рост числа фермерских хозяйств в России - за первые два года после этого их было создано более 300 тысяч.

Гражданский Кодекс принципиально изменил правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств, что в значительной степени оказало негативное отношение к фермерству как самостоятельному укладу. Кодекс ликвидировал организационно-правовую форму крестьянского (фермерского) хозяйства и рекомендовал учитывать его (по желанию членов хозяйства) либо как предпринимателя без образования юридического лица, либо как юридическое лицо при условии, что оно примет статус одной из предусмотренных в кодексе организационно-правовых форм – ООО, товарищества или кооператива. Характерно, что Кодекс не отменил действовавший закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», рекомендовав хозяйствам лишь привести свой статус в соответствие с его нормами, причем без указания сроков.

После этого для фермерских хозяйств, которые создавались в статусе юридического лица, наступил период неопределенности. Вопрос статуса фермерского хозяйства имеет важное значение. Потеря статуса юридического лица для него имеет, как минимум, два отрицательных последствия: во-первых, это означает исключение его из государственной политики; во-вторых, существующее в обществе негативное отношение к индивидуальному предпринимателю. Поэтому из 260 тысяч фермерских хозяйств только 8% приняли статус индивидуального предпринимателя.

Неразбериха со статусом фермерского хозяйства выражается еще и в том, что в случае, если оно будет зарегистрировано в статусе предпринимателя без образования юридического лица, для него применяются нормы регулирования, в частности – учета и отчетности, налогообложения и другие, такие, которые существуют для юридических лиц.

Выход из этой ситуации для фермерских хозяйств видится в узаконении самостоятельной организационно-правовой формы этого самобытного типа хозяйствования, принципиально отличающейся от всех других форм хозяйствующих субъектов.

Вторым нормативным актом, призванным регламентировать институциональные преобразования в сфере предпринимательской и иной деятельности, явился закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», принятый в декабре 1990 г. В нем было возрождено понятие «предприниматель», сформулированы принципы предпринимательской деятельности. В законе были предложены новые формы предпринимательской деятельности: государственное и муниципальное предприятия, индивидуальное (семейное) частное предприятие, полное товарищество, смешанное товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа), акционерное общество открытого типа, объединения (союзы, ассоциации, концерны и другие). В законе не была предусмотрена такая форма как кооператив, что негативно сказалось на развитии кооперации.

Закон сыграл важную роль в становлении многоукладности в экономике, так как на период его действия пришлась массовая приватизация и реорганизация предприятий во всех отраслях экономики.

По российскому законодательству субъектами права являются граждане и организации (объединения граждан). В связи с этим предпринимательская деятельность подразделяется на две категории: предпринимательская деятельность граждан (индивидуальное предпринимательство) и предпринимательская деятельность юридических лиц (копоративное предпринимательство). В первом случае субъектом хозяйствования является индивидуальный предприниматель, именуемый ныне предпринимателем без образования юридического лица (ПБОЮЛ), во втором – организация.

Общие нормы предпринимательской деятельности в России определены в ГК РФ, а более конкретизированные – в специальных нормативных актах.

Законодательством предусмотрены широкие возможности для организации и осуществления предпринимательской деятельности, при этом ряд моментов строго регламентирован.

Первым из них является обязанность государственной регистрации для каждого создаваемого субъекта хозяйствования. Предпринимательская деятельность без регистрации соответствующими государственными органами запрещена. Регистрация индивидуальных предпринимателей ведется по месту их постоянного жительства, юридических лиц – по месту нахождения организации.

Индивидуальные предприниматели представляют в регистрирующий орган заявление по установленной форме и документ об уплате регистрационного сбора. Регистрация осуществляется в день представления документов.

Юридические лица представляют следующие документы: заявление от учредителя; устав (кроме хозяйственного товарищества); учредительный договор; документ об оплате не менее 50% величины уставного капитала (для хозяйственных товариществ); документ об уплате госпошлины и некоторые другие в зависимости от типа организации. Регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации в течение 3 календарных дней с момента подачи документов, выдать учредителю временное свидетельство о регистрации и уведомить об этом держателя реестра юридических лиц.

После получения временного свидетельства юридическое лицо становится на учет в налоговом органе, в органе госстатистики, пенсионном и других внебюджетных фондах. После оплаты уставного капитала (не менее 50%) учредителю выдается постоянное свидетельство о госрегистрации. В дальнейшем учредитель изготавливает печать, штамп, другие реквизиты, открывает счета в банке.

Организация считается созданной с момента государственной регистрации и начинает свою деятельность. Но в ряде случаев для начала деятельности требуется получение специальной лицензии на основе соответствующих законов (деятельность по производству элитных семян, по хранению зерна и продуктов его переработки, по разведению племенных животных и производству племенной продукции на продажу, ветеринарная, страховая, оценочная, биржевая, банковская, строительная деятельность, перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3, 5 тонн кроме своих нужд и др.).

Реорганизация юридического лица может осуществляться только по решению учредителей либо на основании закона, предусматривающего подобную процедуру по особым обстоятельствам для данной организационно-правовой формы в целом.

Ликвидация юридического лица может быть осуществлена по решению учредителей либо по решению суда по ряду обстоятельств, в том числе в случае признания его банкротом. Процедура ликвидации юридических лиц подробно прописана в ГК РФ, в специальных законах об отдельных организационно-правовых формах, в Законе «О банкротстве». В них предусмотрено первоочередное право на возмещение ущерба для кредиторов, после чего оставшееся имущество распределяется между членами организации.

В целом для осуществления предпринимательской деятельности сформирована обширная правовая база, хотя имеются и пробелы. Так, до сих пор нет законов о личном подсобном хозяйстве, о кредитных и страховых кооперативах, существует путаница в определении кооперативов по обслуживанию в сельском хозяйстве и в системе потребительской кооперации, остается неурегулированным статус фермерского хозяйства.

Устранение недостатков в федеральном законодательстве в регионах пытаются преодолеть путем принятия собственных законов, что зачастую противоречит конституционным нормам. Так, в ряде субъектов Федерации приняты и действуют собственные законы о крестьянских (фермерских) хозяйствах, хотя имеется Федеральный Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в котором подобная норма не предусмотрена, о некоторых видах потребительских кооперативов, хотя нет федерального закона.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.