Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники роста и стагнации в международном разделении труда: меняющиеся судьбы Латинской Америки






Латинская Америка, экономическая стагнация которой в 1980-х годах много раз противопоставлялась саге о восточно-азиатском развитии123, является намного более разнообразной и динамичной реальностью, чем образ, нарисованный в догматическом варианте теории зависимости124. В самом деле, до середины 1970-х годов темпы роста ведущих стран Латинской Америки были недалеки от темпов Восточной Азии (см. табл. 2.8). Только " потерянное десятилетие" 1980-х годов - следствие долгового кризиса и ухудшения условий торговли, отбросило Латинскую Америку назад125. Даже страны с высокими экспортными достижениями, такие, как Бразилия, должны были бросить свою экспортную выручку на покрытие финансовых обязательств, урезать импорт и общественные расходы в тот критический момент, когда международная конкуренция и технологическая революция требовали модернизации производственной структуры.

Таблица 2.8. Латинская Америка: структура ВВП по типу расходов в постоянных ценах 1980 г.

    Ежегодные темпы ростаа
1950-1965 гг. 1965-1974 гг. 1974-1980 гг.
ВВП Частное потребление Совокупное государственное потребление Валовые внутренние инвестиции Экспорт Импорт 5, 3 6, 2 5, 1 4, 7 6, 5 5, 5 4, 7 7, 0 5, 2 5, 0 8, 9 4, 7 6, 3 3, 7 4, 7 3, 1 8, 7 5, 7

Продолжение табл. 2.8

    Ежегодные темпы ростаа
    1980-1985 гг. 1985-1990 гг. 1950-1990 гг.
ВВП Частное потребление Совокупное государственное потребление Валовые внутренние инвестиции Экспорт Импорт 0, 3 1, 8 4, 8 -0, 4 1, 8 4, 7 1, 9 1, 7 4, 9 -8, 7 -0, 2 4, 7 5, 5 5, 8 4, 5 -9, 5 6, 0 4, 3

а Вычислено с помощью регрессии. Источник: ECLAC, на основе официальных данных.

Рассматривая проблему в долгосрочной перспективе, можно сказать, что Латинская Америка полстолетия после второй мировой войны боролась за то, чтобы осуществить переход по трем различным, хотя и перекрывающим друг друга моделям развития126. Первая модель была основана на экспорте сырья и сельскохозяйственной продукции в традиционной структуре неравного обмена, отдавая сырье и товары первичной переработки в обмен на промышленные изделия и ноу-хау из развитых регионов мира. Вторая модель была основана на импортозамещающей индустриализации, в соответствии с политикой, разработанной и насаждаемой представителями Экономической комиссии ООН по Латинской Америке - CEPAL (особенно Раулем Пребишем и Анибалом Пинто), в расчете на расширение защищенных внутренних рынков. Третья модель в попытке имитировать успешный путь развития новых индустриальных стран Азии была основана на стратегии, направленной на внешние рынки, с использованием преимущества в сравнительных издержках для завоевания доли рынка в глобальной экономике. Я утверждаю, несколько упрощая реальность, что первая модель деградировала в 1960-х годах, вторая была исчерпана к концу 1970-х; а третья в целом потерпела неудачу в 1980-х годах (за исключением случая Чили, который нужно рассмотреть особо). В результате решающим периодом реструктуризации отношений Латинской Америки с новой глобальной экономикой стали 1990-е годы. Я полагаю также, что такие неудачи были предопределены из-за объединенного воздействия трансформаций, происходящих в информациональной/ глобальной экономике, и институциональной неспособности большинства латиноамериканских стран приспособиться к таким трансформациям127. Реакция на структурный спад в 1990-х годах, по мере того как каждое общество в свой срок начинало искать специфическую форму включения во все более всепроникающую глобальную экономику, вела к растущим расхождениям между структурами латиноамериканских экономик. Поскольку этот анализ имеет решающее значение для понимания неравномерной динамики новой глобальной экономики, я рассмотрю несколько подробнее меняющуюся латиноамериканскую структуру зависимости и развития за последние три десятилетия.

Первая модель развития, самая традиционная форма коммерческой зависимости, была исчерпана в 1960-х годах в результате структурной трансформации мировой торговли и производства. В мире в целом доля неэнергетического сырья в общемировой торговле в 1970 г. составляла всего 16%, в то время как в Латинской Америке она превышала 48%. В самом деле, вплоть до 1980-х годов во всех латиноамериканских странах, за важным исключением Бразилии, сырьевые товары составляли более 50% экспорта. Эта зависимость от экспорта продукции первичного сектора ставила Латинскую Америку в невыгодное положение в мировой экономике по трем главным причинам: постоянное ухудшение условий торговли продуктами первичного сектора относительно промышленных товаров; растущая производительность сельскохозяйственного производства в самых развитых экономиках, ведущая к понижению цен и снижению спроса на мировых рынках; технологические изменения, которые вызвали замену традиционных сырьевых материалов синтетическими продуктами и новейшими материалами, а также сокращение потребления металлов благодаря переработке металлолома.

