Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7. Крестьянский мир 3 страница






В 1890 г. в селе Жирном насчитывалось грамотных 318 мужчин и 64 женщины. Школ в селе 2: одна сельская земская школа, в старом, тесном деревянном здании, открытая 12 августа 1883 г.; учащихся в ней в 1890 г. было 53 мальчика и 7 девочек, а в 1898 г. мальчиков и девочек до 70 человек. Другая – церковно-приходская школа, в сторожке, имеет в 1898 г. – до 30 учащихся.

Здание сельского управления – старое и тесное; земская почтовая станция в 3 лошади, возят по расписанию: до с. Рудни – 25 верст, колонии Ней-Дорф (Новая Гололобовка) – 25, с. Олешни – 30, с. Лемешкина – 25 и с. Нижней Добринки – 17 верст.[80]

Несколько южнее вступления в Камышинский уезд реки Медведицы, где по правому ее берегу проходит узкий Александровский хребет с терассовидным спуском к р. Медведице, самый возвышенный пункт близ селения Куракина (против с. Жирного) имеет 855 футов над уровнем моря (Синцов: «Общая геологическая карта России)». Выходы отложений каменноугольной системы (каменноугольного известняка) выступают на поверхность небольшими островами по правому и отчасти левому берегам р. Медведицы, Между Александровской слободой (Аткарского уезда) и поселком Куракиным, а также к юго-востоку от этой местности – у с. Жирного и в верховьях оврага «Жирной Парубы»; отложения эти состоят из горизонтальных слоев физилинового известняка, представляющего хороший материал для пережигания в известь, так же под фундаменты и изгороди.

Здесь с правой стороны Медведицы, в 2-х оврагах пограничных с Аткарским уездом, попадаются отложения меловой системы темноцветной глины с кристаллами гипса.

В многотомной настольной справочной книге «Мукомольное дело в России» [81] есть упоминание о мельнице с. Жирное, принадлежащая немцу-колонисту Ивану Ивановичу Бауму: «Мельница автоматическая построена фирмой А. Эрлангер и К° в 1908 г. Турбина 100 лошадиных сил завода Кунерт (Дрезден). Вальцовочные станки и зерноочистительные машины завода братьев Бюллер (Швейцария), общества «Горизонт», наждачные и прочие машины. Освещение – электрическое. Рабочих – 30 человек. Мельница перемалывает 800 пудов пшеницы и 700 пудов ржи в сутки. Зерно местное. Сортов муки пшеничной – 3, ржаной – 2. Сбыт на месте. Смазочные материалы А. Эрлангера и К°».

Земский, хутор наследников купца Ф. И. Мордвинкина (Нижнедобринская волость, Камышинского уезда) располагался в 3-х верстах южнее д. Андреевки. Свое название получил от ручья Земского, который впадал в р. Щелкан с левой стороны, между деревнями Тарапатино и Барановка.

Федор Иванович, кроме этого, владел еще и хутором Надеждинский (Лемешкинская волости, Камышинский уезд).

Куракина деревня Камышинского уезда, Нижнее-Добринской волости, на правом берегу реки Медведицы против села Жирного, с которым составляет одно общество.

Говоря об этой деревне нельзя обойти вниманием род Куракиных владевших ею. В словаре Брокгауза и Ефрона об этом роде сказано: «Куракины – русский княжеский род, правнук Гедемина, князь Патрикий Звенигородский (на Волыни) согнанный с удела Витовтом, выехал в Новгород в 1397 году, был родоначальником князей Патрикеевых, Хованских, Булгаковых, по прозванию Курака, был родоначальником князей Куракиных, давших много замечательных сановников, как Алексей Петрович (+1615 года), Иван Семенович (+1631 года), Федор Федорович – воспитатель царя Федора Алексеевича, Борис Иванович (1676-1727 г.) – известный дипломат Петровской эпохи, и Александр Борисович (1752-1818 г.) Главная вотчина князей Куракиных – село Надеждино, Сердобского уезда, Саратовской губернии. Род Куракиных внесен в родословные книги Орловской и Пензенской губернии». [82]

Меловое (Меловатка) - малороссийская слобода Нижне-Добринской волости Камышинского уезда – расположено на правой стороне реки Медведицы, в 120 верстах от г. Саратова, в 106 от г. Камышина и в 7-8 верстах от волостного села Нижней Добринки. Поселение находилось на восточном склоне правого берега, идущего с северо-запада на юго-восток к реке Медведице, огромного буерака (оврага) Мелового.

