Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени 5 страница






Маркс стремился создать принципиально новое целостное учение и мироздании, материалистическое в своей основе и диалектическое по особенностям развития. Но философия, как система взглядов, отражающих отношение человека к ми­ру, и как всеобщие принципы существования природы, обще­ства и мышления, для решения этой задачи была чрезвычайно важна, но недостаточна. Маркс довольно рано осознал, что поставленная им цель усилиями одного человека не может быть достигнута.

Подробнейшие программы, собрания богатейших материа­лов, проекты и замыслы во многом остались не реализованны­ми. Не случайно Маркс всегда категорически возражал против использования его единомышленниками термина «марксис­ты». Некоторые его намерения, после смерти автора, реализо­вал Ф. Энгельс (работа над II и III томами «Капитала»; труд о первоначальных формах человеческого общества). Маркс не успел, как собирался, создать картину всемирной истории во всей целостности и полноте, сконцентрировав свои силы с конца 40-х годов XIX в. на вопросах политической экономии, где, как он считал, кроются коренные проблемы человеческих отношений.

Влияние его идей было так велико, что еще при жизни на­чалось движение по «опровержению», «оспариванию», «допол­нению», «корректированию», «развенчиванию» и т. п. его в глазах современников и представителей иных поколений. Не­смотря на это, философские взгляды Маркса заняли свое дос­тойное место в истории философии.

Неокантианство

В 60-е годы XIX в. активизировалось внимание к кантовскому учению, точ­нее, к его теории познания.

Эта проблема у неокантианцев стала основной. Ограничи­вая познание сферой опыта, они фундаментом его считали врожденные образцы. Вскоре внутри этого течения сложились две школы: марбургская и фрейбургская (баденская).

Основоположником марбургской школы был Герман Коген (1842 - 1918). Он полагал, что в познании надо исходить из логики науки. Так как вне знаний нет ничего, с чем можно было бы его сравнивать, то научное знание самостоятельно и независимо. Оно создается как логическая конструкция по правилам мышления. Ощущения не играют в познании ника­кой роли, ибо сами постигаются соответствующими науками. В отличие от Канта разум у Когена порождает не только фор­му мысли, но и ее содержание.

Для Когена не так важен вопрос о сущности и природе чего-либо, сколько принципиальна проблема достаточности гипотезы, это что-либо описывающей. Наиболее достоверные модели мышления дает математика, особенно теория беско­нечно малых. Она-то и выступает фундаментом естественных наук, предлагая им общие принципы построения. Главным из них является принцип долженствования, заданности. По­скольку задания в познании по мере их решения постоянно обновляются, постольку процесс познания выступает как бес­конечный и сопровождается возникновением и усложнением самого предмета познания.

Философия в познании играет роль методологии для естествен­ных и социальных наук. В науках о природе она рекомендует опираться на «чистую мысль», ни от чего не зависящую и ни­чем не обусловленную, а в науках об обществе - на «чистую волю». Последняя служит основой наук о Духе, высшей из которых является право. Логика воли постигается в этике, именно в ней заключаются идеи свободы личности в своей завершенной абсолютной форме. Этика вырабатывает идеи для всех наук о культуре и транслирует их через юриспруден­цию. Под влиянием нравственных идей государства совершен­ствуются до идеального состояния, которое можно считать «правовым государством». Свою позицию Коген называл «этическим социализмом» (источник идей морального характера он видел в Боге). Единая научная картина мира воплощается в «культурном сознании».

Фрейбургская (баденская) школа связана с именем Вильгельма Вильдельбанда (1848 - 1915). Он опирался на кантовское раз­личение разума теоретического и практического, определяя философию как всеобщую науку о «ценностях». Если Коген в тео­рии познания делал упор на логических аспектах, то Виндельбанд ставил акценты на психологических.

Он считал, что в развитии природных явлений существует логика всеобщего и потому они описываются законами, сформулированными естествознанием. Культура, история об­щества - это сочетание уникальных событий по реализации ценностей, свойственных своему времени или интересам лич­ностей, и потому социальные науки не имеют дела с законо­мерностями и описывают единичное.

Единомышленник Виндельбанда Генрих Риккерт (1863 - 1936) утверждал, что «всякая действительность есть индивидуальное наглядное представление», и потому наши знания ничего не отражают, так как излагают преобразованный и упрощенный материал.

Предмет познания, по мнению представителей баденской школы, состоит из разрозненных субъективных сведений. Критерий их соединения связан не с истинностью, а с ценно­стью. Ценностных областей бытия выделяется шесть: логика, эстетика, мистика, этика, эротика, религия. Для них характер­ны следующие ценности: истина, красота, надличностная свя­тость, нравственность, счастье, личная святость.

