Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Либеральное направление. Государственный строй, подавляющий личность, «усредняющую до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни с






Тоталитаризм

Государственный строй, подавляющий личность, «усредняющую до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни с режимом личной диктатуры.

Модернизация

Тождественно понятиям прогрессивное развитие, цивилизованное развитие.

В широком смысле слова – эволюционные изменения в обществе (политике, экономике, культуре и др.) на основе мирового прогресса.

В узком смысле – двуединый процесс создания машинной промышленности и либеральных (частнособственнических) преобразований в обществе.

ОБЪЯСНЕНИЯ исторических фактов
В различных ТЕОРИЯХ изучения


Каждая теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

 

оценки СОСТОЯНИя СТРАНЫ В 20 – 30-е ГОДЫ


Всемирно-историческая теория изучает общемировое развитие, прогресс человечества.(Мировоззрение – получение максимальных материальных благ.)

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отноше­ний, связан­ных с формами собствен­но­сти. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – равное счастье всех, счастье созидающего общества и в нем человека).

Историки материалисты (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) долгое время не выделяли это время в особый пе­­риод отечественной истории, растворяя его то в рамках «реконструк­тив­ного пе­риода» от капитализма к социализму 1926 – 1937 гг., то в рамках «пе­ре­ход­но­го периода» от капитализма к социализму 1917 – 1937 гг. Основным содер­жа­нием этого периода считалось построение в СССР основ социа­листи­­чес­ко­го общества, заключавшемся в реализации трех задач: инду­стриа­лизации стра­ны, коллективизации сельского хозяйства, осуществлении культурной революции. Социализм трактуется как государственный строй, при котором господствует общественная собственность на средства производства, власть принадлежит всему народу, отсутствуют эксплуататорские классы.

В литературе, написанной после ХХ съезда КПСС (1956 г.), с 30-ми гг. свя­зы­ва­лось формирование культа личности Сталина и нарушения «социалисти­чес­кой законности» (раскулачивание, политические репрессии). Негативные явления в жизни страны связывались с личностью Сталина. Эпоха перестройки 1985 – 1991 гг. вы­зва­ла стремление историков весь период 1917 – 1985 гг. объявить пе­рио­дом «незрелого», «казарменного» социализма.

В либеральном направлении всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направленность изучения в индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).

Либеральная литература (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) с 30-ми гг. свя­зы­ва­ет формирование в СССР тоталитарного общества, идеологизированного государства и с этих позиций рас­смат­ривала всю предшествовавшую и последующую советскую историю. Тоталитаризм трактуется как государственный строй, подавляющий личность, низводящий ее «до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни с режимом личной диктатуры. Тоталитарное государство, с одной стороны, создавало мощную, но однобокую, милитаризованную экономику, с другой стороны, подвергало лишениям народ и уничтожало личность.

Влия­­­ние этой теории на историков привело к тому, что с 1987 г. они стали выделять особый «сталинский» период в советской ис­то­рии, начало периоду положил 1929 г., который под разными названия­ми – «год великого перелома», «революция сверху», «термидорианский пере­во­рот» стал рассматриваться как грань между НЭПом и сталинской поли­ти­кой форсированной, мобилизационной индустриализации в экономике и тоталитарным общест­вом в целом. С 1992 г. «сталинский» период был перенесен на всю советскую историю 1917 – начало 90-х гг., которая стала оцениваться как советская мо­дель тоталитарного общества.

Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека обеспеченное прогрессом техники).

Сторонники направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) используют термин «сталинская модернизация» или «мо­дернизация по-сталински», выделив в особый период 1928 – 1938 гг. Они счи­тают, что сталинская модернизация (прогресс) объективно преследовала те же цели, что и модернизация начала ХХ в. Она также имела «догоняющий» характер, поэтому ей были присущи те же противоречия и возможные тупики. В то же время она была отягощена рядом как объективных, так и субъективных об­стоя­тельств, совокупность которых можно определить понятием «тота­ли­та­ризм».

Сталину удалось реализовать цели отечественной модернизации: по­стро­ить в стране индустриальное общество, достичь технико-эконо­ми­ческой не­зависимости, вывести СССР в передовые страны по валовому на­цио­­наль­но­му продукту.

 

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющие понятие локальная цивили­зация. На территории России такой является Евразия. (Мировоззрение – счастье человека в его гармонии с природой, обеспечивающей здоровье, продление жизни).

Историки локальной теории, (Г. В. Вернадский и др.) являясь сторонниками сильного государства положительно оценивают принципы государственного устройства СССР (федерацию народов, однопартийную систему, единую идеологию). Создание самого мощного в истории Евразии государства – СССР.