Слабость экономик, которые зависели от экспорта дешевых сырьевых товаров, была ключевым аргументом в защиту стратегии индустриализации, направленной на замещение импорта на защищенных отечественных рынках. Действительно, традиционные источники дохода сокращались, а конкуренция в открытой экономике против технологической и финансовой мощи фирм в господствующих странах считалась делом безнадежным. Хотя эти политические меры в ответ на кризис 1930-х годов предпринимались еще в 1930-х и 1940-х годах, в 1960-х годах они значительно расширились благодаря значительному притоку прямых иностранных инвестиций, главным образом из США, нацеленных на внутренние рынки. В дополнение к импортозамещающей индустриализации, в трех ведущих странах (Бразилии, Мексике, Аргентине) в 1960-х и 1970-х годах существенно вырос и экспорт, особенно в первичных ресурсоемких секторах. Эта политика была вполне успешной до середины 1970-х годов, хотя расплачиваться за нее пришлось высокой инфляцией (но не гиперинфляцией): ВВП в регионе в целом рос в среднем на 5, 3% в год в 1950-1965 гг. и на 6, 2% в год в 1965-1974 гг. Среднегодовой рост промышленного экспорта в 1970-1980 гг. составлял весомую цифру в 11, 9%, что, правда, ниже, но не намного, 15, 95% у четырех " азиатских тигров" в тот же период128. Истощение модели импортозамещающей индустриализации на фоне технологической и экономической реструктуризации, проходившей в мировой экономике с середины 1970-х годов, наступило вследствие различных факторов. Воссоздадим этот процесс в исторической последовательности.

Упадок модели сырьевого экспорта, за исключением стран - экспортеров нефти, истощил правительственные резервы, от которых зависел импорт. Два нефтяных кризиса (1974 и 1979 гг.) заставили провести перестройку в экспортном секторе. Подорванный свирепствующей инфляцией внутренний спрос начал падать, сужая базу для замещения импорта как стратегии накопления. Возникшая в результате социальная напряженность в конце 1960-х годов положила конец большей части социальных альянсов, на которые опирались латиноамериканские правительства популистского толка, и открыла дорогу ряду военных режимов, которые чаще всего только усиливали широко распространенную коррупцию и неэффективность, не говоря уже о политических репрессиях и социальном неравенстве. Однако с экономическими трудностями, переживаемыми при импортозамещающей модели, можно было бы с течением времени справиться, если бы не воздействие внешних факторов, непосредственно связанных с динамикой новой глобальной экономики. В конце концов, азиатско-тихоокеанские страны, включая Японию, Тайвань и Южную Корею, тоже проходили в 1950-1960-х годах через продолжительный период импортозамещающей политики на прочно защищенных рынках, и продолжалось это до тех пор, пока их промышленность не подготовилась к постепенному наступлению на мировую экономику. Решающим образом процесс развития Латинской Америки исказили безответственное накопление огромной задолженности в конце 1960-х и денежно-кредитная политика, разработанная для разрешения долгового кризиса в 1980-х годах.

Много было написано о происхождении долгового кризиса в Латинской Америке и других областях мира и о процессах, которые к нему привели, и многое из написанного является открытой идеологической пропагандой как со стороны догматических левых критиков129, так и со стороны ортодоксальных экономистов неоклассической школы130. На самом деле история относительно проста131. В двух словах она выглядит так: на глобальных финансовых рынках излишек нефтедолларов, которые нужно было вложить в оборот, скопился в тот самый момент, когда экономики развитых стран оказались в наиболее глубокой после 1930-х годов рецессии, а процентные ставки, низкие в номинальном выражении, в реальном выражении были отрицательными. Частные международные банки, особенно в США, увидели возможность дать денег взаймы правительствам латиноамериканских стран, особенно тех, которые были богаты нефтью и тем самым потенциально платежеспособны. Но банки не были слишком разборчивы: любое правительство, которое стремилось к крупному займу, могло его получить. Банки рассчитывали, что они получат возможность оказать политическое давление на латиноамериканские правительства, если те придут к дефолту, что со временем и случилось.

Правительства использовали займы по-разному, часто непродуктивно, иногда экстравагантно: военные диктаторы Аргентины использовали деньги на закупку вооружений, чтобы попытаться отнять Мальвины у Британии, тем самым помогая политической карьере Тэтчер; в Мексике Лопес Портильо и многие государственные компании погрязли в коррупции, превышающей обычный уровень, успешно создавая наибольшую в мексиканской истории задолженность именно в период бума в нефтяных ценах, производстве и экспорте; Венесуэла вбухала много денег в убыточные государственные корпорации, особенно в сталеплавильной и нефтехимической отраслях, разрушая страну ради выгоды технократов, руководящих такими корпорациями; Боливия Банзера использовала государственные деньги, чтобы расширить малопродуктивные государственные расходы и поддержать ориентированные на экспорт частные инвестиции в развитие зоны пампасов, создав потенциал для выращивания коки и нелегального производства кокаина. Пожалуй, только Бразилия пыталась инвестировать хотя бы часть полученных кредитов в перестройку промышленной и коммуникационной инфраструктуры страны, однако это происходило на фоне расточительного управления, осуществляемого запутавшимся военным режимом. Таким образом, совпадение интересов частных финансовых компаний, главным образом американских, предоставлявших безответственные займы, и латиноамериканских правительств, дурно использовавших эти займы, создало финансовую бомбу замедленного действия, которая и взорвалась в 1982 г., когда Мексика отказалась от выплаты долга.