В архиве Саратовской Духовной консистории содержится указание на время заселения Меловатки – в деле о построении церквей указывается: что «в новопоселенном поселке Меловом в 1765 году построена церковь Дмитриевская» и из приложения к делу описи видно, что Меловое состояло из солдат. Они пояснили, что поселились лет 15 назад (1750) в количестве 50 дворов.

По устным преданиям первоначальное основание теперешней слободы Меловатки произвели в конце XVII века беглые бурлаки и русские крестьяне. Основным видом деятельности их было грабежи и разбойничество на казенной солевозной дороге, приносившая грабителям немалые доходы. В последствие, в 1757 году переселились малороссы из Воронежской, Харьковской, Полтавской и Екатеринбургской губерний. Число переселенцев составило 200 душ мужского пола и 220 – женского.

В 1811 году малороссы начали строить в слободе, на месте бывшей тогда часовни, каменную церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского. При этом, копая фундамент, находили человеческие кости, кресты и гробы, выдолбленные из цельного дубового леса, в виде колод, положенных одна на другую. Это свидетельствовало о древности поселения.

Земли этой местности еще с 1691 года принадлежали Нарышкину, вместе с бортными лесами, бобровыми гонами и рыбными ловлями на реке Медведице и на озерах. Поселившиеся здесь малороссы позже были закрепощены помещиком Нарышкиным. В 1784 году были переданы графу Головкину в качестве приданного за дочерью, а в 1808 году вместе с землями перешли в удельное ведомство.

По 10-й ревизии 1857 г. в Меловатке числилось 882 души мужского пола, 883 – женского, а всего 1766 душ обоего пола. Слобода, причисленная к Нижне-Добринской волости в 1868 году, была сперва в составе Богородицкого удельного приказа Аткарского уезда, а затем - Банновского Камышинского уезда.

По земской переписи 1886 года слобода Меловатка, составляя одно сельское общество, имела: 442 домохозяйства, 1316 душ мужского пола, 1238 женского, всего 2599 душ обоего пола. Грамотных в Меловатке было 153 мужчины и 9 женщин, учащихся – 48 мальчиков.

Изб насчитывалось 460, из них 1 дом каменный, крытый железом, остальные деревянные, крытые соломой. У крестьян-собственников имелось плугов - 221, сох – 20; лошадей – 375, волов – 837, колов и телят – 816, овец –1578, свиней – 325, коз – 443.

По сведениям Губернского статистического комитета за 1890 год в Меловатке проживали 494 семьи, из них богатых – 53, средних – 157, бедных - 284. Число грамотных к этому времени возросло до 246 человек. По данным за 1887 год в слободе было извозчиков (чумаков) – 56 человек, батраков и поденщиков – 138 мужчин и 88 женщин, овчаров – 29, пастухов для местного гуртового скота - 67, погонщиков - 12, портных - 9, плотников – 11. В слободе имелось 3 винных лавки.

 

Глава 10. Земство

 

Большую роль в развитии Нижне-Добринской волости и села Нижняя Добринка сыграло уездное земство. Земское управление в России было введено Александром-II в январе 1864 года для улучшения неудовлетворительной работы государственной системы управления. Земства задумывались как орган местного самоуправления, которые должны были объединить все сословия для решения конкретных задач на местном уровне.

В Саратовской губернии земства были созданы в числе первых, в 1866 году. Развития земства происходило в два этапа. Первый этап охватывал период с 1866 по 1890 гг. За это время был накоплен опыт решений практических вопросов.

В губернии наряду с другими губерниями вводилось " Положение о губернских и уездных учреждениях". Эти учреждения действовали параллельно с государственными органами и контролировались ими. Согласно " Положения" уездные земства, должны были выполнять ряд повинностей (обязанностей). Они подразделялись на обязательные: дорожная, подводная (т. е. выделение подвод и телег- Л.М.), содержание общественных учреждений; и необязательные, к которым относились все остальные, в том числе медицина и просвещение. [83]

Денежные средства на исполнение указанных повинностей поступали за счет самообложения - земских сборов (земских налогов), и скудных государственных ассигнований.

