Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка к текущим семинарским занятиям

Методика подготовки к семинару:

ü ознакомление с планом семинара;

ü прочтение материала методических указаний и рекомендаций к семинару;

ü работа с учебником и литературой;

ü подготовка краткого конспекта по всем вопросам семинара и составление глоссария;

ü формулирование вопросов, на которые не удалось получить ответы и которые требуют консультаций у преподавателя или совместного обсуждения на занятиях.

Серьезная подготовка к семинару определяется не только тем, что студент заранее должен знать и, что надо к нему изучить, но и в какой форме он будет проводиться.

Форму проведения семинара избирает преподаватель. В необходимых случаях разрабатывается его сценарий. Подготовку семинара определенного типа преподаватель может поручить инициативной группе из числа наиболее способных и знающих студентов.

Формы проведения семинарских занятий по социологии могут быть самые разнообразные:

· Семинары-обсуждения. В современных условиях модернизации образования большой интерес вызывают семинары, на которых применяются мультимедийные технологии. Возможны семинары-обсуждения на основе просмотренного актуального видеоматериала к той или иной теме.

Например, при обсуждении и анализе темы: «Социальная структура общества» интересно и важно проанализировать разнообразные видеосюжеты по проблемам: социальные последствия развития рыночных отношений в России и их влияние на поведение людей; роль и место современного социального государства в регулировании рыночных отношений в стране; рыночные реформы в Республике Татарстан: социальные особенности их реализации; социальные конфликты в России; роль и место профсоюзов в социально-экономических конфликтах, в акциях массового протеста. Демонстрация видеоматериалов по вышеперечисленным проблемам активизирует работу студентов на семинарском занятии, позволит им не только показать свои теоретические знания, но и понять практический смысл курса социологии.

Использование мультимедийных технологий существенно обогащает содержание семинарских занятий по социологии, так как позволяет включить информационно-развивающие и проблемно-поисковые методы обучения.

В современных условиях реально проведение семинарских занятий с использованием Интернета. При анализе темы: «Общество как социальная реальность» актуально исследовать вопрос о роли и месте профсоюзов в социальной системе российского общества. Провести тестирование при помощи компьютерной программы по актуальному вопросу: «В настоящее время профсоюзы в России выполняют роль: а) посредника между работниками и работодателями; б) единственного защитника интересов трудящихся; в) выразителя профессиональных интересов различных социальных общностей; г) осуществляет функции сервиса (обслуживания) культурно-бытовых интересов населения.

Такое проведение семинарского занятия позволит студентам использовать различные активные способы получения знаний, а преподавателю применить разнообразные образовательные технологии.

 

· Семинар в форме заслушивания сообщений или докладов с последующим их обсуждением. Особое место в ходе семинара занимают докла­ды, позволяющие студентам продемонстрировать знания, творческую самостоятельность, умение читать и понимать учебные и научные тексты, систематизировать и интерпретировать социологические знания. Сообщение или доклад представляется в устном виде. Время сообщения – 5-7 минут. После каждого сообщения преподаватель предлагает студентам задать вопросы, которые могут быть обращены как к докладчику, так и к преподавателю. Обсуждение наиболее спорных и сложных вопросов приветствуется.

Групповые дискуссии, «мозговой штурм». Семинары могут проводитьсяввиде дискуссий (организованного спора): представление материала для дискуссии перед студенческой аудиторией и приглашенными экспертами (профессионалами), постановка задач для студентов, затем показательная дискуссия между экспертами, по завершении дискуссии – самостоятельная работа студентов над представленной аргументацией и оформление результатов работы в виде решений, ответов на задания, конспектов, сообщений или рефератов.

Правильно организованная дискуссия позволяет студентам приобрести новые знания, сверить свои ответы, участвовать в дискуссии, применить полученные знания на практике, а преподавателю - осуществить контроль за приростом знаний каждого студента, оценить их ораторские навыки и возможности применять теорию к практике и на практике.

· «Модельный метод обучения» (занятия в виде деловых и ролевых игр);

· Метод case study («разбор конкретных ситуаций»);

· Метод проектов («развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления»);

· Работа в малых учебных группах (team work), в ходе которой студенты выполняют практикующие упражнения, разбирают конкретные ситуации, готовят групповые проекты и участвуют в деловых играх; такая работа помогает студентам осваивать ролевое поведение, учиться эффективному общению и обмену опытом, вырабатывать лидерские качества);

· «Круглый стол» - э то один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных вопросов социологии.

· Семинар-коллоквиум в форме устного собеседования или письменного опроса по завершении темы (раздела).

· Тестирование. В качестве средства замера знаний студентов часто используется тестирование- контроль знаний с помощью тестов, набор которых имеется по всем темам. Эта форма контроля рекомендуется по всем темам курса.

2. Подготовка и проведение пилотажного социологического исследования. В данной рабочей программе даются методические рекомендации по его проведению.

3. Составление таблицы, содержащей сведения о жизни, работах и основных идеях социологов по схеме: ФИО социолога, годы жизни, страна проживания, основные работы, основные идеи и теории.

Список социологов: 1.Арон Р. 2.Блау П. 3. Боулдинг К. 4. Вебер М.5. Веблен Т. 6. Гоффман И.7. Дарендорф Р. 8. Дюрк Г. 9. Дюркгейм Э.10. Зиммель Ф. 11. Зомбарт В. 12. Козер Л. 13. Конт О.14.Лавров П.15. Маркс К.16. Маркузе Г. 17 Мертон Р.18. Мид Дж.19. Миллс Р. 20. Михайловский Н.21.Парето В.22. Парсонс Т.23. Смолл А. 24. Сорокин П.25. Спенсер Г.26.Тард Г. 27. Теннис Ф.28. Тойнби А.29. Тоффлер Э. 30. Уоллерстайн И. 31. Хабермас Ю. 32.Хоманс.Дж. 33.Щюц А.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Заметки | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.