Сцена была подготовлена для второго акта драмы: появляются международные кредитные институты во главе с Международным валютным фондом (МВФ)132. Ведущие латиноамериканские страны, находившиеся в состоянии финансового банкротства, были поставлены перед выбором: либо обрезать свои поврежденные связи с глобальной экономикой, либо решиться на глубокую реструктуризацию своих экономик, строго следуя политике, разработанной для каждой страны Международным валютным фондом от лица клуба кредиторов. Немногие правительства посмели сопротивляться 133. А те, которые пытались, делали это с таких слабых позиций, полагаясь на нереалистичную демагогию без реальной политической поддержки, что быстро кончили позорным провалом. Алан Гарсия из Перу был самым ярким примером такой обреченной стратегии. Таким образом, с вынужденного согласия попавших в ловушку правительств вдохновленные МВФ экономисты в 1980-х годах приступили к работе по реструктуризации латиноамериканских экономик. Хотя принципы неоклассической ортодоксии свободной торговли провозглашались неустанно (при игнорировании разнообразия экономических теорий и опыта и, следовательно, губительности любой самоуверенной ортодоксии), в центре всей новой политики стояли две меры, а общая стратегия преследовала одну несложную цель. Этими двумя мерами были: а) контроль над инфляцией, особенно путем резкого сокращения государственных расходов, проведения политики жесткой бюджетной экономии, сужения кредита и предложения денег и снижения реальной заработной платы; б) возможно более широкая приватизация государственного сектора, особенно его самых прибыльных компаний, путем предложения их на торгах иностранному капиталу. Фундаментальная цель, которую преследовали, предлагая эти меры, состояла в том, чтобы гомогенизировать макроэкономические характеристики Латинской Америки, подтянув их к характеристикам открытой глобальной экономики. В этом случае инвестиции могли бы притекать из любого места в мире и утекать куда угодно, свободная торговля могла бы развиваться, а производство можно было бы переносить в любую область региона. В этом процессе растущая конкурентоспособность экономик позволяла бы выплачивать проценты по долгу. Хотя непосредственная цель этой политики состояла в том, чтобы не допустить массового дефолта по внешним долгам и тем самым предотвратить развертывание международного банковского кризиса, конечной целью реструктуризации обремененных долгами латиноамериканских экономик было включение континента или, по крайней мере, самых продуктивных, потенциально динамичных сегментов экономики каждой страны в новую глобальную экономику. Таким образом, события шли от безответственного кредитования к безответственным расходам, а затем к монетаристскому диктату МВФ и клуба кредиторов, которые поручили альянсу способных и благонамеренных демократов и технократов вывести свои страны в открытое море глобальной экономики.

На деле, несмотря на всю рекламную шумиху вокруг Латинской Америки в период написания этой книги, все это сработало не вполне так, как предполагалось. Стратегическая цель программы реструктуризации состояла в том, чтобы сделать экономики Латинской Америки конкурентоспособными в новой мировой экономике, что подразумевало их способность конкурировать в промышленном экспорте. Однако предпосылкой такой конкурентоспособности была технологическая модернизация латиноамериканской производственной базы т. Без нее экспорт региона мог расти на базе стратегии урезания затрат в производстве дешевых промышленных товаров, но никогда не смог бы подняться до конкурентоспособного экспорта дорогих промышленных товаров. Однако модернизация технологической инфраструктуры (от телекоммуникаций до НИОКР и обучения рабочей силы) требовала массированных государственных и частных инвестиций в тот самый момент, когда политика жесткой экономии и сокращения расходов оставила латиноамериканские правительства и компании без ресурсов135. Кроме того, компании и богатые люди стремились к собственному выживанию, помещая свои сбережения в международные финансовые сети, так что в 1980-х годах чистый трансферт частного капитала из Латинской Америки был больше, чем общая задолженность региона136. Что касается эволюции торговли, то, согласно тщательному статистическому анализу Бразилии, Мексики и Аргентины, проведенному Паоло Геррьери 137, в течение 1970-х годов и до долгового кризиса начала 1980-х экспорт рос быстрее, чем в среднем в мире, и доля мирового экспорта по трем странам увеличилась на 76%. В противоположность этому в течение 1980-х годов весь регион страдал от промышленной стагнации, а доля трех стран в мировом экспорте упала на 39%. В основе снижающейся конкурентоспособности латиноамериканских экономик, согласно Геррьери и ряду латиноамериканских экономистов, лежит неспособность стран и фирм трансформировать свою технологическую базу в той ситуации, когда промышленный экспорт стал решающим фактором экономического роста. Так, с одной стороны, по трем странам доля промышленной продукции в общем экспорте возросла с 25, 6% в начале 1970-х годов до примерно 55% в конце 1980-х годов. Но при раздельном анализе роста промышленного экспорта по секторам картина становится тревожной. Следуя типологии Геррьери и рассматривая его данные по Мексике, Бразилии и Аргентине (см. табл. 2.9), можно увидеть, что рост промышленного экспорта был сосредоточен в первичных ресурсоемких продуктах и продукции пищевой промышленности (в случае Бразилии - также и в продукции, требующей масштабного производства, такой, как продукция автомобилестроения). С другой стороны, продукция, основанная на научных исследованиях (например, электроника, специальные химические вещества), и специализированная продукция производственного назначения (например, продукция машиностроения), т. е. сектора с более высокой добавленной стоимостью и с наибольшим темпом роста в мировой торговле не только играли скромную роль в общем экспорте, но и значительно сократили свою конкурентоспособность во второй половине 1980-х годов. Политика 1980-х годов действительно обратила вспять ослабление технологической зависимости, достигнутое Латинской Америкой в 1970-х годах 138. Снижение технологической мощи негативно повлияло на всю производственную структуру, подрывая производительность и конкурентоспособность в стратегических секторах. Согласно Геррьери, " в случае новых индустриальных экономик Латинской Америки эти технологические связи среди фирм и секторов либо отсутствовали, либо осуществлялись очень плохо, особенно в течение последнего десятилетия [1980-х годов]. Слабая технологическая взаимозависимость внесла очень большой вклад в существенное ухудшение долгосрочной конкурентной позиции трех латиноамериканских экономик" 139.

Таблица 2.9.

Доля новых индустриальных стран Латинской Америки в мировом экспорте, 1970-1990а гг.

