Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словари и справочники






1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.: СЭ, 1990.

2. Русский язык. Энциклопедия. – М.: СЭ, 1979.

3. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В.Панов. – М., 1984.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

 

С единицами речевого потока (фразой, речевым тактом, фонетическим словом) Вы уже знакомы на практике и научились выделять из при транскрибировании текста. Проверьте себя:

Было свежо, /дождевые капли бежали с--деревьев/ и--лениво хлопали/ по--широким листьям.// Вскоре мелкие птички запорхали и--защебетали в--зелени, / дятел застучал в--сухое дерево, / и--вершины дубов озолотились восходящим солнцем.// Природа оживлялась все более, / конь ступал бодрее.// (А.К.Толстой)

Осваивая понятия фраза, речевой такт (синтагма), фонетическое слово, помните, что речь идет о единицах звучащей речи, которые можно соотносить с единицами синтаксиса, но и отличать от них.

Фраза – в синтаксисе часто совпадает с предложением. Фраза – отрезок речи, заключающий в себе законченную мысль и отграниченный от других крупными паузами (//). Фразой м.б. и часть предложения, если она относительно самостоятельна.

Речевой такт (синтагма) – часть фразы, выделенная ритмико-интонационными средствами (в синтаксисе соответствует словосочетанию или отдельному слову – компоненту словосочетания). РТ разделяются непродолжительными паузами (/) и составляют отдельные ИК.

Фонетическое слово – группа слогов, объединенных одним ударением. ФС может совпадать с лексемой (природа)или не совпадать (по широким) 1 знаменательное слово (ударное) + 1 служебное (безударное).

Безударные слова - клитики: энклитики (примыкают к знаменательному слову справа: был ли) и проклитики (примыкают слева - на заборе). Возможно смещение ударения: на’ дом.

Фонетические слова делятся на СЛОГИ. Словоформы в РЯ состоят, как правило, из 1-7 слогов.

К интерпретациям слога из учебников РЯ добавьте определение из Грамматики-80: СЛОГ – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

Проверьте, все ли ТИПЫ слогов Вы включили в свою классификацию:

1. По структуре:

открытый – на гласный (во-да), закрытый – на согласный (под-ход). В древнерусском яз. действовал закон открытого слога. Позже он нарушился из-за падения редуцированных. В СРЯ преобладают открытые слоги. Это классификация по концу слога. Имеется классификация по началу слога: прикрытый – с согласного: под-ход, и неприкрытый – с гласного ил.

2. По отношению к ударению: ударный – безударный (предударный, заударный).

!!! Это интересно:

В СРЯ слогообразующие – гласные. В других языках м.б. и сонорные – напр., в чешском: vlk, prst, krk. В РЯ дополнительная слоговость (при сонорных) может наблюдаться в поэтическом тексте. Здесь сонорные – как бы слогообразующие:

Пло-щадь в сен-тя-брь-ском сти-ле,

девочка в узком окне.

 

СЛОГОДЕЛЕНИЕ – наиболее сложный аспект теории слога. Легко – разделить слово из открытых слогов: до-ро-га, сложно – с сочетаниями согласных: ме-тла, мет-ла?

Семантика и морфемная структура на слогоделение не влияет.

 

В разных ТЕОРИЯХ СЛОГА – разные принципы слогоделения.

Сопоставив основные положения теорий слога в концептульных таблицах, Вы в этом убедитесь:

1. ЭКСПИРАТОРНАЯ ТЕОРИЯ СЛОГА (Выдыхательная)

Создана немецкими лингвистами в конце 19 в.

Основные положения: Слоги образуются выдыхательными толчками. Момент самого слабого выдыхания – граница между слогами /На этой т.зр. основано и определение слога в Грамматике-80/.

Критика: экспериментально доказано, что количество слогов не всегда совпадает в количеством выдыхаемых толчков. На одном толчке может произносится и несколько слогов.

 

2. ТЕОРИЯ СОНОРНОСТИ (Акустическая)

Разработана Отто Есперсеном (1860-1943, Дания). Теория очень распространена. Отечественные последователи – Р.И.Аванесов, А.Н.Гвоздев.

Основные положения: Слог – сочетание более звучного (сонорного) элемента с менее звучным.