Земские налоги складывались из земельных сборов (налог с десятины или с арендной платы), с торгово-промышленных предприятий (со стоимости здания) и с торговых и купеческих свидетельств. Больше 80% всех сборов давал земельный налог с владельцев и пользователей земли. Основными плательщиками этого налога были крестьяне.

Уездные земства избирались по трём куриям (собраниям): землевладельческой, городской и крестьянской. Первые две мы опустим и поговорим о последней – крестьянской.

Для крестьян существовала трёхступенчатая система выборов: сельский сход посылал своих представителей на волостной сход, который выбирал выборщиков, а выборщики - уездных гласных (депутатов, которые не обязательно были крестьянами).

Уездное земское собрание было всесословным, избиралось на 3 года и формировало исполнительный орган - уездную земскую управу, а также избирало гласных в губернское земское собрание, которое в свою очередь формировало свой исполнительный орган - губернскую земскую управу.

Земские бюджеты всех уровней имели три основные статьи расходов: хозяйственную, медицинскую и культурно-просветительскую. Последние две статьи финансировались по остаточному принципу. В первые годы существования земств в Саратовской губернии из бюджета на просвещение тратилось 2 –3 % в год, а на здравоохранение - 2 - 12, 7 %.

Здравоохранение и санитария. Саратовская губерния, будучи одной из главных «хлебных» губерний России, влекла к себе батраков, которые стремились попасть туда на заработки. Их сезонные передвижения обостряли санитарную обстановку и провоцировали вспышки эпидемий из-за своей близости к южным областям. Эти обстоятельства ставили особые задачи перед саратовской земской медициной.

В те времена захворавший крестьянин обычно шел к знахарю, который, в основном, лечил травами и заговорными молитвами. Используя приемы народной медицины, знахарь при случае мог вправить суставы, грыжу, «поправить спину», наложить шину на перелом и т. д., но серьезную медицинскую помощь могли оказать только в больнице и только квалифицированные врачи. По своему невежеству крестьяне относились к больницам крайне насторожено и с опаской. Они полагали, там их отравят или «зарежут».

Помимо содержания больницы в Камышине, уездному земству на первых порах приходилось финансировать разъездную деятельность врачей и фельдшеров - из-за их нехватки. Некоторые доктора, фельдшеры и санитары выезжали в села и деревни уезда для приема больных. Такая «разъездная» система действовала в конце 1860-х – начале 1870-х годов.

Амбулаторную помощь заболевшим крестьянам оказывали бесплатно, так как уездное земство выделяло средства для приобретения медикаментов. По большой нужде и если были не приемные дни, добринцам приходилось обращаться за медицинской помощью и медикаментами в Рудню.

В конце 90-х годов статья расходов на медицинское дело значительно увеличились (расходы на медицину и просвещение составили четверть бюджета всех земств). Со временем отношение крестьян к «народному здравию» начинает в корне меняться - они все больше доверяют врачам, а «разъездная» система постепенно преобразовалась в «участковую» (стационарную). Врачом руднянского участка в 1907 году был Александр Федорович Лисин.[84]

В Нижней Добринке фельшерско-акушерский пункт открылся в 1887 году, хотя Ф. Г. Иванов утверждает, что «врачей в Добринке не было и первый фельдшер – некто Матвей Антонович...(?), появился лишь в 1910 году».

Несмотря на усилия земцев, положение со здравоохранением улучшалось крайне медленно.

В земских больницах, несмотря на то, что они создавались на деньги налогоплательщиков, медицинские услуги были в основном платными. Бесплатно обслуживались только больные оспой, холерой, сифилисом и другими подобными опасными заразными заболеваниями. Благодаря организации губернской санитарной службе, по губернии, в целом, произошло снижение смертности, особенно детской, а также эпидемий.

Земские медики особенно отличились в погашении вспышки эпидемий холеры и чумы разразившейся в губернии и, в частности, в нижнедобринской волости в конце XIX века.

В 1892 году в село прибывает санитарный отряд врачей под руководством доктора Тельнихина. Для селян наступило страшное время – холера косила людей. Болезнь была скоротечной - 7-8 часов и человек умирал в муках: у него открывался понос, тошнота, мучила нескончаемая жажда, конечности синели и появлялась слабость, а с нею и судороги.