    1970г. 1976г. 1979г. 1982г.
Общий объем торговли Сельскохозяйственная продукция Топливо Прочие сырьевые товары Пищевая промышленность Традиционная продукция Первичные ресурсоемкие продукты Продукция, требующая значительного масштаба производства Специализированная продукция производственного назначения Наукоемкая продукция Прочие виды продукции 1, 99 1, 94 2, 10 2, 89 5, 84 5, 62 5, 21 4, 91 0, 04 0, 56 1, 70 5, 70 4, 50 7, 57 6, 38 9, 18 6, 63 6, 87 7, 14 7, 00 1, 02 1, 40 1, 53 1, 34 0, 61 0, 57 0, 75 1, 99 0, 60 0, 76 1, 12 1, 43   0, 32 0, 58 0, 83 0, 90 0, 43 0, 56 0, 65 0, 80 10, 32 10, 31 7, 59 6, 66

Продолжение табл. 2.9

    1984 г. 1986 г. 1988 г. 1990 г.
Общий объем торговли 3, 51 2, 69 2, 41 2, 13
Сельскохозяйственная продукция 5, 63 5, 02 4, 18 5, 23
Топливо 6, 34 4, 15 3, 98 3, 94
Прочие сырьевые товары 8, 65 5, 01 5, 17 9, 80
Пищевая промышленность 8, 89 8, 03 7, 98 5, 62
Традиционная продукция 2, 09 1, 93 1, 52 1, 18
Первичные ресурсоемкие продукты 3, 28 2, 94 3, 52 2, 58
Продукция, требующая значительного                
масштаба производства 2, 06 1, 76 2, 12 1, 84
Специализированная продукция                
производственного назначения 1, 32 1, 41 1, 00 0, 92
Наукоемкая продукция 1, 40 1, 94 1, 17 0, 97
Прочие виды продукции 7, 61 1, 87 0, 46 0, 67

а Процентные доли в стоимостях для каждой группы товаров. Источник: База данных SIE-World Trade; разработано Guerrieri (1994).

 

Таблица 2.10.

Доля крупнейших латиноамериканских стран в мировом экспорте, 1970-1990 гг.

    Мексика Бразилия
1970-1973 гг. 1970-1982 rr. 1987-1990гг. 1970-1973гг. 1970-1982гг. 1987-1990гг.
Общий объем торговли 0, 455 0, 943 0, 815 1, 023 1, 143 1, 135
Сельскохозяйственная продукция 1, 260 1, 143 1, 345 1, 850 1, 223 1, 770
Топливо 0, 018 3, 603 4, 173 0, 050 0, 043 0, 000
Прочие сырьевые товары 1, 193 1, 523 1, 753 3, 600 6, 073 5, 385
Пищевая промышленность 0, 853 0, 338 0, 538 3, 408 4, 973 4, 190
Традиционная продукция 0, 430 0, 223 0, 350 0, 673 0, 938 0, 838
Первичные ресурсоемкие продукты 0, 503 0, 450 0, 725 0, 160 0, 805 1, 925
Продукция, требующая значительного масштаба производства 0, 288 0, 255 0, 650 0, 225 0, 855 1, 115
Специализированная продукция производственного назначения 0, 058 0, 138 0, 298 0, 205 0, 663 0, 583
Наукоемкая продукция 0, 208 0, 113 0, 535 0, 140 0, 523 0, 503
Прочие виды подукции 0, 858 1, 193 0, 175 8, 590 5, 658 0, 350

Продолжение табл. 2.10

    Аргентина Чили
1970-1973 гг. 1970-1982 гг. 1987-1990гг. 1970-1973 гг. 1970-1982 гг. 1987-1990 гг.
Общий объем торговли 0, 573 0, 475 0, 330 0, 300 0, 238 0, 255
Сельскохозяйственная продукция 2, 290 2, 815 1, 495 0, 108 0, 318 0, 668
Топливо 0, 000 0, 000 0, 033 0, 005 0, 000 0, 000
Прочие сырьевые товары 0, 078 0, 080 0, 080 1, 698 1, 730 2, 823
Пищевая промышленность 3, 178 2, 158 2, 030 0, 123 0, 340 0, 498
Традиционная продукция 0, 228 0, 288 0, 190 0, 023 0, 063 0, 078
Первичные ресурсоемкие продукты 0, 043 0, 313 0, 285 2, 500 1, 483 1.553
Продукция, требующая значительного масштаба производства 0, 168 0, 198 0, 195 0, 033 0, 048 0, 043
Специализированная продукция                        
производственного назначения 0, 133 0, 148 0, 088 0, 003 0, 013 0, 008
Наукоемкая продукция 0, 130 0, 093 0, 073 0, 005 0, 015 0, 005
Прочие виды подукции 0, 085 0, 033 0, 013 0, 003 0, 030 0, 295

Источник: SIE-World Trade data base; разработано Guemeri (1994).

Чистым результатом политики реструктуризации 1980-х годов для Латинской Америки оказались экономическая отсталость и болезненный социальный кризис140. В резком контрасте с прошлым опытом нашего столетия, с его стабильным экономическим ростом, в 1980-1991 гг. индекс ВВП на душу населения в Латинской Америке показал негативные среднегодовые темпы роста (-0, 3%). Разумеется, во всех странах, за исключением Бразилии, инфляция была постепенно поставлена под контроль: мертвые не шевелятся. А экономики крупнейших стран Латинской Америки, если судить по показателям в пересчете на душу населения, в течение 1980-х годов были почти мертвы (Бразилия в соответствии с ее характером еще подавала признаки жизни): в крупнейших странах Латинской Америки ВВП надушу населения в 1990 г. повсюду, за исключением Колумбии и Чили, был ниже или едва достигал уровня 1982 г. Эти исключения нужно принять в расчет. Колумбия показала в течение 1980-х годов очень хорошие результаты как по темпам роста, так и по контролю над инфляцией. Объяснение, невзирая на протесты колумбийских официальных экономистов, очень просто: именно в течение 1980-х годов она стала ключевым центром накопления капитала и управления торговлей в одной из самых процветающих отраслей в мире - производстве и распространении кокаина141. Ниже я подробно проанализирую эту новую форму включения в глобальную экономику (см. т. III).