О.Есперсен разработал шкалу звучности, которую можно применить и к русскому языку:

6/ гл. нижнего подъема – А

5/ гл. сред подъема – О, Е

4/ гл. верхнего подъема – И, Ы, У

3/ сонорные –

2/ звонкие: более звучные – щелевые (В, З, Ж), затем – смычные (Б, Д, Г)

1/ глухие: более звучные – щелевые и аффрикаты (Ф, С, Ш, Х, Ц, Ч), затем – смычные (П, Т, К)

Количество слогов зависит от звучности (сонорности) соседних звуков. Сколько в слове вершин сонорности, столько и слогов. Слогообразующим м.б. не только гласный, но и сонорный. Это можно проиллюстрировать диаграммами для слов буран (2 слога), центр (2 слога), кипрский (3 слога).

Критика: Теория не дает ответа на вопрос о границе слога (рУИны, вЫИгрывать), если рядом два одинаковых по звучности гласных или согласных. Тут Есперсен опирается не только на звучность, но и на силу звучания. Этот принцип лежит и в основе Теории мускульного напряжения.

 

3. ТЕОРИЯ МУСКУЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Разработана франц. ученым М.Граммоном (1929), затем развита Л.В.Щербой (работы «Фонетика франц. языка», «Теория русского письма»):

Основные положения: Речевой поток произносится с последовательными усилениями и ослаблением звукового ряда. Часть речевого потока, которая начинается с усиления и заканчивается ослаблением – это СЛОГ. Слог произносится одним импульсом мускульного напряжения. В вершине слога – слогообразующий звук – пик мускульного напряжения. Этот звук м.б. продлен. Перед ним – усиливающаяся цепь – неслогообразующие звуки. За ним – ослабляющаяся цепь.

Правила слогоделения по данной теории

/!!! Помните, что слогоделение не совпадает с морфемной структурой и с делением для переноса/:

1. Согласный между гласными отходит к последующему слогу на-до.

2. Интервокальный J – к предшествующему слогу: тай-на.

3. Сочетание «шумн.+ сонорн.» (Ш+С) всегда отходит к последующему слогу: му-дрый, сте-кло.

4. В сочетаниях Ш+Ш, С+С, С+Ш слогоделение зависит от ударения:

а/ ударение перед группой согласных – она делится: кар-та, гам-ма, ум-ный, оп-тика;

б/ ударение за группой – она вся отходит к последующему слогу: ка-РТОГ-раф, о-Пти-чес-кий, у-мнеть.

Сравните эти правила с тем, что предлагают А.Н.Гвоздев, Р.И.Аванесов в современных учебниках русского языка:

1. Ш+Ш, Ш+С – всегда отходят к последующему слогу: дру-жба, сте-кло.

2. Двойные согласные –тоже: ва-нна, мА-сса.

3. С+С, С+Ш – всегда делится: оп-ти-чес-кий

4. Для трехчленных (4-членных, ……) сочетаний – в зависимости от ударения: а/ удар. перед группой – первый согласный отходит к предшествующему слогу: на-пер-сток; ос-трый; б/ если ударение за группой – вся она – отходит к последующему слогу: о-стрить.

Исключение: если группа начинается с J – он всегда относится к предшествующему слогу: вой-ско-вой.

Обратите внимание на правила слогоделения в фонетических словах с клитиками: на-до-зе-ром, по-до-кном.

 

Отдельный аспект темы - слог в восприятии ребенка и при производстве речи. Наблюдая за речевым развитием ребенка, Вы сможете отметить следующие закономерности:

1/ первые слова ребенка состоят из 1 или 2 слогов; в двусложных словах слоги, как правило, одинаковы: ба-ба, гав-гав – это напоминает повторение слогов на стадии лепета; ударный слог выделяется не четко; преобладают открытые слоги, закрытые слоги подвергаются трансформации, становясь открытыми: ня-ня (ням-ням): при сокращении слова тоже создаются структуры с открытыми слогами: талеба – троллейбус;

2/ металингвистическое умение вычленять слог формируется раньше, чем способность выделять звук в слове: если ребенка просят разделить слово на части, он выделит слоги: если просят назвать первый звук, он вместо звука называет слог: ма-

3/ по типу освоения звуковой стороны языка дети делятся на «звуковых» и «слоговых» (И.А.Сикорский, 1899), позже стали говорить о двух тактиках постижения языка. «Слоговые» дети придерживаются холистической стратегии – стремятся воспроизвести слоговой контур слова, его ритмико-мелодическую структуру, не заботясь о качестве звуков: тисясь – чердак, тянянянь – телефон, «звуковые» дети используют аналитическую стратегию: они не расширяют слоговую цепочку, пока не добьются определенной точности в артикуляции звуков, т.е. осваивают слово по частям: па à папа –> патя –> папатя –> папата –> лопата.

