Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория идеальных типов






 

«..мы делаем предметом своего изучения не отдельные конкретные общества и не об­щество, отвлеченно взятое, а тот или другой социологический тип, под который можно подвести из­вестное количество отдельных общественных организаций, данных нам в истории, и который вместе с тем является все-таки лишь одной из частных форм, какие принимает общество во­обще» (Кареев Н.И. Государство-город античного мира. Опыт исторического построения поли­тической и социальной эволюции античных граждан­ских обществ. Спб, 1910 с.IV)

«Все, доступное нашему познанию, есть совокупность явлений, управляемых законами. Наше изучение может быть направлено на самые явления или на их законы, смотря по тому, какие цели мы себе ставим. Одна задача описать явления и показать их взаимную связь, другая – найти общие законы их существования в пространстве и последователь­ности во времени. отсюда два рода наук: феноменологические, имеющие дело с данными явлениями, и номологические, имеющие дело с известными категориями за­конов. Говоря вообще, история есть совокупность целой массы явлений в постоянно изменяющейся жизни народов: мы * можем, с одной стороны, изобразить существен­ное в этой совокупности, представив её в одном целом, с другой стороны, добраться до постоянных отношений сосуществования и последовательности между этими явлениями: в первом случае мы получим науку феноменологическую -–всемирную ис­торию, от которой её философия лишь большей абстрактностью и более темным отно­шением к субъективным вопросам человеческого духа, во-втором, у нас будет наука номологическая – социология: все мыслители, которые мечтали об идеальной и вечной истории, в сущности стремились не к чему иному, как именно к социологии, даже в том случае, когда этой идеальной и вечной истории придавали метафизический характер. Вот простое и понятное различие между философией истории и социологией» (Кареев Н.И. Основные во­просы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. С.5-6)

 

«Научное объяснение геологии (которая по нашей терминологии есть наука феномено­логическая) выпадает на долю механики, физики, химии; научное объяснение истории есть дело психологии и социологии» (Кареев Н.И. Основные во­просы философии исто­рии. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. С.6)

 

Философия истории занимает среднее положение между историей и социологией. Но есть еще и третья наука – теория исторического знания – историософия.

 

«Науки изучают или самые явления, данные в действительности, или законы явлений: отсюда деление наук на феноменологические и номологические, на науки конкретные и абстрактные по Конту. История есть наука феноменологическая, в номологическом ряду ей соответствуют психология и социология. Философией истории мы называем, историю человечества с философской точки зрения, а философскую теорию историче­ского знания и исторического процесса, отвлеченно взятого, называем историософией: последняя должна заимствовать свои учения из философии (самые общие введения), из «историки», т.е. теории исторического знания (методы) и из психологии и социологии (законы духовной и общественной жизни), чтобы быть теорией философии истории, системой её общих идей и принципов, какие необходимы при занятии всякого наукой» (Кареев Н.И. Основные во­просы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. С.9)

«… мы не имеем исторической закономерности, но только психологическую и социологическую» (Кареев Н.И. Основные во­просы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. С.11)

«Мы можем найти некоторые постоянные пути, по которым совершается развитие того или другого элемента культуры, той или другой формы социальной организации, по­скольку изучаемые нами явления повторяются у разных народов и по самой своей при­роде должны повторится именно в такой, а не в другой последовательности: эту-то мы и называем закономерной. Но история народов в своем целом, состоя из целой массы закономерных процессов, находящихся в разнообразных комбинациях взаимодействия, представляет из себя смену явлений, которые следуют одно за другим неодинаковым образом в каждом отдельном случае и подвергаются влиянию самых разнообразных условий. Каждый исторический факт, взятый в отдельности, история * каждого от­дельного народа в ее совокупности, весь всемирно-исторический процесс в его целом таким же образом вполне индивидуальны, и только основные явления духовной и об­щественной жизни повторяются, как элементы, из коих складываются эти индивиду­альные факты» (Кареев Н.И. Основные во­просы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. С.11-12)

 

аналогию своего различения с делением наук у Конта на мабстрактные и конкретные (а не Спенсера?)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.