Что касается Чили, квинтэссенции модели идеологов свободной торговли (первоначально рекомендованная в 1970-х годах так называемыми чикагскими мальчиками и поддержанная Международным валютным фондом при диктатуре Пиночета), то это действительно случай успешного перехода к новой стратегии движимого экспортом роста142. Все же это часто неправильно истолковывается, поскольку, как видится из перспективы 1990-х годов, в чилийском развитии поочередно действовали две разные модели роста143. Первая, при диктатуре генерала Пиночета (1974-1989 гг.), прошла через кризис в 1980-1982 гг., а в конце 1980-х столкнулась с серьезными трудностями. Вторая модель в условиях политической демократии 1990-х годов может дать шанс для длительного экономического роста в новой глобальной экономике. Две чилийские модели представляют расходящиеся пути Латинской Америки в будущее. Поэтому, по причине неразберихи, возникшей в международных кругах, когда Чили сделали витриной латиноамериканского экономического развития, существенно перепутав при этом различные экономические политики, я нахожу необходимым напомнить некоторые черты этого уникального опыта.

Классификация основана на Стандартной международной торговой классификации (SITC) (трехзначный уровень) в соответствии с критериями, использованными ECLAC в El comercio de manufacturas de America Latina: Evolucion у estructura 1962-1989 (LC/R.1056, Santiago, Chile, September 1991) и в Interindustry Trade: A comparison between Latin America and some industrial countries (LCfR.llOl, Santiago, Chile, November 1991).

Источник: Оценки на основе первичных данных, взятых из Latin American and Caribbean External Trade Data Bank (BADECEL); Statistic and Projection Division, ECLAC.

Рис. 2.6. Чили: эволюция экспорта (1970, 1980 и 1989 гг., млрд. долл. США)

 

В корыстных рассуждениях экономистов Международного валютного фонда и других апологетов свободного рынка чилийские экономические успехи в 1980-х годах были преувеличены. Проверим данные: среднегодовой рост ВВП на душу населения в 1980-1989 гг. в Чили составлял 1, 0%. В течение всего периода диктатуры (1974-1989 гг.), чилийский ВВП рос в среднем на 3% в год, что, конечно, лучше печальных результатов Латинской Америки в 1980-х годах, но едва ли сравнимо с восточно-азиатскими темпами роста. Годовая инфляция в 1980-х годах составляла в среднем свыше 20% - лучше, чем у соседей, больных гиперинфляцией, но по международным стандартам - на тревожном уровне. Что касается экспорта, хотя в 1970-х годах он рос высокими темпами (10, 4% в год), в 1980-1991 гг. этот рост сократился наполовину (до 5, 2% в среднем за год). Более того, таблица 2.10, рассчитанная Геррьери на основе его мировой базы данных, дает удивительную информацию: после полутора десятилетий роста чилийская доля мирового экспорта в 1987-1990 гг. была ниже, чем его доля в период правительства Альенде (1970-1973 гг.). Первая причина такого явления вполне очевидна: общая мировая торговля росла быстрее, чем чилийская. Вторая причина менее очевидна и более важна: она касается структуры чилийской торговли. Как показано в табл. 2.10, в то время как чилийский экспорт демонстрировал очень хорошие результаты в сельскохозяйственной продукции и продукции других пищевых отраслей, он оставался застойным в продукции с высокой добавленной стоимостью, основанной на научных исследованиях, и в продукции специализированных поставщиков. Экспорт концентрировался в двух категориях: продовольствие и сырье (медь, продукция лесной промышленности, сельскохозяйственная продукция, вино и т.д.) и ресурсоемкие продукты обрабатывающей промышленности (рыбопродукты, консервированные морепродукты, целлюлоза и рыба, выращиваемая на рыбоводческих фермах) (см. рис. 2.6). Доля промышленных товаров в экспорте была очень мала: наделе Чили в отличие от стран Азиатско-тихоокеанского региона, которым правительство хотело бы подражать, переживало, особенно в течение 1970-х годов, тяжелую деиндуст-риализацию: в 1982 г. промышленный ВВП на душу населения упал до 69% от уровня 1972 г. и поднялся до 93% только в 1990 г. ВНП на душу населения в 1990 г. оставался все еще ниже 2000 долл. Что касается выгод экономического роста для чилийского народа, процент ВВП, который шел на заработную плату, снизился с 42, 7 в 1970 г. до 33% в 1985 г., так что между 1982 и 1989 гг. реальная заработная плата слегка снизилась, а покупательная способность минимальной зарплаты существенно упала. В результате, в 1987 г. 44, 7% населения находилось ниже уровня бедности и 17% - в условиях крайней нищеты 144. Однако, со всеми этими оговорками Чили лучше, чем остальная Латинская Америка, прошло через " потерянное десятилетие" 1980-х годов. Почему? Решающим элементом в пришпоривании экономического роста был бурный подъем экспорта: он увеличился с 12% ВВП в 1974 г. до 32% в 1989 г. Условия достижения этого результата были связаны с пятью основными факторами:

1) до конца 1980-х годов авторитарное правительство своей жесткой политикой обеспечивало низкий уровень трудовых издержек и, что самое важное для экономики, опирающейся на природные ресурсы, допускало абсолютное отсутствие охраны природной среды. Это резко повысило конкурентоспособность чилийских продуктов в секторах, где соблюдение норм охраны окружающей среды является одним из главных препятствий для быстрых прибылей145 (например, развитие производства рыбопродуктов в Чили было облегчено тем, что фирмам позволили вылавливать всю рыбу на отмелях неподалеку от берега и посылать ее на переработку, не утруждая себя выполнением каких-либо дальнейших формальных процедур);