 

II. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ ПО ТЕМЕ, ВКЛЮЧИТЕ ИХ В СВОЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ( ЕГО ВЫ МОЖЕТЕ СОЗДАВАТЬ И В ПРОГРАММЕ X-POLYGLOSSUM.3.0.–Словарь пользователя)

Речевой (звуковой) поток, фраза, такт, синтагма, фонетическое (акцентное) слово, энклитика, проклитика, слог, открытый слог, закрытый слог, прикрытый слог, неприкрытый слог, экспираторная теория слога, акустическая (сонорная) теория слога, теория мускульного напряжения, вершина слога, слогообразующий звук, периферия слога, слогораздел.

 

III. ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ОБСУЖДЕНИЮ ВОПРОСОВ ПО ТЕМЕ В РАМКАХ КОЛЛОКВИУМА, СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ИЛИ К ПИСЬМЕННОМУ ОТВЕТУ НА ВОПРОСЫ В ХОДЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Какие единицы выделяют в речевом потоке?

2. Каково соотношение понятий фраза и предложение, такт и словосочетание?

3. В чем специфика фонетического слова? Какова его структура?

4. Какие типы слогов по отношению к ударению выделяются в русском языке?

5. Какие типы слогов по структуре выделяются в РЯ?

6. Какие звуки являются слогообразующими в русском языке? В других языках?

7. В чем суть экспираторной теории слога?

8. В чем суть акустической (сонорой) теории слога (А.Н.Гвоздев, Р.И.Аванесов)?

9. Каковы основные положения теории слога Л.В.Щербы (теория мускульного напряжения)?

10. Какая зависимость наблюдается между делением слова на слоги и его морфемной структурой?

11. Что такое слог? какие типы слогов выделяются в русском языке?

12. Кто является основоположником сонорной теории слогоделения. Что вы знаете об этих ученых?

13. В чем недостатки сонорной теории слогоделения?

14. Как происходит слогоделение на стыке служебных и знаменательных слов?

15. Как ребенок осваивает слог (восприятие, воспроизведение в речи)?

 

IV. ВЫПОЛНИТЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ,

чтобы подготовиться к контрольной работе

по теме

1. Затранскрибируйте словосочетания, укажите в них случаи энклитик и проклитик: Волгина, упр. 102.

2. Разбейте поэтический текст на такты: Ермакова, упр. 82.

3. Подберите и затранскрибируйте текст (Валгина, упр. 118), обозначьте знаками пауз (/, //) конец тактов и фраз, обозначьте тактовое и фразовое ударение.

4. Выпишите из затранскрибированного текста фонетические слова, не совпадающие с орфографическими, проанализируйте их структуру.

5. Разделите на слоги 3 многосложных слова, выбранных из текста (с позиций сонорной теории слога). Определите вершину и тип каждого слога.

6. Приведите примеры слов, состоящих

- из одного открытого и одного закрытого слогов;

- из одного закрытого и одного открытого слогов;

- из двузоткрытых и одного закрытого слога;

- издвух закрытых и одного открытого слога;

- из трех открытых слогов;

- из четырех открытых слогов.

7. Из текста (Валгина, упр. 118), выберите примеры слогоделения, не совпадающего с делением слова для переноса.

8. Дайте полный анализ слогов в этих словах по плану (См. Справочные материалы).

9. Отберите из «Словаря детского языка» примеры трансформированных слов (25-30 единиц). Определите, кем они произнесены – ребенком «слогового» или «звукового» типа:

додадайда (до свиданья) –

досяня (до свидания) –

кузязюзя (кукурузя) -

лалад – (лимонад) -

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ ТЕМЫ

· Владение теоретическим материалом (в объеме предлагаемых для обсуждения вопросов)

· Владение терминологическим минимумом по теме

· Навыки анализа структуры слога

· Навыки слогоделения (по основному рекомендованному учебнику)

· Навыки полной характеристики слога

 

VI. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛОГА

 

1. Разбить слово на слоги; указать количество слогов.

2. Охарактеризовать каждый слог:

· по отношению к ударению (ударный, безударный)

· по начальному звуку (прикрытый, неприкрытый)

· по конечному звуку (закрытый, открытый)

· по характеру звучности (ровная, восходящая, восходяще-нисходящая, нисходящая).

3. Охарактеризовать соотношение слогораздела и деления слова для переноса.

4. Охарактеризовать соотношение слогораздела и морфемного членения слова.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.