Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания по самостоятельной работе студентам






Студентам рекомендуется ознакомиться заранее (за 2-3- недели) с темой и целью практических занятий, со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, выносимых на обсуждение в ходе практического занятия. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов.

При составлении конспекта не нужно конспектировать все подряд, следует выделять самое главное, познавательное, необходимое для подготовки к занятию; не рекомендуется конспектировать то, что непонятно, если во время изучения материала и конспектирования возникают вопросы или замечаниях, желательно их записывать. Качественно выполненный конспект позволит неоднократно его использовать, продумать и проанализировать материал заново, выстроить собственное представление о предмете, найти интересующие проблемы, понять и усвоить их, подготовиться к зачету. Не стоит увлекаться ксерокопирования статей, книг, чужих конспектов. Не следует забывать, что память и работа бывают только своими, соответственно и знания тоже.

Кроме конспектирования, желательно, готовясь к занятиям, ознакомиться с публикациями в периодических изданиях, журналах, посвященных изучаемой теме, а также воспользоваться Интернетом. В ходе практических занятий, высказывая свои суждения, задавая вопросы, студент не только демонстрирует свою подготовленность к занятию, но и лучше понимает и запоминает материал.

Для закрепления знаний, навыков и осуществления текущего контроля преподаватель может включить в практические занятия экспресс опросы и решение педагогических задач по воспитательным ситуациям.

 

РАБОТА С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ И КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

Наследие каждого исторического периода особым образом трактует характеристики человека и сущность, задачи, содержание, методы, средства воспитания, обучения и социализации. Это обусловлено особенностями политического, экономического развития и состоянием культуры определенного государства.

Конспектирование произведений по курсу «История педагогики и образования» имеет свою специфику, так как вы знакомитесь с сочинениями, написанными философами, педагогами, психологами и общественными деятелями разных стран и разных эпох.

Прежде чем приступить к изучению первоисточника, рекомендуется ознакомиться не только с биографией автора, но и с историей, условиями создания данного произведения. Эту информацию можно взять из вступительных статей полного или избранного собрания сочинений автора или литературы биографического характера.

Целесообразно вначале прочитать произведение или рекомендованные главы в целом, чтобы уяснить смысл всего текста и понять специфику изложения автором своих идей. Параллельно можно выделять основные положения, записывая номера страниц. Далее начинается непосредственно конспектирование.

Конспектирование (от лат. conspectus — обзор, очерк) — краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, речи, включающее в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами.

Студент находит и выписывает из произведения цитаты, отвечающие на вопрос плана семинарского занятия. При этом следует придерживаться определенного порядка: выписывать главные положения текста последовательно, выносить на поля названия небольших частей, подкреплять примерами автора, также указывать номер главы или части произведения, номер страницы. Например:

Автор _______________________________________________________

Название произведения ________________________________________

Выходные данные произведения ________________________________

Название частей ______________________________________________

Цитаты, примечания, собственные оценки ________________________

Выводы по главам, частям ______________________________________

Общие выводы ________________________________________________

 

Цитаты, или дословно приведенные выдержки из высказываний и сочинений разных авторов, являются разновидностью прямой речи, выделяются кавычками. Если цитата переписывается не полностью, то на месте пропуска ставятся три точки. Но это не должно изменить смысл предложения. Если цитата включается в текст в качестве самостоятельного предложения, например при формулировке выводов, знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи. Пример: К.Д. Ушинский, оценивая педагогическое значение сказок, писал: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Если же цитата сливается со словами автора в одно предложение (сложное или простое), ставятся те знаки препинания, которые требуются для данного предложения. Например, К.Д. Ушинский, оценивая педагогическое значение сказок, писал, что «это первые и блестящие попытки русской народной педагогики».

В процессе конспектирования можно использовать шрифтовые, графические и цветовые выделения основных мыслей, определений и т.д.

После окончания работы над произведением студент самостоятельно делает несколько выводов.

Среди тем семинарских занятий есть такие, в которых предлагается рассмотреть взгляды не одного педагога, а нескольких и сравнить их. В этом случае форма конспекта изменяется и он носит характер сравнительного, где можно подробнее представить более ранний первоисточник, а из работ других авторов взять то, что дополняет или в чем расходится с ним.

Тема занятия

Автор, годы жизни Автор, годы жизни Автор, годы жизни
Формулировка вопроса
Цитаты (с указанием номера источника) или позиция автора Цитаты (с указанием номера источника) или позиция автора Цитаты (с указанием номера источника) или позиция автора

 

Источники записываются согласно требованиям, каждому присваивается порядковый номер.

Выводы: 1. _______________________________________________

2. _______________________________________________________

3. _______________________________________________________

 

Если с целью написания реферата, выполнения курсовой или выпускной работы студент интересуется историей отдельного вопроса, например, «История развития проблемы сенсорного воспитания в трудах зарубежных и русских педагогов», то можно использовать тематическую форму конспекта, которая будет пополняться в процессе изучения курса «История педагогики».

Автор, годы жизни, название произведений Определение понятия сенсорного воспитания Место сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста Задачи сенсорного воспитания Методы и приемы сенсорного воспитания Средства сенсорного воспитания
1.          
2.          

 

На семинарском занятии студенты обсуждают содержание произведения и формулируют основные выводы, которые могут носить как общий, так и частный характер, сравнивают взгляды педагогов с предшественниками, выявляют тенденции развития педагогической мысли, если возможно, проводят аналогии с положениями современной науки.

Критериями для оценки контрольной работы служат:

1)точность ответа на поставленный вопрос;

2)формулировка целей и задач работы;

3)раскрытие (определение) рассматриваемого понятия (определения, проблемы, термина);

4)четкость структуры работы;

5)самостоятельность, логичность изложения;

6)наличие выводов, сделанных самостоятельно;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.