Вообще ценности не имеют хронологических рамок, они внеисторичны и играют роль безусловного долженствования в человеческой деятельности. Руководство ценностями является отличительной чертой социальных явлений от природных процессов.

Под влиянием этой школы и ее рационального взгляда на общество в это время начинает формироваться особая область знания - общая социология. У истоков ее стоит Карл Эмиль Максимилиан (Макс) Вебер (1864 - 1920). Он представляет социальную реальность как ряд переходов от одних историче­ских типов общества к другим, каждый из которых воплощает идеальный вариант культуры своего времени. Собственную концепцию Вебер называл «понимающей социологией»: по мере понимания сменяющихся способов отношения человека к ми­ру меняется и «картина мира», диктуя людям их поведение и поступки. Со временем в истории исчерпывают себя религи­озные картины мира (их несколько) и возрастает роль науки,

которая определяет рациональность нашего времени. Она предлагает совокупность норм, эталонов, образцов наиболее целесообразных форм существования людей, видов духовных потребностей, вариантов правления, типов веры.

Позитивизм Проблема соотношения бытия и мыш­ления, решаемая в немецкой классиче­ской философии в основном в пользу приоритета мышления, осваивалась и с иных позиций.

Не случайно ряд мыслителей обратил свое внимание на ма­териалистические элементы кантовской «вещи в себе». Для решения проблем мироздания они предлагали воспользоваться не философским (умозрительным) подходом, а методами есте­ственных наук и данными конкретных опытов. Именно эти сведения они называли положительными, позитивными.

Предшественниками подобного подхода были исследовате­ли природных процессов, да и некоторые философы. Среди последних хотелось бы упомянуть Иоганна Фридриха Гербарта (1776 - 1841). Опираясь на Лейбница, он вводит понятия про­стейшей формы бытия - «реал». Это состояние характеризуется многообразием, вечностью, неизменностью и свободой. Реал есть начальный элемент мира и мысли. Противоречивость свойственна существующему только в мышлении, но не в су­ществовании. Она подлежит устранению. Именно эту операцию осуществляют науки, обрабатывая чувственные данные опытов. Постижение связей реалов природы дает механику материи (основное понятие физики у Гербарта), а постижение связей реа­лов мысли дает психическую механику. Не случайно «практическая философия» Гербарта сыграла большую роль в становлении экс­периментальной психологии и педагогики в Европе.

Собственно позитивизм зародился не в Германии. Он свя­зан с творчеством французских (О. Конт) и английских (Дж. С. Милль, Г. Спенсер) ученых. Однако первая его форма - эм­пиризм - была хорошо известна немецким философам. Она нашла свой выход в этических и эстетических взглядах натура­листического толка, пытавшихся отождествить социальные и биологические процессы.

В искусстве этот подход проявился в распространении био­логизма и физиологизма в сюжетах, расцвете примитивизма. В теории морали - в стремлении вывести законы человеческого бытия и правила социального общежития из органической при­роды, психических состояний, космических источников.

В 70-е годы XIX в. под давлением открытий в естествозна­нии начинает рушиться физическая картина мира, созданная на базе классической механики. Приходит в упадок и первая форма позитивизма, построенная на ней. «Второй позитивизм» зародился в Германии и Австрии. Из создавшегося положения выход предложили его основоположники Рихард Авенариус (1843 - 1896) и Эрнст Мах (1838 - 1916). Свое направление они назвали «эмпириокритицизм»1 - критика опыта. Для него ха­рактерны три основных момента.

1. Мир дан нам как опыт. Опыт предстает в виде много­численных высказываний по поводу наблюдаемого. Опыт ну­ждается в очищении, то есть выделении непротиворечивого содержания из данного множества мнений.

2. Чистый опыт складывается из элементов мира, которые принимают для нас форму ощущений. Ощущения однородны и нейтральны. Они не материальны и не идеальны, одновре­менно и материальны, и идеальны.

3. Очищение возможно с помощью «принципа наименьшей меры силы» (экономии мышления), путем сведения неизвест­ного к известному, частного к общему.

Таким образом, научное познание превращается в эмпири­ческое описание. Как писал В.И. Ленин: «Ощущения, конеч­но, никакой «экономии» не содержат. Значит, мышление дает нечто такое, чего нет в ощущении! Значит, «принцип эконо­мии» берется не из опыта, а предшествует всякому опыту, со­ставляет логическое условие его, как категории Канта».2 В дальнейшем позитивизм преодолел и этот этап своего разви­тия, перейдя к своей новой форме.3

Иррационализм

В 20-е годы XIX столетия громко зая­вили о себе учения, которые не искали опоры ни только в естественных про­цессах, но и в разуме, считая внимание философии к рациональности явно преувеличенным. И прежде всего надо вспомнить в этом случае Артура Шо­пенгауэра (1788 - 1860).