Половина жителей от страху переселилась в поле. Жили они в импровизированных летних жилищах - на задранные оглобли телег и жерди крепили холстины и «дом» был готов. Скот с выпасов пастухи в село не пригоняли - он дневал и ночевал в степи.

В селе был введен строжайший карантин: врачи строго-настрого запретили оставшимся жителям беспричинно ходить по улицам и посещать дома соседей. Те, кто жил в поле, лишь в исключительных случаях пробиралась в село.

Благодаря карантину и мужеству земских врачей эпидемия пошла на убыль и стала затухать. Люди стали возвращаться с полей домой. Убыль населения была значительной. Потери были и среди врачей: сестра милосердия Тельнихина Александра, спасая добрян, заразилась чумой и умерла. Похоронили ее в церковной ограде с правой стороны от входа. На ее могиле лежит надгробная каменная плита, на которой выбиты слова:

 

Александра Тельнихина

сестра милосердия приняла смерть

при исполнении служебного долга

13./ VII - 1892 г.

В благодарность за этот подвиг добринцы, из числа верующих, на протяжении столетия возлагают на её могилу живые и искусственные цветы, а иногда и сладости. Восстановили они и крест.

В последнем десятилетии XIX века в губернии отмечался количественный и качественный рост медицинского обслуживания. Значительные успехи были достигнуты в борьбе с опасными эпидемиями. Большая часть населения уже имела доступ к медицинскому обслуживанию, некоторые услуги становились бесплатными, как-то прививание, амбулаторное лечение и др.

С учреждением губернской санитарной службы работа в этом направлении среди населения волости заметно активизировалась. Санитарный врач Дмитрий Дмитриевич Фелицин, опубликовал отчет о деятельности санитарных врачей Камышинского уезда с ноября 1912 по август 1914 года. В нем приведены данные о работе отделения народного здравия, занимавшегося вопросами оспопрививания, вакцинацией против брюшного тифа и скарлатины населения уезда.

Кроме этого врачи вели санитарный надзор в школах, распространяли в народе гигиенические знания посредством бесед, лекций и показом световых картин с помощью «Волшебного фонаря». В одном из списков 1903 г. указана тематика лекций и количество слайдов: «Дифтерия» - 5 картин, «Здоровье» – 32.

Участковые врачи в период народных бедствий были на переднем крае борьбы. В годы неурожая и голода в уезде они оказывали помощь пострадавшим, особенно школьникам. Одной из форм помощи была организация приварка (дополнительного питания), которая проводилась участковыми врачами совместно с учителями. Школьники той или иной школы не делились на богатых и бедных - все без исключения пользовались приварком.

На открытии VIII губернского съезда врачей губернатор П.А. Столыпин, выступая в зале дворянского собрания, в своей речи высоко оценил деятельность земских врачей:

- «Милостивые господа! Я желал лично приветствовать вас, собравшихся здесь для разрешения жизненных вопросов народного здравия и гигиены. После 9-летнего перерыва вам вновь предстоит разобраться в назревших вопросах народной медицины. Программа настоящего съезда очень широка; она затрагивает и общие вопросы, как например о губернской санитарной организации, а также как устройство врачебно-продовольственных пунктов, школьная гигиена и т. п. Если вам удастся исчерпать хоть часть этой обширной программы, то я скажу, что земская медицина в Саратовской губернии сделала крупный шаг вперед. Залогом успешной деятельности вашей служит сочувствие земства и администрации. Я, с своей стороны, желая облегчить работу, открыл доступ к участию на съезде всем желающим; а чтобы предоставить к вашей работе широкий доступ общественному мнению, разрешил сделать заседания съезда публичными. Сделал я это потому, что я вижу в вас мужей науки, которые имеют в виду лишь принести непосредственную пользу тому делу, которому вы служите. Служа этому делу, вы представляете из себя стройную мобилизованную медицинскую армию, наметившую себе общего врага. Врагом этим являются не только болезнетворные начала, с которыми вам приходиться бороться, но и темнота, невежество населения по части гигиены и санитарии. С своей стороны, и во врачебной вашей деятельности и в деле улучшения гигиенических условий нашей деревни я желаю вам полного и решительного успеха».[85]

 

 

Просвещение. Первое образовательное учреждение – двуклассная церковно-приходская школа (ЦПШ) была открыта в селе в 1868 году, о чем записано в церковной ведомости [86].