2) существование в агробизнесе очень сильной чилийской буржуазии, обладающей капиталом и предпринимательским мастерством, достаточными для вступления на мировой рынок на базе передовой технологии. Хорошим примером этой стратегии является развитие чилийского рыбоводства, экспортного сектора, бурно развивающегося на базе имитирования норвежской технологии;

3) солидная поддержка со стороны международных кредитных институтов, особенно Международного валютного фонда, решившего сделать Чили витриной стратегии развития новой мировой экономики, движимого торговлей;

4) существенные прямые иностранные инвестиции (почти 1 млрд. долл. в год в 1983-1990 гг.), поощряемые кредитоспособностью Чили в международных институтах;

5) а также, по иронии судьбы, живучесть сильного и доходного государственного сектора при Пиночете, позволившая чилийскому правительству получать необходимые средства для продолжения своих проектов инфраструктурного развития, несмотря на сокращение импорта, связанное с жесткой денежной политикой. CODELCO, чилийская медная монополия, национализированная при Альенде, не была приватизирована при Пиночете и по-прежнему кормила чилийское правительство и через него чилийский бизнес. В стране пылких борцов за свободный рынок инвестиции государственного сектора выросли с 4, 7% ВВП в 1982 г. до 8% в 1987146.

Однако к концу 1980-х годов " неолиберальная" чилийская модель достигла потолка своих возможностей. С одной стороны, массовая бедность и стагнация средней реальной заработной платы ограничили внутренний рынок растущим, но относительно малочисленным богатым средним классом. С другой стороны, чтобы в условиях внешней ориентации экономики обеспечить переход к экспорту продукции с более высокой добавленной стоимостью, необходимо было увеличить технологические мощности, включая информационные и коммерческие сети на внешних рынках. Кроме того, растущая оппозиция традиционно демократического чилийского общества режиму Пиночета вызывала политическую нестабильность, создавая потенциальный риск для существенных иностранных инвестиций. В последний период режима Пиночета экономический рост сократился до 3%, норма инвестиций упала ниже 18% ВВП, а инфляция в конце 1989 г. достигла годового темпа в 30%.

Новое, демократически избранное правительство, которое пришло к власти в Чили в марте 1990 г., поставило целью консолидацию роста в открытой экономике, одновременно занявшись перераспределением доходов и социальными программами улучшения жилищных условий, обеспечения социальной стабильности и расширения внутренних рынков. Четыре года администрации президента Эйлвина на большинстве фронтов были довольно успешными. ВВП в 1990-1993 гг. рос в среднем на 7% в год, снова подталкиваемый экспортом, доля которого в ВВП возросла с 32 до 35%. Но ключевое отличие от прежней политики состояло в том, что реальная заработная плата возрастала на 4% в год, минимальная заработная плата повысилась на 24%, перераспределение доходов существенно улучшилось и доля населения, живущего ниже уровня бедности, снизилась до 32, 7 %, в то время как правительство занялось крупномасштабной жилищной программой. К 1993 г. инфляция была сокращена примерно до 12% в год. В укреплении шаткого чилийского " чуда" решающую роль сыграли две политики: с одной стороны, социальный договор между правительством, бизнесом и профсоюзами, который дал правительству место и время для маневра; с другой стороны, налоговая реформа, которая существенно увеличила налоговые доходы, снабдив ресурсами возросшие социальные расходы и начальные этапы модернизации технологической инфраструктуры. К несчастью, правительственная политика, хотя и вновь вписанная политически корректным языком в официальные заявления, продолжала искажаться ради прибыльности экономики, основанной на экспорте природных ресурсов. Чили все еще стоит перед структурной проблемой, связанной со слабой технологической базой страны, которая нуждается в улучшении, чтобы перейти на экспорт с более высокой добавленной стоимостью, особенно если Чили присоединится к NAFTA*. Однако благодаря своей привлекательности для иностранных инвестиций страна может оказаться способной осуществить полный переход к новой модели конкуренции в открытой экономике. В самом деле, компетентное экономическое управление, восстановление демократической стабильности и предпринимательский класс сделали Чили излюбленным объектом иностранных инвестиций. Вступление Чили в новую модель развития в течение 1990-х годов может быть вознаграждено включением страны в глобальные экономические сети как раз вовремя, чтобы компенсировать эффекты исчерпанности модели экспорта, основанной на экстенсивной и отчасти губительной эксплуатации природных ресурсов.

Из чилийского опыта должен быть извлечен важный урок. После краха модели замещения импорта под давлением глобальной экономики, осуществлявшимся международными частными банками и МВФ, латиноамериканские экономики могли выжить только в новой форме включенности в глобальную экономику, для которой экспортная мощность экономики и способность привлекать иностранные инвестиции являются решающими факторами. Чили в своем двухэтапном развитии показало осуществимость этого, но также и социальные издержки и деградацию природной среды, вызванные такой стратегией.

Мексика, с другой стороны, была страной, которая предприняла самый смелый шаг в направлении новой, экспортоориентированной модели, осуществив полную интеграцию в североамериканскую экономику147. В результате даже до подписания NAFTA Мексика получила в 1990-1991 гг. свыше 28 млрд. долл., а в 1992 г. дополнительно 35 млрд. долл. иностранных инвестиций, что составляет более половины всех иностранных инвестиций в Латинскую Америку. Расширяющаяся промышленная база, за пределами анклавов макучладорас (maquiladoras), превращает Мексику в индустриальную платформу для продажи на интегрированном североамериканском рынке промышленных товаров, произведенных в Мексике с более низкими затратами, чем в Соединенных Штатах, при аналогичных уровнях производительности148. Экспорт из Мексики составил в 1992 г. почти четверть ее ВВП. Однако торговый дефицит Мексики, ее крайняя зависимость от глобальных потоков капитала и чувствительность финансовых потоков к политической обстановке в стране в 1994 г. ввергли Мексику в опустошительный финансовый кризис, который, после того как США пришли на помощь мексиканской экономике, теперь неразрывно связанной с экономикой своего могущественного соседа, привел к падению курса доллара149.

