Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БАЛЛЕР Э.А. (1918-1987)






 

Элеазар Александрович Баллер, доктор философских наук, Работал с 1968 года в Мо­с­ковском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Заслуженный работник культуры РСФСР (1985). Проблеме традиции (преемственности) он осветил объемной ра­боте «Проблема преемственности в развитии культуры» (1969). Э. Баллер отмечал, что понятие «традиция» не раз­работана в должной мере в марксистской литературе, хотя отмечает, что число публикаций на эту тему увеличилось. Хотя, в то время это увеличение публикаций, следует отметить, создало еще большую путаницу, ибо, кроме терминологических спо­ров, мало кто стремился к глубокому анализу традиции и проявлению её во всех фор­мах культуры. Интересно замечание Ю.В. Сагомонова: «…понятие «традиция» относится к довольно многочисленной группе полисемантических понятий, которые привлекаются обществознанием и создают в нем ситуацию «терминологической неус­тойчивости», осложненную и запутанную множеством истолкований и многосложно­стью определений» (Согомонов Ю.В. Традиционные идеалы личности в «постиндуст­риальном обществе» \\ Социально-политические теории современной буржуазной идеологии. М., 1981. С.39).

Э.А. Баллер предпочитает говорить о преемственности, а не о традиции. Он так определял преемственность: «Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития как бытия, так и познания, сущность ко­торой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, т.е. при переходе его из одного со­стояния в другое. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность тем самым обеспечивает устойчивость целого» (Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969. С.15).

Начало ис­следований в этот период связано с исследованием механизма преемственно­сти с точки зре­ния диалектики. Он правильно рас­сматривает преемственность как проявление закона отрицания от­рицания. Вот что он пишет: «Пре­емственность выступает как одна из наиболее суще­ственных сторон закона отрицания от­рицания, проявляющаяся в природе, обще­стве и мышле­нии как объективная и необходимая связь между новым и старым в про­цессе разви­тия» (Бал­лер Э. А. Проблемы преемственности в развитии культуры» М., 1969.С.16).

Действительно принципы закона отрицания отрицания: повторяемость, движение от те­зиса к антите­зису, а затем к синтезу - есть основа диалектики традиции в процессе ин­новационной ди­намики. Тра­диция, рождая инновации, одновременно всегда сдержи­вает их, она всегда действует как «возвратная пружина», сопротивляясь изменению, стремясь сохранить равновесное состояние культуры. В этой борьбе между консерва­тивным и инновационным на­чалом в традиции и состоит диалектика процесса развития культуры. Эта борьба обеспечивает должную скорость изменений, которая бы не по­зволяет инновационным процессам «пойти в разнос», разрушить устойчивость культурных форм. Как пра­вильно подмечала тогда Тимофеева А.В., которая также рас­сматривала преемственность с точки зрения закона отрицания отрицания: «Диалекти­ческое отрицание как самоотрицание есть вместе с тем выражение преемственности в разви­тии. Преемственность обусловлена противоречивым харак­тером про­цесса развития, единством борющихся противоположностей – отрицающего и отрицае­мого» (Дорфман Г.М., Ефимов С.Ф., Тимофеева А. В. Закон отрицания отрицания. М. 1961. С65).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.