Церковно-приходские школы - начальные школы при церковных приходах в России находились в ведении Синода. " Правила о церковно-приходских школах" были утверждены Александром-III в 1884 году. В них были отражены основные правила, программы, инструкции и определена структура обучения. В программе предусматривалось преподавание естественных наук и математики, дающие детям полный курс начального образования.

В Саратовской епархии был образован училищный совет, а его отделения действовало во всех уездах, в том числе и Камышинском. Училищный совет осуществлял надзор за деятельностью уездных церковно-приходских школ. Например, в 1911 году уездным наблюдателем церковных школ был священник М. Рождественский.

Финансирование ЦПШ шло из нескольких источников. Значительная часть поступала из средств Государственного казначейства в соответствии со сметой Святейшего Синода. Приходское попечительство, волостное и сельские общества включали в статью расходов своего бюджета соответствующие суммы денег на содержание школ. Не оставляли своим вниманием нужды школы и частные лица.

Нижнедобринская школа считалась «общественной», так как содержалась на «доброхотно-дательские» суммы общины. В тоже время церкви сами жертвовали «на улучшение быта материально-учебных заведений Саратовской епархии». Так в 1867 году благочинный 2-го благочиннейшего округа Камышинского уезда священник М. Рубановский сообщил в епархиальных ведомостях о том, что притч нижнедобринской церкви в 1866 году пожертвовал на эти цели 45 рублей.

Деятельность школы находилась в ведении Попечительского совета, куда входил заведующий школы – священник М. Смирнов, учителя, попечитель из числа авторитетных зажиточных крестьян, как выборное лицо от населения, пользующегося школой. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях.

В Саратовской епархии в конце XIX и начале ХХ века остро стоял вопрос с помещениями для ЦПШ: часть церковно-приходских школ имели собственное помещение, другая часть нанималась за деньги родителей или приходского общества, третьи ютились в домах священнослужителей, частных лиц или в церковных сторожках.

Нижнедобринская приходская школа первоначально разместилась в церковной сторожке, но затем встал вопрос о строительстве собственного здания. 1905 году сельское общество получило на постройку школы ссуду в 1000 рублей, но погасить ее вовремя не сумело. Губернская управа по народному образованию в своем докладе отметила, что на 1 января 1910 года недоимка составила 400 рублей [87].

Несмотря на то, что школа имела собственное здание в «Материалах Камышинской уездной земской управы» за 1911 год было отмечено, что «из сельских школьных помещений недостаточно удовлетворительными должны быть признаны следующие собственные здания для церковно-приходских школ: Н-Добринская…» [88]

Обучение было совместное. В 1890 году в ЦПШ обучалось 21 мальчик и 3 девочки, а в 1891 году - 94 мальчика и 8 девочек. Последних было немного, так как на их плечи девочек ложилась забота о воспитании младших детей в семье. Их кликали няньками.

Многие из тех, кто попадал в школу, более двух лет не учились. Их родители считали умение читать и писать вполне достаточным для жизни. “Читать, писать научился - и хватит, в попы все равно не пойдешь”. Занятия в приходской школе для крестьянских детей начинались 14 сентября по старому стилю. В школу детей зачисляли в возрасте 9 лет. Учебниками и книгами епархиальный училищный совет снабжал приходскую школу бесплатно.

24 сентября 1890 года Епархиальное начальство своим распоряжением за № 14884 меняет статус ЦПШ и утверждает ее как школу грамотности. Однако в этом статусе она начала работать только со следующего учебного года – с 1 ноября 1891 года.

Священнослужители приходской церкви исполняли обязанности учителей: законоучитель - приходской священник Михаил Тимофеевич Смирнов, учитель – псаломщик диакон Петр Иванович Великанов. На тот момент в ней обучалось 36 мальчиков. Преподавание школьного курса велось по школьным программам утвержденные епархиальным училищным советом.

