Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как это сделать?






Первое, что приходит на ум, вернуть прежнюю, советскую систему воспитания со спортивными секциями, дворовыми площадками, внешкольным образованием, и т.д. и т. п. Это, конечно же, лучше чем то, что происходит с молодёжью сейчас. Но в одну реку нельзя войти дважды. Время ушло, система: идеологическая, экономическая, социальная, политическая и др., полностью сменилась. Нельзя вписать бывшие формы воспитания в новую уродливую общегосударственную систему, пожирающую всех, в т.ч. и её создателей. Нетрудно представить, во что превратятся бывшие пионерские комнаты, лагеря, секции, спортшколы и пр. Кто будет их хозяином, и что будут там делать во имя денежной прибыли, под прикрытием государственных интересов.

Можно оттачивать и совершенствовать современные педагогические разработки, методики и т.п., переориентировать всю махину госаппарата, занятого в системе образования, со всеми структурами, институтами, бесчисленными сотрудниками. На это опять уйдут триллионы рублей, тысячи тонн бумаги, миллионы человеко-часов, потраченных на согласования, убеждения, поездки, саммиты, заседания. Результат вряд ли улучшится, если сама жизнь, экономическое пространство, о котором мы говорили выше, калечат подрастающее поколение нравственно и физически. Кто может твёрдо сказать, что оно не искалечит его детей, его внуков? При существующем положении вещей этот процесс многократно ускоряется, и гарантии в том, что их дети под влиянием окружающей среды не испортятся, не попадут в железный капкан растлевающего экономического пространства, родителям не может дать никто – ни государство, ни его школа.

Эту гарантию мы можем дать своим детям только сами. Мы ведь сами создали для них именно такое убийственное экономическое и нравственное пространство. Сами спешим затолкать в него своих чад так, чтобы пристроить их повыгоднее с житейских точек зрения. Начиная с детского садика, ищем для них местечки потеплее или вовсе снимаем с себя всякую заботу и отдаём на воспитание в чужие руки – неким нянечкам со стороны. Спешим вытолкнуть из дома, из семьи в ясли, в детсад, в турпоездку, в санаторий и т. п. – только чтобы чем-то занимались, не болтались попусту и главное – не мешали бы нашим взрослым потребностям и устремлениям. Да, в этом отлучении есть жизненная необходимость – обучение детей в ВУЗах, наша взрослая работа, которая нас кормит, обувает, одевает и... отрывает от детей. Кроме экономических, есть, разумеется, и другие – нравственные и пр. – причины. Как их преодолеть?

Нужна общность жизненных интересов детей и родителей – общий вектор их целеустремлений – в чём-то большем, нежели пресловутое добывание денег во имя личного и семейного благополучия. Последнее тоже важно. Но вот тут-то интересы детей и родителей чаще всего расходятся, рождая взаимный эгоизм, желание наших чад скорее заполучить родительское вещное наследство.

Нужен не только и не столько общий рубль или доллар – нужна общая, объединяющая поколения, ИДЕЯ. Исторически она возникла тотчас с возникновением государств и до сих пор продолжает, что называется, править миром, ввергая народы в межгосударственные конфликты, в мировые войны. Этой идее во всех странах было подчинено и т.н. патриотическое воспитание молодёжи. Оно диктовалось и до сих пор диктуется необходимостью защиты Родины и ее государственных интересов. Разумеется, за счет других государств и народов.

В наш век, когда человечество, наконец-то начало понимать всю пагубность межгосударственных противостояний и конфликтов, требуется новая идеология – общечеловеческая, наднациональная и надгосударственная идея общности и единения всех народов Земли.

Но осуществление любых, – общечеловеческих идей и целей, как бы высоки они ни были, начинается с воспитания детей. A eгo истоки – в семье. Именно здесь закладывается общность или разъединение интересов уходящих и приходящих поколений.

Самой показательной в этом отношении была крестьянская семья, где дети из века в век продолжали дело отцов на Земле. Технические революции, урбанизация разрушили этот семейный уклад. Возврат к патриархальной, крестьянской семье в наши дни невозможен. Так же, как, видимо, невозможен и возврат к бывшей крестьянской общине. Но социальный, семейный опыт предыдущих формаций вряд ли нужно бездумно отбрасывать, отрицать в связи с техническим и прочим прогрессом.

В чём была жизненная сила крестьянской семейной философии? С детствак труду. Труд – основа успеха в любом деле, в самой жизни. Жизнь на земле и от земли диктовала крестьянину необходимость приучать ребенка к труду с малых лет. Ребёнок с детства становился почти равноправным помощником родителей в их крестьянском труде. Он не знал ни о наркотиках, ни о праздных забавах. Да если бы и знал, ему некогда было думать о них. Он был включен в трудовой круговорот, в котором даже игры были подчинены всё той же жизненной цели – развитию физических сил и умственных способностей человека, связанных с его трудовым предназначением.

К какому труду мы можем приучить наших детей в психо-ментально отравленных мегаполисах? К компьютерным играм? К спортивным занятиям? К мытью посуды после еды?.. Я не отрицаю нужности подобных занятий для общего развития ребёнка. Но этого мало. Ребенку нужно осознание своей значимости в семье и в обществе. Только тогда труд для него станет жизненной потребностью, направленной на личное и общественное благополучие.

Следует скорее отыскать универсальную панацею. Нужно разумное сочетание множества факторов.

Лишь бы они были в русле правильного, нравственного воспитания нового поколения, в русле задач, которые ставит время перед всем человечеством. Ведь то, что происходит с молодёжью (распространение спида, наркомании, пьянства и прочих пороков), происходит не только в России – во всех странах мира. И это – прямая дорога к вырождению и вымиранию, к самоуничтожению человечества.

Чтобы этого не случилось, надо во всём мире, хотя бы поэтапно, менять информационное и экономическое пространство, которое сейчас калечит и уничтожает подростков, вступающих в жизнь. Делать это пространство таким, где мерилом деятельности и жизни каждого из нас становился бы не рубль и не доллар, толкающие человека на экономические и прочие преступления, а – общественное признание полезности его труда для своей страны, своего народа и человечества в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.