Показательна одна из записей Шопенгауэра после его оче­редной беседы-дискуссии с Гете: «Этот Гете в такой степени

1 Другое название этого направления - «махизм».

2 Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18, с. 177.

3 Подробнее см. гл. VII, позитивизм XX в. и его разновидности.

был реалистом, что ему никогда и в мысль не могло прийти, что предметы как таковые существовали лишь постольку, по­скольку их представляет познающий субъект». Сам же он был в этом уверен.

В своей концепции Шопенгауэр исходит из кантовской «вещи в себе», но дает ей собственную трактовку. Она пред­ставляет собой бессознательную «волю к жизни», внеразумную силу. Эта сила объективируется в многочисленных формах, определяя стремление к ничем не ограниченному господству. Человек не может постичь направленность влечений собст­венной воли и существует в мире иллюзий и миражей.

Жизнь, по мнению Шопенгауэра, полна страданий и во­площается у человека в «войне всех против всех», наполняя его существование глубоким унынием: «наше положение так горестно, что решительно надо было бы ему предпочесть со­вершенное небытие... но какой-то голос говорит нам, что это не так, что в этом не конец, что смерть не абсолютное унич­тожение». «Оптимизм... представляется мне не только неле­пым, но и поистине бессовестным воззрением, горькой на­смешкой над невыразимыми страданиями человечества». Одним словом, «воля отворачивается от жизни; теперь она содрогается перед ее радостями, в которых видит ее утверждение. Человек доходит до состояния добровольного отречения... истин­ной безмятежности и совершенного отсутствия желаний».1

Таким образом, преодолевается индивидуальное, усмиряет­ся воля к жизни, исчезают порождающие страдания явления и происходит полное успокоение духа.

Уход от классического рационализма в иррационализм на­шел свое выражение в целом ряде направлений. Одним из них явилась «философия жизни» (представители - Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель и др.). Богатство понятия «жизнь» позво­лило разнообразить его трактовку. Так, акцент на биологиче­ских аспектах привел к обоснованию культа силы, сведению источника развития к волевым усилиям по обеспечению абсо­лютного освобождения индивида, к формированию идей «сверх­человека». Внимание к историческим аспектам позволило трак­товать жизнь как целостный духовный процесс в условиях ре­конструкции особенностей эпохи. Этот акт осуществляется интуитивно.

1 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Антология миро­вой философии, т. 3. М., 1971, сс. 698 - 701.

Стремление освободить философские представления от на­туралистических составляющих породило феноменологию (основатель - Э. Гуссерль), где феномен представляет собой первоявление, прообраз, существующий в виде комплекса ас­социаций.

Иррационализм в нач. XX в. выделил из себя еще целый ряд течений и школ.1

Заключение

Немецкая классическая философия явилась в истории мировой культуры феноменом, как закономерным, так и уникальным.

Закономерным потому, что человечество (как демонстриру­ет история) нуждается в подытоживании, в резюмирующих цивилизацию акцентах, без которых оно не может перейти к очередному своему уровню существования. А уникальным по­тому, что каждый такой период неповторим, исключителен по культурным и духовным характеристикам, сочетанию событий, ценностным ориентациям.

К общим особенностям и достоинствам философии этого периода можно отнести следующие достижения.

- Она показала людям роль, место и значение философии в осознании своей эпохи, ее достижения и просчеты. Проде­монстрировала важность философии для осмысления буду­щего и опасности, подстерегающие общество при игнорирова­нии целостного восприятия своей цивилизации.

- Будучи по сути социоцентричной, она повернула теоре­тическую мысль к проблемам свободы -и ценностей, их роли в жизни человека.

- Ею были развиты соответствующие современной науке методы развития и познания - диалектический и историче­ский, которые благодаря своей уникальности позволили резко продвинуться вперед в познании мира.

- Она способствовала формированию новой концепции моде­ли мира; появлению оригинальных подходов к его познанию.

1 Подробнее об этих направлениях см. гл. IX Современная западная философия человека, гл. X Философия экзистенциализма.

