Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вестник Европы






 

«Вестник Европы» был одним из самых распространенных в России толстых журналов. Журнал придерживался либерального направления. Основателем журнала и его постоянным редактором был М.М. Стасюлевич (1826-1911). В 1861 году Стасюлевич вместе с другими профессорами А.И Пыпиным, К.Д. Кавелиным, В.Д. Спасовичем, Б.И. Утиным ушли из Петербургского университета. Они и составили ядро редакиции «Вестника Европы». Секретарем журнала был Л.З. Слонимский (1850-1918). Заместителем Стасюлевича был А.И. Пыпин (1833-1904).

 

Боборыкин был первой фигурой в журнале.

 

По мнению С.А. Венгерова это был один из наиболее объективных журналов в России.

3. ЛИБЕРАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА: ИВАНОВ И.И. (1862-)

 

Иван Иванович Иванов – историк литературы, критик. Автор диссертации «Полити­ческая роль французского театра в связи с философией XVIII в.» (М. 1895), прекрасной и глубокой по анализу работы - «Тургенев» (СПб., 1896), и обобщающей работы - «Ис­тория русской критики» (СПб., 1898). Его «История русской критики» и «Тургенев» содержится часто не совсем справедливая, хотя и верная частями критика Герцена, Чернышевского и Писарева.

Иванов сетует об умирании искусства, беря в пример Э. Золя, который считал себя бо­лее естествоиспытателем, чем писателем, исследователем человеческих душ. Так же он сетует, что если раньше искусство служило каким-то нравственным, религиозным за­дачам, то оно сейчас лишь увеселение.

 

«В истории человечества нет безусловно одноцветных эпох – можно отметить только преобладающие настроения и нельзя все идеалы свести к одной всеобъемлющей сис­теме» (Иванов Ив. История русской критики. Ч.1, 2. СПб. 1898. С.227).

 

1. ФРАНЦУЗСКАЯ КУЛЬТУРА XVII В.

 

Ив. Иванов считал, что классицизм – это основа французской культуры.

 

«Французская трагедия, перебравшая почти все эпохи и всех героев древности и сред­них веков, воспроизводившая самые отчаянные коллизии любовной страсти, в роде противоестественных увлечений и потрясающих семейных злодейств, не представила ни одного действительно исторического лица и не раскрыла ни одной тайны нашей души. Это совершенно фантастическая действительность под покровом известных мнений и событий, и первобытный анализ в уборе крикливых эффектных фраз» (Иванов Ив. История русской критики. Ч.1, 2. СПб. 1898. С.23).

 

«… классический дух – подлинный выразитель французского творческого гения, и он в течение веков не изменил ни своей сущности, ни своего влияния на литературу: он по прежнему система и школа, и менее всего – жизнь и вдохновение.

Это немедленно обнаружилось в первую же эпоху протеста. Под ударами просвети­тельской мысли пали главнейшие основы старого общественного строя – феодализм, католичество, даже вековая королевская власть, но классицизм только подновил внеш­ний облик, и то далеко не во всех главнейших произведениях века» (Иванов Ив. История русской критики. Ч.1, 2. СПб. 1898. С.24).

 

От натурализма к символизму: «Утомленные стонами и оргиями, омутами и застен­ками, люди возжаждали сладких звуков и небесного далека.

Даже больше. По исконному обычаю французов клин выбивать таким же клином, сим­волисты одним взмахом крыльев улетели не только от золаической грязи, а вообще от бренной земли» (Иванов Ив. История русской критики. Ч.1, 2. СПб. 1898. С.43).

 

О Сент-Бёве: «Критика у него преобразилась в остроумную, часто блестящую, но чисто увеселительную болтовню» (Иванов Ив. История русской критики. Ч.1, 2. СПб. 1898. С.50).

 

«Французская публика вполне напоминает анекдотического принца, требовавшего спе­циального для себя пути к изучению математики. Она – тоже своего рода царственная публика – немедленно поднимает на смех или презрительно отталкивает все недоступ­ное первому взгляду, не похожее на газетную статью» (Иванов Ив. История русской критики. Ч.1, 2. СПб. 1898. С.223).

 

На О. Тьерри большое влияние оказали «Мученики» Шатобриана, которые он читал в 15 лет, перед ним открылся мир франков.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Козьмин Б.П. Писемский и Герцен \\ Козьмин Б.П. Литература и история. М. 1982.

2. Иванов Ив. История русской критики. Ч.1, 2. СПб. 1898. (359741).

3. Иванов Ив. История русской критики Ч.3, 4. СПб. 1900. (359628).

4. Катков М.Н. К какой принадлежим мы партии? \\ Русский Вестник. 1862. №2.

5. Катков М.Н. О нашем нигилизме \\ Русский Вестник. 1862. №7.

6. Катков М.Н. О дворянстве. М., 1905.

7. Катков М.Н. О самодержавии и конституции. М., 1905.

8. Катков М.Н. Очерки древнейшего периода греческой философии. М., 1855.

9. Головин Русский роман и русское общество. 1900.

 

§4 ЖУРНАЛ «ДЕЛО»

 

После закрытия журнала «Русское слово» Благосветлов пытался выпускать сборник «Луч» под официальной редакцией П.Н. Ткачева, но вышел лишь один том, второй был арестован в редакции. В то время жур­налист и писатель Н.И. Шульгин (1832-1882) по­лучил разрешение на издание журнала «Дело». Благосветлов договорился с ним, что сотрудники журнала «Русское слово» пе­рейдут в журнал «Дело». В результате журнал «Дело» стал фактически преемником журнала «Русское слово». Официальным редактором оставался Шульгин, но фактическим был Благосветлов. В журнале «Дело» участвовали Шелгунов, Щапов, Ткачев, Берви-Флеровский, Лавров, Тихомиров. Авто­рами сатирических обозрений был писатель К. М. Станюкович и фельетонист Минаев. Ве­дущим публицистом был Н.В. Шелгунов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.