Латинская Америка со всеми уникальными особенностями столь разнообразного континента находилась в 1990-х годах в процессе интеграции в новую глобальную экономику, хотя и снова в подчиненном положении. Не считая Чили и Мексики, экспорт региона в целом, составлявший в 1980 г. около 15% ВВП, в 1992 г. составил 20, 6% ВВП. С начала 1990-х годов в некоторые страны, особенно в Мексику, Чили, Бразилию и Аргентину, потекли иностранные инвестиции150. Даже Перу, где в 1980-х годах экономика буквально разваливалась, под воздействием потоков массированных прямых иностранных инвестиций и быстро расширяющейся торговли в 1993-1995 гг. с блеском обратило вспять свое падение (см. рис. 2.7). Это случилось, когда президент Фуджимори добился некоторой политической стабильности и, чтобы восстановить хорошую репутацию в глазах МВФ, которую страна потеряла за годы правления Алана Гарсиа, навязал " Фуджишок" 151. То, что около 60% перуанского населения по-прежнему живет ниже уровня бедности, не подрывает важность того факта, что страна, которая в 1992 г. имела ВВП на душу населения на 30% ниже, чем десятилетием раньше, стала в 1994 г. страной с наивысшим темпом роста в мире (12%).

Источник: Вапсо Central de Reserva. Рис. 2.7. Перу: процентное изменение совокупного ВВП, 1988-1994 гг.

Однако поскольку массированные иностранные инвестиции как в акции, так и в недвижимость являются существенной частью нового экономического динамизма в Аргентине, Перу, Мексике, Боливии и, до некоторой степени, в Бразилии, мы, быть может, наблюдаем искусственный рост богатства этих экономик, называя инвестициями то, что в основе своей является передачей собственности на существующие активы, особенно в приватизированных государственных компаниях в стратегических секторах. Поэтому новое процветание региона может отчасти оказаться финансовым миражом, подвластным обратимым потокам капитала, неустанно сканирующего планету в поисках краткосрочной прибыльности и позиций в стратегических секторах (таких, как телекоммуникации). Конкурентоспособности экспортоориентированных экономик, включая бразильскую, препятствует технологическая отсталость, от которой все еще страдает Латинская Америка. Более того, социальная деградация и опустошение природной среды, вызванные вдохновленной МВФ политикой 1980-х годов152, не были обращены вспять в новой модели экономического роста, которая отдает жесткой бюджетной экономии и внешней конкурентоспособности приоритет над любыми другими критериями. Поэтому широко распространенная бедность сужает потенциальные внутренние рынки, вынуждая экономики к выживанию в глобальной конкуренции путем урезания расходов на оплату труда, социальное обеспечение и защиту природной среды.

Впрочем, в целом, после болезненной реструктуризации 1980-х годов в 1990-х Латинская Америка была включена в новую глобальную экономику, в рамках которой динамичные сегменты экономик всех стран вовлечены в международную конкуренцию в сфере продажи товаров и привлечения капитала. Цена этой включенности была очень высокой153: существенная доля латиноамериканского населения была исключена из динамичных секторов как в качестве производителей, так и в качестве потребителей. В некоторых случаях люди, города и регионы восстановили связи друг с другом через местную неформальную экономику и экспортоориентированную криминальную экономику (см. " Криминальная глобальная экономика" в томе III). Вот почему будущее Латинской Америки и нынешние формы ее включенности в информациональную/глобальную экономику будут зависеть от относительного веса двух противоположных моделей развития, одна из которых ближе к Чили времен Пиночета и основана на безжалостной эксплуатации населения и опустошении природной среды ради укрепления своих позиций в жесточайшей конкуренции на внешних рынках, а другая ближе к модели демократического Чили 1990-х годов, объединяющая внешнюю конкурентоспособность, социальное благосостояние и расширение внутреннего рынка на базе перераспределения богатства и ускоренной технологической и управленческой модернизации. В действительности, именно эта последняя модель отражает реальность восточно-азиатского развития, которое часто предлагается Латинской Америке в качестве ролевой модели.

Два процесса экономической реструктуризации, идущие в середине 1990-х годов, определят судьбу Латинской Америки в начале XXI в. Первый - это успешная интеграция Мексики, затем Чили, а позднее и других экономик в NAFTA. При всех болезненных последствиях, которые интеграция повлечет и для американских рабочих, и для мексиканских крестьян, мобильность труда, капитала и технологий в такой большой, динамичной, интегрированной экономической области будет благоприятствовать инвестициям, поможет отчасти избежать расточительства, связанного с правительственной коррупцией, открыть новые рынки и стимулировать распространение технологий. Кроме того, одностороннюю зависимость будет труднее поддерживать в условиях сложности, созданной новой региональной экономикой. Осуществимость NAFTA будет, однако, зависеть от способности Мексики демократизировать государство и перераспределить богатство среди населения в целом.