Приложение 1 к главе VI

  Научные открытия XVIII - XIX вв  
  Обоснование собственного движения звезд (Э. Галлей)  
 
  Бинарная биологическая номенклатура (К. фон Линней)  
 
  Систематическая разработка математического анализа (Л. Эйлер)  
  Попытка представить развитие Земли, животного ми­ра и человека как единый эволюционный ряд. (Ж.Л.Л. Бюффон)  
  Гипотеза о возникновении Солнечной системы в ре­зультате сгущения газообразного облака (И. Кант)  
  Открытие водорода (Г. Кавендиш)  
  Впервые обнаружены и наблюдались явления фото­синтеза (Дж. Пристли)  
  Открытие кислорода (Дж. Пристли, К.В. Шееле)  
  Закон сохранения массы вещества (АЛ. де Лавуазье)  
  Трудовая теория стоимости (А. Смит)  
  Вариационное исчисление (Л. де Лагранж)  
  Опровержение теории флогистона (А.Л. де Лавуазье)  
  Основной закон электростатики (Ш.О. де Кулон)  
  Химическая номенклатура (А.Л. де Лавуазье, К.Л. Бертолле)  
  Прививка оспы (Э. Дженнер)  
  Основная теория алгебры (К.Ф. Гаусс)  
  Теория начального обучения (И.Г. Песталоцци)  
1803-04 Таблица атомных масс (Дж. Дальтон)  
  Закон вертикальной зональности растительного мира (А. фон Гумбольдт)  
1805-08 Закон объемных отношений газов (Ж. Л. Гей-Люссак)  
  Первое целостное учение об эволюции (Ж.Б. де Ламарк)  
  Система символов химических элементов (Й.Я. Берцелиус)  
  Исходные основы теории прибавочной стоимости (Д. Рикардо)  
1818 и 1833 Сравнительно-исторический метод в языкознании (Р. Раскин, Ф. Бопп)  
  Гипотеза обусловленности магнетизма молекулярными токами (А.М. Ампер)  
  Открытие явлений изомерии в химии (Ф. Велер)  
1824-26 Математически обоснованная теория электромагне­тизма (А.М. Ампер)  
1824 и 1832 Разрешение проблемы уравнений пятой и высших степеней (Н.Х. Абель, Э. Галуа)  
1824 и 1850 -51 Второе начало термодинамики (Н. Карно, Р. Клаузиус, У. Томсон)  
1825-28 В историческую науку входит понятие классовой борьбы (Ф. Гизо, А Тьери)  
  Основной закон электрического тока (Г.С. Ом)
  Неевклидова геометрия (Н.И. Лобачевский, Я. Больяй)
  Внутренняя геометрия поверхностей (К.Ф. Гаус)
  Основы эмбриологии (К.Э. фон Бэр)
  Первый синтез органического вещества (Ф. Велер)
  Основы общего языкознания (В. фон Гумбольдт)
  Открытие электромагнитной индукции (М. Фарадей)
  Выделение трех периодов в археологии (К.Ю. Томсен)
  Теория клетки (Т. Шванн)
  Основы агрохимии (Ю. фон Либих)
  Закон сохранения энергии (Ю.Р. фон Майер)
  Открытие планеты Нептун (И.Г. Галле по вычислени­ям У.Ж. Леверье и Дж. К. Адамса)
  Открытие оптической изомерии (Л. Пастер)
  Теория научного коммунизма (К. Маркс)
  Теория n-мерных кривых пространства (Б. Риман)
  Научно обоснованное учение об эволюции и теории естественного отбора (Ч. Дарвин)
  Спектральный анализ (Р.В. Бунсен, Г.Р. Кирхгоф)
  Теория строения органических веществ (А.М. Бутлеров)
  Открытие микробиологической сущности инфекцион­ных болезней (Л. Пастер)
  Закон наследственности (Г.И. Мендель)
  Основные уравнения электромагнитного поля (Дж. К. Максвелл)
  Периодический закон химических элементов (Д.И. Менделеев)
  Основы стереохимии (Я.Х. Ван-Гофф)
  Выделение трех крупных периодов в истории разви­тия человечества (Л. Г. Морган)
  Экспериментальная психология (В. Вундт)
  Открытие возбудителя туберкулеза (Р. Кох)
  Открытие фагоцитоза (И. И. Мечников)
  Доказательство существования электромагнитных волн (Г. Герц)
  Открытие рентгеновского излучения (В.К. Рентген)
  Введение научной организации и управления труда (Ф.У. Тейлор)
  Открытие радиоактивности (А.А. Беккерель)
  Учение о высшей нервной деятельности (И.П. Павлов)
  Открытие радия (П. и М. Кюри)

Приложение 2 к главе VI

Хронология жизни немецких философов (классический период)

Приложение 3 к главе VI

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК (по Гегелю)

Приложение 4 к главе VI

РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ВО II-й пол. XIX ВЕКА

Литература

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

История диалектики. Немецкая классическая философия. М., 1978.

Кузнецов В.И. Немецкая классическая философия. М., 1989.

Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немец­кой классической философии. М., 1990.

Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. М., 1986.

Антология мировой философии. Т. 3. М., 1971.

Кант И. Критика практического разума. Пролегомены. Соч., в 6-ти тт., т. 4, ч.1.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974 -1977.

Фейербах Л. Сущность христианства. М., 1965.

Маркс К. К критике гегелевской философии права (любое издание).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.