Саратовское земство поставило перед собой конкретную цель - ввести всеобщее начальное образование в Саратовской губернии и ходатайствовало об этом перед правительством. Количество земских школ в целом росло и к 1905 году их насчитывалось 551, росло и число библиотек - 189 по всей губернии, не считая школьных.

Министерская одноклассная школа была утверждена в 1876 году, хотя в другом документе указано, что в 1884 году. Первая дата более точная, так как священник М.Т. Смирнов собственноручно записал, что он утвержден законоучителем в данную школу, а в 1879 году даже награжден 75 рублями за безвозмездное преподавание Закона Божьего.

По данным церковной ведомости за 1890 год в земской школе обучалось: мальчиков 85, а девочек - 23 [89]. На следующий – 1891 год, показатели резко изменились: 110 мальчиков и 18 девочек. Настоятель храма о. Михаил (Смирнов) преподавал Закон Божий, а учителем был его брат – почетный гражданин Федор Тимофеевич Смирнов.

Родители во все времена похожи в своих стремлениях и чаяниях в отношении своего ребенка. Не были исключением и добринские родители, которые в то время хотели видеть своих детей школяров благочестивыми, почтительными и послушными, чтоб они выросли добродетельными и полезными для общества.

И роль учителя в учебно-воспитательном процессе была очень велика. Учитель школы в достижении цели обучения-воспитания души стремился к тому, чтобы у ребенка в процессе обучения сложилось цельное миросозерцание, укорененное православием. Авторитет учителя в селе был очень высок, и многие учителя оставили в народе хорошую память, что не скажешь об учениках.

Ф.Г. Иванов вспоминал о том, что Ф.Т. Смирнов в памяти учеников остался как очень строгий учитель. За провинности, нерадивость и шалости он оставлял учеников после уроков без обеда, бил поясом, трепал за уши и ставил в угол на колени и что он был единственным учителем в двух школах, не считая диакона Петра Великанова.

В ведомостях упоминался еще один учитель в отставке, проживающий в селе – Павел Тимофеевич Смирнов, но о его участии в работе школ умалчивалось.

Занятия начинались в 9 часов и длились до двух часов дня. Не смотря на то, что школа являлась одноклассной, курс обучения в ней был рассчитан на два года (двуклассной – на пять). Однако крестьянам было удобнее считать учебный год за один класс. А так как министерская школа была на ступень выше приходской, то в сознании крестьян отложилось, что классов было 4. У Иванова так и записано: «В первый класс поступало человек 40, а заканчивало 4-й класс не более 10. Остальные отсеивались».

Обучение в школе длилось от 5 до 9 месяцев, и режим работы школы зависел от многих обстоятельств: от готовности к занятиям учебных классов, занятости школьников в осенне-полевых работах в семье, а также наличия учителей.

С 1900 года в школе стало два учителя - Василий Иванович Заулошнов и Кислянский. В. Заулошнов вел три старших класса, а Кислянский - младший.

Учителя почему-то ежегодно менялись. После Кислянского был Лыков - Соколов, Зиновьев и Торгашов Степан Тихонович [90].

Учителем был и Иван Семенович Овчинников – один их активных революционеров села (о его личности расскажем чуть ниже).

Занятия в школе начинались с утренней молитвы по часослову или краткому молитвослову. В старшем и средних классах два раза в неделю (среду и пятницу) проходили уроки Закона Божия. Законоучитель Смирнов большое внимание уделял преподаванию священной истории, истории церкви и Закона Божия. На этих уроках учащиеся усваивали молитвы, догматы православной религии и обряды церкви, церковного служения.

Церковно­славянскую грамоту школяры постигали по азбуке, которая давала им необходимое понимание церковной речи. Эти уроки ученики не любили, так как церковно-славянский язык изобиловал массой сокращений – титлов, и т.д. Проходили обычно “Евангелие”, но читали его с трудом и смутно понимали.

Хорошая книга в селе была редкостью, и чтобы восполнить этот недостаток в селе были открыты две библиотеки – в волостном правлении и ЦПШ. Приходская школьная библиотека для внешкольного чтения в своем фонде имела сотни три-четыре книг по закону Божьему, жития святых, пособий по русскому языку, арифметике, истории и сельскому хозяйству.

От учащихся, посещавших библиотеку или получивших бесплатно учебник, требовали бережного отношения к книгам: - «Кто с книгой обращается небрежно, тот невежда».