Второй процесс - это проект экономической реструктуризации и социальных реформ, предпринятый президентом Кардозу в Бразилии в 1995 г. Бразилия является экономической и технологической энергостанцией Латинской Америки и имеет десятую по величине экономику в мире. Но она также является одной из стран с наибольшим социальным неравенством на планете, гигантом, ослабленным недостатком образования и неграмотностью значительной части населения154. Когда рабочая аристократия и популистские политиканы блокируют реформы, а деловые элиты крепко держатся за традицию выпрашивания правительственных субсидий и нелегального экспорта прибылей, шансы на успех представляются неопределенными. Однако, если в начале XXI в. Бразилия продолжит технологическую реконструкцию своей производственной структуры, несколько улучшив распределение доходов и начав крупномасштабную программу государственных инвестиций в образование и здравоохранение, она сможет стать существенным компонентом глобальной экономики и увлечь за собой по пути развития немалую часть Латинской Америки. Однако ни в Бразилии, ни в Мексике успешное включение в новую информациональную экономику не гарантирует интеграцию в ней их народов; и многие люди могут оказаться, как писал в 1992 г. мой соавтор Фернандо Энрике Кардозо, " не стоящими даже эксплуатации, не имеющими значения, не представляющими интереса для развивающейся глобализованной экономики" 155.

123 Gereffi (1989); Evans (1987).

124 Теория зависимости сыграла решающую роль в изучении развития, преобразив и диверсифицировав теоретическую парадигму, в которой господствовала до тех пор теория модернизации, основанная на этноцентрическом подходе и часто игнорировавшая историческую реальность развивающихся стран. Работа Femando Henrique Cardoso and Enzo Faletto (1969) была интеллектуальным источником наиболее продуктивного, тонкого подхода к анализу отношений между зависимостью и развитием. Однако примерно в это же время по всему миру, и особенно в Латинской Америке, распространился догматический вариант теории зависимости, чрезмерно упрощающий проблемы и полностью сводящий сложности процесса развития к динамике иностранного господства. Наиболее известным автором этой догматической школы является Андре Гундер Франк (Frank 1967), весьма почтенный ученый, увлеченный, однако, своими идеологическими пристрастиями. Разумное и современное обсуждение теории зависимости см. Lidia Goldenstein (1994).

125 Sainz and Calcagno (1992); Frischtak (1989).

126 Bradford (ed.) (1992); Fajnzylber (1988); Kuwayama (1992); Castells and Lasema (1989).

127 Fajnzylber (1983); Touraine (1987); Stallings and Kaufman (eds) 1989); Calderon and dos Santos (1989, 1995).

128 World Bank (1994).

129 Payer(1974).

130 Feldstein et al. (1987).

131 За интерпретацию долгового кризиса, представленную здесь, несу ответственность, разумеется, только я один. Однако я опирался на анализ и информацию из нескольких источников, среди которых: Stallings (1992); French-Davis (ed.) (1983); Arancibia (1988); Schatan (1987); Griffith-Jones (1988); Calderon and dos Santos (1995); Sinkel (ed.) (1993).

132 Stallings (1992); Siddell (1987); Gwin and Feinberg (1989); Haggard and Kaufman (eds) (1992).

133 В 1993 г. Бразилия показала миру, что о платежах по внешним долгам можно вести переговоры непосредственно с банками-кредиторами, без вмешательства Международного валютного фонда. Фернандо Энрике Кардозу, тогда министр финансов Бразилии, достиг в Нью-Йорке соглашения с главными кредиторами своей страны, не вовлекая МВФ в переговоры и избежав тем самым потери свободы в экономической политике. Я не думаю, что эта свобода маневра и планирования политики с учетом специфических условий страны не связана с замечательным успехом принадлежащего Кардозу Plan Real в контроле над инфляцией в 1994 г. Разумеется, не все страны имеют вес Бразилии, помогающий избежать диктата МВФ. Однако удивительный случай покорности России политике МВФ (в обмен на скудную помощь), несмотря на ее национальную мощь, показывает, что уверенность правительства в себе есть один из главных факторов управления процессами в новой глобальной экономике.

134 Bradford (ed.) (1994); Fajnzylber (1990); Katz (1994); Katz (ed.) (1987); Castells and Lasema (1989).

135 Massad (1991).

136 Sainz and Calcagno (1991).

137 Guerrieri (1994).

138 Guerrieri (1994); Katz (1994).

139 Guerrieri (1994: 198).

140 Sainz and Calcagno (1992); CEPAL (1990b). Пример роста нищеты в динамичных метрополисах Латинской Америки см. в анализе метрополиса Сан-Паулу: SEADE Foundation (1995). Источниками данных по экономическому росту являются Отчеты о мировом развитии Всемирного банка.

141 Handinghaus (1989); Garcia Sayan (ed.) (1989); Arrieta et al. (1991).

142 Fontaine (1988); CEPAL (1986, 1994); Sainz and Calcagno (1992).

143 Foxley (1995). Данные по Чили см. MIDELPLAN (1994).

144 Sainz and Calcagno (1992); Foxley (1995).

145 Collado (1995); Quiroga Martinez (ed.) (1994).

146 Sainz and Calcagno (1992: 22, n.6).

* NAFTA (North American Free Trade Agreement) - Североамериканское соглашение о свободной торговле. - Прим. пер.

147 Martinez and Farber (1995); Skezely (1993); Pozas (1993); Rogozinski (1993); Randall (ed.) (1992); Cook, Middlebrook, and Molinar (eds) (1994). 148 Shaiken (1990). 149 Business Week (1995b).

150 Bradford (ed.) (1994).

151 Chion (1995).

152 Nelson (ed.) (1990, 1992); обзор литературы о бедности в Латинской Америке в 1980-1990-х годах см. Faria (1995); о процессах разрушения природной среды, связанных с новыми моделями роста, которые проповедует МВФ, см. Vaquero (ed.) (1994).

153 Коллективные размышления выдающихся латиноамериканских интеллектуалов о новом историческом курсе развития см. в трех томах отчетов симпозиума, созванного в Мехико в 1991 г.: Coloquio de Inviemo (1992).

154 SEADE (1995); Economist (1995с).

155 Cardoso (1993: 156).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.