Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные аспекты прогресса






 

Лев Ильич считал, что вектором прогресса истории является постепенный переход че­ловечества от деспотизма к анархии, в постепенном уменьшении власти и насилия и увеличении свободы личности: «Социальный прогресс находится в обратном отношении к степени принуждения, насилия или власти, проявляющихся в обществен­ной жизни и, наоборот, в прямом отношении к степени развития свободы и самосозна­ния или безвластия, анархии» (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924. С.59). В связи с этим он считал, что наиболее прогрессивными обществами являются «неисторические» народы, а «исторические» народы находятся лишь в стадии перехода к совершенному обществу.

В этой прекрасной выдержке из его работы четко подмечается определенная независимость двух сфер культуры, в которой динамика традиций в хозяйственной сфере не совпадает с дина­микой тра­диции в социальной, они независимо действуют в общем процессе исторического развития, одна из сфер может вообще регрессировать.

К цивилизованному человеку отношение у Л. Мечникова скептическое: «..плотоядные животные только совершенной крайностью могут быть доведены до пожирания себе подобных; в человеческих-же обществах людоедство и до сих пор составляет явление далеко не редкое» (Мечников Л. До-азбучная цивилизация \\ Дело. 1877. №5. С.178).

Основой прогресса для анархиста всегда было увеличение свободы, в соответствии с этими убеждениями Л. Мечников разделяет человеческую историю на три периода.

Первый период характеризуется преобладанием союзов, основанных на принуждении и устра­шении, связанных по типу рудиментарных колоний клеток чисто механической связью. Он начинается с основания восточных деспотий.

Второй, переходный период характеризуется преобладанием союзов, объединенных системами разде­ления труда (если следовать терминологии Э. Дюркгейма, - «органиче­ской солидарно­стью»): «Этот период в истории человечества характеризуется преобладанием олигархических и феодальных федераций, * известной степенью соци­альной дифференциации, причем внутри общества происходит интенсивная борьба между отдельными классами, которая иногда выливается в форму экономической кон­куренции. Этот период характеризуется также развитием крепостничества и подне­вольного труда» (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки; Статьи. М. 1995. С.270-271).

Третий, высший период: «Этот период является периодом преобладания свободных союзов, возникающих в силу свободного договора и объединяющих отдельных людей в силу общности интересов, личных наклонностей и сознательного стремления к солидарности» (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки; Статьи. М. 1995. С. 259).

Этот период «свободных объединений», по мнению Л. Мечникова, только начинается и при­надлежит будущему. Принципы же такого рода объединений следующие: «Свобода - т.е. унич­тожение всякого принуждения. Равенство - уничтожение всех не­нормальных и несправедливых социальных и полити­ческих делений и привилегий, Братство - то есть солидарная согласован­ность индивидуальных сил, заменяющая борьбу и разъединение, ведущее к жизненной конкуренции» (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки; Статьи. М. 1995. С. 271).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.