Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЕРЦЕН А.И.( 1812-1870)






 

Александр Иванович Герцен, окончил Московский университет (физико-математиче­ское отде­ление). В студенческое время увлекался учением Сен-Симона. После окончания университета был арестован по подозрению в рево­люцион­ной дея­тельности. Про­вел пять лет в ссылке (1834-1839). В 1847 году уехал за границу. В 1853 году в Лондоне Герцен соз­дает типографию для пропаганды революционных идей в России. В 1855 г. выходит «Полярная звезда», а в 1857 году журнал «Колокол», ставивший целью свержение крепостного права. Как писал В.П. Мещерский: «Явился новый страх – Герцен, явилась новая служебная совесть – Герцен, явился новый идол – Герцен. Он основал эпоху обличения, в иных сферах его боялись больше, чем правительства» (Мещерский В.П. Мои воспоминания. СПб. 1906. С.94).

С нарождавшимся революционным движением на Западе он не имел крепких связей, по всей видимости, из-за того, что у него были довольно холодные отношения с лидерами социалистиче­ского движения того времени – К. Марксом и Ф. Энгельсом. Причина этих холодных отношений – это дружба с «врагом-раскольником» в I Интернационале – Бакуниным.

А. Герцен среди революционных демократов мыслитель достаточно грамотный и та­лант­ливый: в его работах присутствует глубина мысли, «прозрачный» стиль изложе­ния, «бар­ская» порядочность в ис­следовании. Все это вызывает уважение. Его философские сбор­ники статей «Диле­тантизм в науке» (1842-1843) и «Письма об изуче­нии природы» (1844-1845) достойны внимания. Но, как правильно подчеркивает един­ственно серьезный и дос­тойный внимания рус­ский философ «демо­кратического» на­правления П. Л. Лавров, Гер­цен «…глубоким и системати­ческим философом никогда не был и быть им не мог. Но эти статьи заключали самостоятельно продуманный взгляд, проникнув­ший сквозь ту­ман идеалистических формул и оживленный тем реа­лизмом, который составлял силу всех од­новре­менных с ним философских явлений Ев­ропы: ан­тропологизма Фейербаха, позитивизма Конта, логики Милля, общественной критики Прудона» (Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы в 8-ми томах. М., 1934. Т.IV. С. 131)

И далее он писал: «Проповедникам теоретического успокоения на философских во­про­сах и примирения с дейст­витель­ностью он с самого конца противопоставил важность практических, обще­ст­венных во­просов и пре­ступность примирения с «гнусной действительностью». Он дейст­вовал вы беллетристике, внеся соз­нательную общест­венную задачу в реалистиче­ские про­цесс творчества натуральной школы. Он дей­ство­вал и в теоретической философии в духе натуралистического реализма. Но ни художественное творчество, ни теоретические во­просы философии не составляли нико­гда его окончательной задачи. За ними он всегда ви­дел вопрос практический, вопрос политический, вопрос обществен­ный» (Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы в 8-ми томах. М., 1934. Т.IV. С. 132)

 

Интересно пророческое высказывание А.И. Герцена: «Социализм разовьется во всех фазах своих до крайних последствий, до нелепостей. Тогда снова вырвется из титанической груди революционного меньшинства крик отрицания, и снова начнется смертная борьба, в которой социализм займет место нынешнего консерватизма и будет побежден грядущею, неизвестною нам революцией» (Герцен А.И. Избранные философские произведения. Т.II. 1948. С.102-103).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.