Имелись так же и пособия по пению и начальной музыкальной грамоте. Музыкальная литература активно использовалась на уроках пения, которые вел регент церкви. Некоторые из бывших учеников приходской школы позднее пели в церковном хоре – вплоть до 80-х годов ХХ столетия. Ценители этого пения отмечали его слаженность и напевность.

Другая библиотека помещалась в небольшом шкафу волостного правления. Состояла она из дешевеньких народных книг и подписной периодики – журналов и газет. Открывали ее по воскресным дням в зимнее время, но посетителей было немного. В Добринке предпочитали читать лубочную литературу, отдавая из своего бюджета в среднем 5 копеек на книгу. В то же время на кабак крестьяне тратили больше – около пяти рублей.

Благодаря Саратовской земской управе фонд библиотеки постоянно пополнялся[91]. В 1902 году Камышинскому уезду было выделено на эти цели 333 руб. 99 коп. [92]

В школе все писали, в основном, на грифельных досках. Тетради были только для диктантов по русскому языку и чистописанию. Всего в год употреблялись не более 3-4 тетрадей.

1 декабря по старому стилю, в день пророка Наума - грамотника, школяры шли поздравлять своих учителей и преподносили им подарок - кто гуся, кто курочку... В сознании крестьян Наум был покровителем знаний, учения и его имя трактовалось как производное от слова “ум”. “Батюшка Наум, наведи меня на ум! ”

В этот день родители обращались к святому с молитвой - о развитии ума у детей: - «Пророка Твоего Наума, Господи, память празднуем, тем тя молим, спаси души наша».

По церковным правилам, существовавшим в XIX веке, каждый ребенок, достигший 7-летнего возраста, был обязан исповедоваться и причащаться хотя бы раз в году. Обычно на селе исповедь и причащение приурочивалось к Великому посту. Для учащихся приходских школ было обязательным говение перед исповедью на первой неделе Великого поста и на Страстной. В церкви на этот счет велись специальные записи.

Земские учителя старались как-то разнообразить жизнь не только своих учеников, но и их родителей. Задолго до рождественских каникул учитель Заулошнов В.И. создавал хор из четвероклассников. Василий Иванович сам играл на скрипке и пианино и к новому году разучивал с детьми “Снегом улица покрылась”, “По полю, полю чистому”, “По бархатным лужкам”. Декламаторы готовили басни Крылова “Два мужика”, ”Волк на псарне”, “Ворона и лисица”.

Спустя годы мой дед (- Л.М.) наизусть помнил пушкинскую “Песнь о вещем Олеге” и некоторые стихи Некрасова и Тютчева.

В области просвещения перед земствами стояли огромные проблемы из-за слабого финансирования. Содержание школ земство перекладывало на сельские общины, вследствие чего обучение в них было платное, а община доплачивала только учителям. Из-за этого около 40% детей школьного возраста школу так и не посещали. Лишь в конце XIX века земство стала постепенно отменять плату за начальное школьное обучение.

Бывший директор школы В.Д. Шапошников в одном интервью упоминал о встречах с учителем И. С. Овчинниковым, который эту проблему пытался решить по своему - по-революционному: - «Интеллигентом был я один. А как учили? Школа работала сезонно. Как только начинались полевые работы или уборка урожая – на дверях школы появлялся замок. Принимали учиться не всех, а по жеребьевке, как говориться, кому повезет. Потом плюнул я на это, собрал класс из 60 человек, почти все переростки. Вот и обучал их грамоте». [93]

Церковно-приходские школы были упразднены Советом Народных комиссаров в 1917 году.

Неграмотность оставалась одной из острых проблем, тормозящей экономическое развитие края вплоть до 1917 года.

Тем не менее, по данным статистики, больше всего грамотных в начале ХХ в., было в Камышинском, Балашовском и Саратовском уездах.

Выпускники школ, получив свидетельства об окончании школ, возвращались к крестьянскому труду или продолжали учебу в реальных училищах или гимназиях. Продолжали учебу те, у кого родители смогли позволить себе снять квартиру, взять расходы по содержанию учащегося и т. д. Учащимся уездного реального училища стал Иван Овчинников. После его окончания он вернулся в село и стал учительствовать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.