 

Сравнительно-теоретические схемы

предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация

№ 1. Методы построения советского государства


Название теории Предмет изучения (алгоритм)   Интерпретации факта в различных теориях
Религиозно-историческая (Христианская) Движение человека к Богу Государственный атеизм, тотальное навязывание народному сознанию материализма и рационализма, жесткое давление на Церковь.
Всемирно-историческая: Материалисти­ческое направление Прогресс общества. Формационное развитие.   Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности Социалистическое государство создается в результате классовой, бескомпромиссной борьбы меж­ду пролетариатом и буржуазией. Го­сударство диктатуры пролетариата, уста­нов­лен­ное при завоевании политической власти пролетариата выполняет насильст­венно следующие задачи: а) уничтожает част­ную собственность – основу эксплуа­тации одного класса (буржуа) других (про­летариата и беднейшего крестьянства); б) подавляет попытки буржуа восстано­вить старые частнособственнические порядки; в) создает обще­на­родную собственность и воспитывает человека коммунистической морали. В стране действуют пролетарские законы, пролетарские суды.
Всемирно-историческая: Либеральное направление Прогресс личности. Модернизационное развитие.   Классовое сотрудни­чество на основе частной собственности Тоталитарное государство, создавая мощную милитаризованную экономику использует бандитские при­емы в ограблении и унижении личности. Все преобразования проводятся в интересах «худшей» (неимущей, деклассированной) части общества. Из нее же формируется и руководство страны (важен принцип про­исхождения человека). В стране произвол властей. Массовые репрессии инакомыслящих. Отсутст­ву­ют права и свободы личности. Вся экономика подчинена интересам подготовки к мировой революции.

 

 

№ 2. Оценки построения советского государства к 1937 г.

 

Название теории Предмет изучения (алгоритм)   Интерпретации факта в различных теориях
Религиозно-историческая (Христианская)   Движение человека к Богу Зарубежная русская православная церковь не признавала политический строй, установившийся в России. Православная церковь с центром в Москве считала, что «Всякая власть от Бога» и искала пути и средства «выживания» в сложнейших условиях, связанных с жестким давлением на нее со стороны государственной власти.
Всемирно-историческая: Материалисти­ческое направление Прогресс общества. Формационное развитие. Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности Построен социализм (государство дикта­туры пролетариата насильственно выполнило свои зада­чи и переросло в социалистическое общенародное государ­ст­во). В результате строительства социализма уничто­же­на частная собственность и класс бур­жуа­зии. Возникла общенародная собст­венность (нет бедных и богатых). Все на­селение страны получает одинаковые по­литические права. В обществе установ­ле­на единая идеология, объединяющая лю­дей – марксизм-ленинизм, основанная на товариществе и взаимопомощи – человек человеку друг. СССР – база мировой революции оказывает интернациональную помощь пролетариату капиталистических стран
Всемирно-историческая: Либеральное направление Прогресс личности. Модернизационное развитие.   Классовое сотрудни­чество на основе частной собственности Создано тоталитарное государство, подавляющее личность. В стране не существует прав и свобод. Собственность в стране принадлежит государству (идеологизированным чиновникам). Экономическое развитие страны осуществляется за счет массовых репрессий и примитивного, подневольного труда людей.
Всемирно-историческая: Технологи­ческое направление Прогресс технологиче­ский. Модернизационное развитие. Научные открытия Перенимание западной техники стало основным содержанием процесса индустриализации Советского Союза. В социально-политическом плане другой (не либеральный) путь подразумевал сочетание западной техники, марксистской идеологии и общинного устройства в деревне: коллективизация означала синтез государственной централизации и традиционных общинных начал. Однако новое советское общество продолжало испытывать сильное влияние Запада, в частности влияние фашистской Германии; это влияние сыграло определенную роль в складывании тоталитарной системы и в проведении политики репрессий.
Локально-историческая Единство человека и территории Негативно относясь к коммунистической идеологии, положительно оценивает принципы государственного устройства СССР (федерацию народов, однопартийную систему, единую идеологию). Создание самого мощного в истории Евразии государства – СССР.

 

№ 3. Оценки деятельности И.В. Сталина

 

Название теории Предмет изучения (алгоритм)   Интерпретации факта в различных теориях
Всемирно-историческая: Материалисти­ческое направление Прогресс общества. Формационное развитие. Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности Под руководством Сталина коммунистическая партия и советский народ первыми построили в мире социалистическое государство. СССР победил фашистскую Германию, социализм вышел за рамки одной страны, превратившись в мировую систему. Заслуги Сталина огромны. Однако, во время руководства Сталиным страной возник культ его личности. Все заслуги партии и советского народа стали приписываться одному Сталину. Культ личности позволил Сталину нарушать социалистическую законность и, прежде всего, в борьбе с внутренним классовым врагом. Все трудности и ошибки социалистического строительства объяснялись происками классовых врагов, вредительством. Прежде всего от культа личности страдали члены партии (проходили массовые судебные процессы). Культ личности Сталина порожден объективными и субъективными причинами. Объективными – СССР окружена капиталистическими странами (внешним классовым врагом) и в одиночку строит социализм. Это требовало ужесточить меры безопасности. Субъективными – негативными чертами характера самого Сталина. Ленин предупреждал о них партию еще в 1922 г. в «Письме к съезду» (грубость, невнимательность к товарищам, чрезмерная подозрительность).
Всемирно-историческая: Либеральное направление Прогресс личности. Модернизационное развитие.   Классовое сотрудни­чество на основе частной собственности Сталин определил вектор развития России – командно-административный. Под руководством Сталина в России было создано тоталитарное государство. Методы создания и дальнейшего функционирования государства – массовые репрессии. Личность Сталина крайне отрицательная, психически нездоров.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.