Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СОРОКИН П.А. (1889-1968)






1.БИОГРАФИЯ.

 

Питирим Александрович Сорокин родился в семье сельского ремесленника, занимаю­ще­гося рестав­рацией церквей. В детстве, сбежав с братом от отца-пьяницы, бродяжни­чал. Образование получал в основном самостоятельно. Увлекся политикой, за что был аре­стован в 1906 году. От­сидев, он сдал экстерном в 1907 году экзамены за гимна­зию, Со­рокин поступает в психоневрологический инсти­тут, где по содействию Бехтерева В.М. был открыт факультет со­циологии во главе с Е.В. Де-Роберти и М.М. Ковалев­ским. Че­рез год он переводится на юри­дический факультет университета, где обуча­ется под па­тронажем известного правоведа Петра­жицкого Л.И. После окончания его оставляют на кафедре, в 1915 году он сдал магистерские эк­замены, а в январе 1917 года получил зва­ние приват-до­цента Петроградского университета.

Принимает участие в Февральской революции, был некоторое время личным секретарем Ке­ренского. После Октябрьской революции, он отходит от политики, чи­тает лекции. В 1920 году избирается ру­ководителем кафедры социологии при факультете обществозна­ния Петроград­ского университета., в этом же году становится профессором кафедры со­циологии Петроград­ского университета. В 1922 году высылается из России. Сначала жил в Праге по приглашению президента Чехословакии Б. Ма­сарика. Затем уезжает в США. В 1924 году он приступил к чте­нию лекций в Мин­нисотском универ­ситете. В 1930 году Гарвардский университет учреждает социологи­ческий факультет и предлагает Сорокину возглавить его.

В социологии Сорокин считается одним из творцов американской социологии. Творческое на­след­ство Сорокина огромно, многие еще не изданы на русском языке. Особое значение имеет его фунда­ментальная работа «Социальная и культурная динамика» в 4 томах (1937-1941). В 60-е годы Сорокин выступал против вьетнамской войны.

 

2.МЕТОДОЛОГИЯ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ.

 

«Физические науки изучают неорганические явления; биология исследует органический мир, общест­венные науки рассматривают надорганические явления.(ЧЦО.с.156)

«Надорганика тождественна сознанию во всех своих явно выраженных проявлениях. Феномен надор­ганики включает язык, науку и философию, религию, искусство (живо­пись, скульптуру, архитек­туру, музыку, литературу и драму), право, этику, нравы и ма­неры, технические изобретения и про­цессы, начиная от простейших орудий труда и кон­чая самыми сложными машинами, дорожное строительство, зодчество, возделыва­ние полей и садов, приручение и дрессировку животных и т.д., а также и социальные инсти­туты. Это все надорганические явле­ния, поскольку они являются проявле­ниями различных форм сознания; они не возникают в ре­зультате голых рефлексов и инстинктов.»(ЧЦО, 157)

По мнению Сорокина, социология является обобщением данных различных общест­вен­ных наук, рас­сматривая все экономические, политические, религиозные, философ­ские процессы во взаимосвязи.

 

В ранней записи лекции о социологии времен первой мировой войны Сорокин так оп­ре­деляет соци­альное явление:

«..социальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в соз­нании индивидов, выступая в то же время по содержанию и про­должительности за его пределы. Это то, что многие называют «социальной душой», это то, что другие называют цивилизацией и культурой, это то, что третьи определяют термином «мир ценностей», в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе. Всякое взаимодействие, между кем бы оно ни про­исходило, раз оно обладает психическим характером (в вышеуказан­ном смысле этого слова) – будет социальным явлением.»(ЧЦО, 39)

 

Биологическое и культурное.

 

В ранний период заметно влияние

«Роль биологических сил во всех этих отношениях сводится к двум функциям. Во-пер­вых, ор­ганизм с лучшей наследственностью будет успешнее осуществлять социокуль­турные функции, предписан­ные ему надорганической средой. Во-вторых, биологиче­ские организмы, родившиеся с определенными характеристиками, обязательно ограничива­ются этими характеристиками, например, умственно отсталый человек не может стать ученым, а человек со слабой конституцией не может стать тяжелоатлетом. Другими сло­вами, как социокультурные индивиды, мы являемся теми, кем мы есть благодаря дейст­вию социокультурных сил; и мы ве­дем себя таким образом, каким нас побуж­дают дейст­вовать эти силы. В связи с указанным выше обстоятельствами предмет социологии и со­циальных наук в целом отличается от предмета физических и биологических наук.»(ЧЦО, 160)

 

Теория социокультурных взаимодействий.

