Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шацкий Е.






 

Известный польский социолог Ежи Шацкий, марксист по убеждениям, в 1968 году вы­пустил книгу «Традиция. Обзор проблематики». Эта работа не отличается оригиналь­ностью, да и та­ких задач Шац­кий себе не ставит, он просто делает обзор тех или иных мнений, вплетая их в ткань своих размыш­лений, в результате в достаточно попу­лярной форме дает обзор всей про­блематики теории традиции. В своих идеях он во многом опирается на работы Э.Шилза. В его работе можно отметить несколько ин­тересных моментов.

 

1. РАЗУМ И ТРАДИЦИЯ

 

Ежи Шацкий пишет, что до сих пор неясно является ли традиция явлением иррацио­нальным. Это мнение об иррациональности традиции возникает из того, что традиция возникает и фор­мируется в культуре самопроизвольно, она «не выдумана». В связи с этим интересен поднятый им вопрос о характере отношения разума и традиции. В от­ноше­нии этого он ци­тирует М.Шелера, который писал: «Массы никогда не будут фи­лосо­фами. Эти слова Пла­тона спра­вед­ливы и сегодня. Большинство людей свое мировоз­зрение черпает из религиозной или какой-то другой тра­диции, которую они всасывают с молоком матери. Человек, стремящийся к мировоззрению, основан­ному на филосо­фии, должен иметь смелость полагаться на свой соб­ственный разум» (Sheler M. Philo­sophical Perspectives. Boston 1958, p.1 цит.340) Т.е здесь мы на­блюдаем традици­онное противопостав­ление разума и традиции. Ежи Шацкий пре­достерегает от про­ти­вопос­тавления разума и традиции, ибо здесь «имеем дело не столько с взаимоисклю­чающи­мися крайностями, сколько с широкой шка­лой промежуточных позиций. В со­времен­ных обществах тради­ция требует рациональных обоснований, разум же имеет за со­бой тради­цию» (Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. С.349).

Шацкий правильно подчеркивает роль разума в механизме закрепления и придания ус­тойчивости традиции. Действительно, во многом деятельность разума состоит в до­ка­зательстве «состоятельно­сти» той или иной традиции. Рационализация же тради­ции яв­ляется не столько системой её модерни­зации, сколько способом её закрепления. Ди­на­мика культурного творчества, как правильно пишет Шацкий «идет в обоих направле­ниях: от традиции к разуму и от разума к традиции»(с.349). В под­твержде­ние он ци­тирует автора, который не испытывает особой симпатии к традиции, К.Поппера: «Я не думаю, что мы могли бы когда- нибудь полностью освободиться от пут традиции. Так называемое освобождение- это, в общем-то, всего лишь переход от одной традиции к другой. Но зато мы можем освободиться от различных табу, сохра­няющихся в силу традиции. Мы можем это сделать, не просто отбросив традицию, но и критически вос­принимая ее отдельные элементы. Мы освобождаемся от табу, если ду­маем о нем, раз­мышляем о том, сохранить ли его или отторгнуть. Но чтобы провести та­кую рефлек­сию, мы прежде всего должны иметь четкое представление о данной тра­диции, понимать её функцию и значение традиции вообще» (цит. с.349-350)

 

2.Время традиции и время истории.

 

Любопытно акцентирование им внимания на разнице между временем истории и вре­менем традиции. Вот что он пишет: «Традиция всегда «исторична» в том смысле, что относится к дей­ствительной или мнимой истории (тому, что было). Нет традиции без завороженности прошлым, поэтому-то, когда го­ворят, что исторические знания ро­ди­лись из традиции, это со­вершенно правильно. Но в то же время традиция глубоко ан­тиисторична, ибо возводит про­шлое в ранг вневременной нормы, политического, эсте­тического, нравственного абсо­люта»(Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. С.427). Т.е., если история темпоральна по своей сути, её интересует временность событий и фактов, то традиция, хотя и включает в свое опре­деление темпоральность, но уде­ляет внимание не фактам и событиям истории, а процессам измене­ния стилей и образов жизни эпохи. Ясно, что в данном случае время истории не совпадает в временем тради­ции. Е.Шацкий цитирует поль­ского ученого Януша Славиньского: «нельзя трактовать в катего­риях причинно-генетических, поскольку она является столь специфическим «давно», которое суще­ст­вует од­новременно с «сегодня» и остается с ним в функцио­нальных связях. Традиция, как яв­ление, возникает в результате превращения диахронического течения (до и после этого) в порядок синхро­нический, в порядок со­существования компонентов определен­ного состояния культуры» (Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. С.427). Он далее продолжает цитировать Славиньского: «Формиро­вание тради­ции, - снова цитирую Славинь­ского, - это не просто механическое наслоение фаз историко-лите­ратурного процесса (соответственно исторического – Е.Ш.), а посто­янная перетасовка слоев, непрерывная реорганизация их состава. Вы­де­лив конкретную форму традиции, мы находим или соприкосновение слоев, которым в диахронии соот­ветствовать могут фрагменты, весьма отдаленные друг от друга, или, наоборот, отдаление слоев, представляющих соприкасающиеся фазы процесса» (цит. с.428). Все верно, традиция не использует из­мерения исторической хро­нологии. Как отмечает Шацкий: «Можно наблюдать, как в разные пе­риоды своего существова­ния социальные группы присваивают себе в качестве «образцовой истории» раз­ные отрезки своего прошлого, иногда очень отдаленные во времени» (Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.С.428).

 

3.Традиция и традиционализм.

 

Он правильно отмечает: «противопоставление «традиционных» и «современных» об­ществ, по-види­мому, не слишком плодотворно в познавательном отношении; исследуя проблематику об­щественного наследия, следовало бы сосредоточить внима­ние как на различиях, так и на сход­ствах. Следует при­знать, что «традиция» одинаково важна во всех устойчивых обществах, но различными бывают ее механизмы, а также оценки са­мого факта зависимости от «предков»» (Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. С.288).

 

УТОПИЯ

 

Ежи Шацкий выделяет два типа утопий – эскапистские и героические. Эскапистские утопии – это мечты о лучшем мире без призыва к осуществлению этой мечты в существующем мире. Героические же предполагают программу действий по претворению идеалов утопии в действительность.

Эскапистские утопии разделяются на утопии места, в которых повествуется о странах с идеальным устройством общества; утопии времени, которые описывают идеальное устроцйство, которое было или будет где-нибудь и когда-нибудь.

Есть еще третья разновидность утопии – утопии вневременного порядка, которые рас­полагают идеал вне сферы земного существования человека: «Образец просто переносится куда-то вне времени и пространства, связывается с вечными ценностями наподобие Бога, Природы, Разума и т.п.» (Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. С.56).

 

Героические утопии Е. Шацкий делит на утопии ордена и утопии политики. Утопии ордена – это система идеалов, которые исповедуют определенные группы людей. Уто­пиии политики – ставят задачи более радикально – они ставят целью изменить все об­щество согласно идеалам.

 

«Самым подходящим положением для утопии оказывается граница между известным и неизвестным миром. Известный мир дурен, новый мир, как кажется обещает все. Уто­пии не производят на свет народы прочно укоренившиееся и удовлетворенные» (Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. С.62).

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990

2.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.