 

«Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия состоит из трех компонен­тов, а каждый компонент, в свою очередь, складывается из множества других, которые определяют его конкретный абрис. Эти компоненты включают в себя: 1) мыслящих, дей­ствующих и реаги­рующих людей, яв­ляющихся субъектами взаимодействия; 2) зна­чения, ценности и нормы, бла­годаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и об­мениваясь ими; 3) открытые действия и материальные артефакты как двигатели и про­водники, с помощью которых объективируются и социализируются нематериаль­ные значения, ценности и нормы»(ЧЦО, 193)

 

3.СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

 

Социальное пространство и время.

 

«Эвклидово геометрическое пространство – трехмерное. Социальное же пространство – мно­гомер­ное, поскольку существует более трех вариантов группировки людей по соци­альным при­знакам, ко­торые не совпадают друг с другом (группирование населения по принадлежности к государству, ре­лигии, национальности, профессии, экономическому статусу, политическим партиям, происхождению, полу, возрасту и т.п.).»(ЧЦО, 300)

«Для упрощения задачи, однако, возможно сокращение до двух основных классов, при условии раз­деления каждого класса на несколько подклассов. Эти два основных класса можно определить как вертикальный и горизонтальный параметр социальной вселенной.»(ЧЦО, 300)

 

Стратификация общества.

 

«Любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не су­ществовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы «плоской» и в которой все ее члены были бы равными. Общества без расслоения, с ре­альным равенством их членов – миф, так и никогда не ставший реальностью за всю ис­торию человечества.»(ЧЦО, 304)

«Семья, церковь, секта, политическая партия, фракция, деловая организация, шайка раз­бойников, профсоюз, научное общество – короче говоря, любая организованная со­ци­альная группа расслаива­ется из-за своего постоянства и организованно­сти.»(ЧЦО, 306)

 

«Социальная стратификация – это дифференциация некоей данной совокупности лю­дей (на­селения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном рас­пределении прав и привилегий, от­ветственности и обя­занности, наличия или отсутствия социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного со­общества.»(ЧЦО, 302)

 

«Конкретный ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообра­зие мо­жет быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессио­нальная стра­тификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в ка­ком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот. Представи­тели высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие, как правило, лишены гражданских прав и нахо­дятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее пра­вило, хотя существует и немало исключений.»(ЧЦО, 303)

 

Экономическая стратификация.

 

Сорокин утверждает, что «любое общество, переходя от первобытного к более развитому со­стоянию, обнаруживает не ослабление, а именно усиление экономиче­ского неравенства.» (ЧЦО.332)

«..в любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратифика­ции и си­лами выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние – стихийно, импульсивно, используя насильственные методы.»(ЧЦО, 334)

 

«Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно за­крытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных ипостасях – экономической, политической и профессиональной». (ЧЦО, 377)

 

4.СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА.

 

«В истории семьи, нации или любой другой группы не существует устойчивой тенденции ни к обо­гащению, ни к обнищанию. Все хорошо известные тенденции фик­сированы только для ог­раниченного периода времени. В течение длительных периодов они могут действовать в об­ратном направлении. История не дает достаточного ос­нования утверждать ни тенденцию в направлении к раю процве­тания, ни к аду нищеты. История показывает только бесцельные флуктуации.» (ЧЦО, 309-310)

 

Он производит следующее разделение этапов прогресса: идеациональная культура, ко­торая строится на «принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности»(ЧЦО, 430); идеалистическая культура, которая строится на том, «что объективная реальность частично сверчувственна и частично чувственна» (ЧЦО, 431); и чув­ственная, которая «основывается и объединяется вокруг.. нового принципа: объективная дей­ствительность и смысл ее сенсорны.»(ЧЦО, 431)

 

Социология революции.

 

Сорокин давал неутешительный прогноз на будущее: наступит моральная и эстетиче­ская анархия, хаос мнений и верований, распад семьи, уход в частную сферу

 

Литература:

1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.